В этот уик-энд украинская столица стала главной киберспортивной точкой на карте Dota 2. В Киеве проходит первый из череды многих minor-турниров с призовым фондом в $300 000 и победными очками для квалификации на The International 2018. Корреспондент Onliner.by отправился туда, чтобы своими глазами увидеть Мекку профессионального гейминга СНГ и заглянуть за кулисы киберспортивного оператора StarLadder.
К двенадцати часам пятницы в «Киев Киберспорт Арене» еще пусто. В огромном зале ровными рядами расставлены стулья для зрителей, над ними периодически пролетает операторский кран, на двух вышках сами видеооператоры настраивают технику перед трансляцией, а на трех больших экранах главной сцены развеваются логотипы Dota 2 и команд-участниц. Студия рассчитана на проведение качественной онлайн-трансляции, тогда как зрительский зал предназначен, скорее, для энтузиастов и придания атмосферы спортивного соревнования.
Киев первым не только из столиц стран — участниц СНГ, но и среди европейских городов получил помещение, которое используется исключительно для киберспортивных мероприятий: здесь проходят международные турниры и ведется трансляция на весь мир на нескольких языках, а когда наступает затишье, площади переоборудуют под гигантских масштабов компьютерный клуб, вмещающий до 200 машин.
— Наша «Арена» работает с 2010 года, — рассказывает Степан Шульга, исполнительный продюсер компании. — На тот момент это была фантастика: стационарная сцена с большим экраном для киберспортивных соревнований. Правда, последние два года мы не используем ее по назначению: она стала слишком мала. Теперь там пульт управления светом, звуком. В зале помещается 200—400 зрителей в зависимости от того, как расположить посадочные места, сколько съемочной техники мы используем.
Рядом с фанатскими местами находятся и комментаторские столы: англоязычный и русскоязычный. Зрители не мешают им, а даже придают трансляции антураж. Какое-то время в «Арене» базировалась команда Natus Vincere: об этом напоминает застекленный шкаф, где хранились трофеи команды. Затем она переехала в собственную штаб-квартиру. Ближе ко входу находится магазин геймерских девайсов, где представлены модные мыши, клавиатуры, гарнитуры и даже стулья. Там же все их можно обкатать перед покупкой.
Степан проводит для нас экскурсию по «Арене» и рассказывает про образование и принципы StarLadder («Звездной лестницы»).
— Почему такое название? Изначально мы назвали так нашу турнирную платформу, на которой есть четыре дивизиона: аматорский, полупрофессиональный, профессиональный и звездный. Геймер может пройти эту лестницу с самого низа и до звездного статуса. Как раз для киберспортивных звезд мы и проводим нашу звездную серию — StarSeries.
Пример — Роман Resolut1on Фоминок, один из самых известных «дотеров» на планете. Ныне 21-летний парень семь лет назад специально переехал в Киев, чтобы приходить в «Арену» играть, тренироваться и подняться по этой лестнице. Это очень показательный пример действия поговорки «Терпение и труд все перетрут». В прошлом году на The International 2016 его команда заняла второе место.
Раньше на месте киберспортивной арены располагался один из цехов завода «Большевик», позже тут был молодежный ночной клуб. Это место подошло нам идеально, так как рядом находится студенческий городок самого большого вуза страны — киевского политеха, еще два университета (КНЭУ и НАУ), станция метро и всего две остановки до Центрального железнодорожного вокзала.
Конечно, вначале все смеялись над нашей затеей: игрушки, соревнования по компьютерным играм. Но одно дело — играть, и совсем другое — все это транслировать. Однако было в нашей истории и большое упущение. До ноября 2013 года мы проводили турниры только в своей «Арене». Аргументация была простая: трансляцию мы и так делаем на весь мир, киберспортсменам нравится Киев, добираться сюда удобно, «Арена» отвечает всем требованиям. Зачем ехать куда-то?
После событий конца 2013 года были определенные трудности, вся эта ситуация нас значительно отбросила. Мы пытались организовать турниры в Киеве, но, конечно, все отказывались: «У вас в стране не очень спокойно, мы не можем приехать». Хотя до этих событий для нас знаком качества наших турниров было то, что на финалы в Киев прилетали фанаты киберспорта даже из Китая.
Мы поняли, что нельзя складывать все яйца в одну корзину. А потому, например, в прошлом году поучаствовали в организации 18 финалов разного масштаба по всему миру: Минск, Москва, Питер, Киев, Шанхай, Шэньчжэнь, Дубай, Лос-Анджелес, Сан-Паулу. Не были только в Австралии. Средняя крейсерская скорость у нас — полтора мероприятия в месяц, а потому перелеты случаются довольно часто.
Несмотря на непростые отношения между Украиной и Россией, в компании StarLadder работает много россиян. Впрочем, как и белорусов. Руководство студии заверяет, что никогда никого не делило по принадлежности к какой-либо стране.
— Нас смотрят все, кто понимает русский язык. Без разделения на границы. В этом прелесть и сила интернет-трансляций.
— Мои брат и мама сильно волновались, когда я переезжала в Киев, — говорит сотрудница StarLadder из Москвы. — Спрашивали: как ты там будешь жить, говорить по-русски? Но я никогда не испытывала никакого дискомфорта, общаясь с людьми в Киеве. Все очень дружелюбно и коренным образом отличается от картинки на телеэкранах.
Говоря о талантах, Степан отмечает, что на медийном рынке, как и в среде киберспортивных организаций, есть конкуренция — в первую очередь за кадры. Комментаторы и аналитики могут получать более выгодные предложения.
— Все мы понимаем, что профессионалы работают за деньги, а не за спасибо. Но мы поняли, что не можем в отношении каждого сотрудника запускать спираль заработной платы, повышая ее каждые полгода и перебивая предложения конкурентов. Ценовая война — деструктивный метод.
Благодаря обилию турниров и приглашениям от организаторов комментаторы могут зарабатывать приличные деньги. Те же топовые англоязычные комментаторы по CS: GO зарабатывают за год шестизначные суммы.
О будущем киберспорта сейчас говорят много. Степан отмечает три мнения, которые выкристаллизовались в мире относительно чемпионатов по компьютерным играм. Во-первых, киберспорт сравнивают со спичкой: очень яркая вспышка и быстрое затухание. Во-вторых, киберспорт видят как начало долгосрочного и большого движения, благодаря чему он будет на равных конкурировать по количеству зрителей и потребленному контенту с обычным спортом. В-третьих, находятся те, кто не признает даже вспышки: бред и нишевый рынок, который уже исчерпал возможности роста по количеству зрителей.
— Исследования подтверждают высокий средний возраст спортивных фанатов: например, средний возраст фанатов американского футбола — 49 лет. Для киберспорта же этот показатель (средний возраст зрителей онлайн-трансляций на стриминговых платформах) составляет 25 лет. Грубо говоря, это люди, которые только начинают свою взрослую жизнь, начинают зарабатывать, у них появляется необходимость в автомобилях, квартирах и прочих благах. Эта аудитория рынка потребления интересна рекламодателям.
Сегодня в рамках SL i-League Invitational S3 пройдут матчи полуфиналов и финала. Следить за сеткой турнира в режиме онлайн можно по этой ссылке.
Благодарим за помощь в организации поездки бренд игровых девайсов Genesis.
Игровые мыши Genesis в каталоге Onliner.by
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by