Ремесло. Минский фотограф о заработке, путешествиях, стоках и обработке

 
35 497
18 марта 2017 в 11:24

Андрей Бортников — набирающий популярность белорусский фотограф и блогер. Он рассказал нам историю своего знакомства с фотографией, о своем подходе и о том, как правильно оценивать свою работу.


Фотографирую я по меркам мэтров недавно. Интерес появился лет 5 назад, когда я был в середине второго десятка. Не было дедушкиного «Зенита» и проявки снимков в детстве. Мне просто стало интересно, как создаются фотографии... и пошло по нарастающей. Я завел себе блог в ЖЖ. В то время активно писали в комментариях и читатели приходили к конкретному автору. Вынужден констатировать, сейчас ЖЖ — как любимый домашний питомец, который находится при смерти.

По профессии я инженер-проектировщик, закончил ПГУ по специальности теплогазоснабжение и вентиляция. Работал в Беларуси и России. На определенном этапе жизни я заработал немного денег и мог некоторое время не волноваться об их нехватке. Начал путешествовать, больше читать и разбираться в искусстве. Это поспособствовало тому, что у меня появился стимул развиваться в сторону фотографии. Я перестал просто бездумно щелкать затвором, а начал изучать фотографию, подходить к вопросу съемки на более серьезном уровне, вкладывать деньги в технику и обучение ремеслу.

Конечно, в масштабах популярных тревел-блогеров я только начинающий, но по миру немного поездил. Побывал во всех странах Прибалтики, был в Швеции и Финляндии, Грузии и Армении, Украине, Болгарии и Греции, Испании и в Индии.

Летать по самостоятельно купленным билетам не всегда выгодно. Порой дешевле купить тур: проживание и перелет можно получить за смешные деньги. Даже с лоукостами есть моменты. Например, зачем очень дешево лететь в Осло, когда отдыхать в самом городе очень дорого?

Давняя мечта — попутешествовать по Черногории на машине. Хочется в Португалию и Исландию, Южную Америку, Камбоджу и Северный Вьетнам. Пик мечтаний — Новая Зеландия.

На мой взгляд, пейзажная фотография должна давать не только эстетическое удовольствие. В них должна быть какая-то изюминка. Сюжет должен быть, даже если он слабо читается.

О репортажной фотографии

Поэтому мне особенно нравится стиль уличной и репортажной фотографии, сам процесс наблюдения за происходящим. Когда я впервые смотрел фотографии Сергея Максимишина, подумал: «Вот это талант, я так никогда не смогу!»

Но это самообман. Нужно фотографировать постоянно, только так вы можете словить больше моментов. Находиться в нужной ситуации и не испугаться — половина успеха, особенно если знаешь, что нужно делать.

Сегодня зрителя не удивить фотографией, к примеру, Антарктиды. Но еще 10—20 лет назад они бы казались невероятными. Что там Антарктида, смертью другого человека уже никого не удивишь, это подтверждают номинанты и победили в престижном фотоконкурсе World Press Photo.

О микростоках и возможности заработать фотографией

За время съемок у меня скопился большой архив фотографий из путешествий. Имея знакомых, которые продают свои фотографии на фотостоках, я задумался, а почему бы и нет? Пройти экзамен на самый прибыльный микросток Shutterstock нетрудно: нужно, что все было в фокусе, резким и отвечающим одной из коммерческих тем. Не должно быть названий брендов и торговых марок.

Чтобы следить за новшествами и трендами, а также расширить свое восприятие фотографии, советую зарегистрироваться в социальных сетях фотографов. В одной из них, EyeEm, мои фотографии пользовались популярностью — я даже был выбран фотографом месяца.

Это принесло много дополнительных подписчиков. Я несколько раз был финалистом конкурсов и призером в одном из них. Также сотрудники фотомаркета Picfair.com меня нашли через Instagram и предложили продавать фотографии у них.

Мне сложно назвать себя тем фотографом, который своим ремеслом зарабатывает большие деньги. Фотостоки доход приносят, но он невелик. Я не «бомблю» специально для стоков, а выкладываю то, что есть. Вот, например, осенью съездил во Львов по скидкам на автобусные рейсы. Там получилось несколько хороших фотографий, я их загрузил на сток.

Был забавный случай. У меня купили три десятка фотографий из Майорки не для коммерческого использования. А потом я случайно наткнулся на книжку-раскраску, которую продают на Amazon.

Недавно попросили бесплатно дать фотографию для печати книги. Мне не жалко, но тут возникает вопрос. Книгу же не делают бесплатно. Почему же снимки должны быть такими? Ведь фотография — это результат твоих инвестиций. Ты покупаешь технику, билет в страну, тратишь свое время. Ни один из этих ресурсов не может быть бесплатным. Хочется получать не только моральное удовлетворение.

Но я часто иду на компромиссы, если это принесет пользу какому-то делу, а люди не нагреют на этом руки. Именно по такому принципу моя фотография из Налибокской пущи стала обложкой туристической брошюры, которая выпущена Национальным агентством по туризму и сейчас рекламирует Беларусь по всему миру.

Про технику

Я до сих пор снимаю на свою первую камеру Nikon D7000. Когда я заметил разрыв в уровне своих фото и снимков именитых фотографов, первым делом пенял на плохую технику: «Надо менять».

Но потом я увидел снимки Влада Соколовского, который снимал на такую же камеру. И понял, что дело не в ней. Вот с этого момента у меня и стрельнуло, что надо разбираться не в технике, а в тонкостях съемки и обработки.

Про обработку

Я все фотографии обрабатываю в Lightroom и Photoshop. Какое-то время я использовал пресеты VSCO, но сейчас делаю «миксы»: из VSCO беру цвет по вкусу, остальные параметры обрабатываю самостоятельно. Много времени на это не трачу, просто делаю так, чтобы она нравилась мне самому.

В Lightroom я делаю основную работу, в Photoshop только дорабатываю. Использую экшен Intelligent Sharpen Павла Косенко для повышения резкости и бесплатный уже плагин Color Efex Pro. Конечно, мне приятно, когда незнакомые люди спрашивают про то, как я снимаю и обрабатываю. Но до узнаваемости еще далеко.

За обработку фотографий я берусь не сразу, а спустя какое-то время, именно эта пауза позволяет взглянуть на них по-новому. Обычно из 500 фотографий мне точно нравятся 2—3, и я на них рассчитываю. Но одно дело — смотреть на маленьком дисплее камеры. По приезде домой все меняется: они могут быть не такими эффектными и резкими. Отбор на мониторе позволяет заметить такое, о чем с камеры даже и не подозреваешь.

Я начал понимать, что добился определенных успехов, когда мои фотографии стали оценивать неизвестные мне люди и коллеги, были публикации в National Geographic, туристическом Lonely Planet, британском The Telegraph, сейчас Nikon использует мои подборки для рекламы своих услуг в социальных сетях и блогах. И этому очень сильно поспособствовали те же фотостоки. Большинство фотографий, опубликованных в этих изданиях, были куплены именно там.

Сейчас на рынке очень много хорошего контента. Крупному ресурсу даже порой быстрее купить снимок на Shutterstock, чем найти его у себя в архиве. Каждый теперь снимает на телефон, в Instagram. Это обеспечивает сложности для развития неименитых фотографов. Но тем самым дает возможности заявить о себе, точнее, об уровне своих фотографий. Ведь именно эти снимки были выбраны фоторедактором, значит, в каком-то плане они оказались лучше других.

Надо больше фотографировать

Надо просто фотографировать, и чем больше, тем лучше. Я и свадебной съемкой занимаюсь.

Мне нравится видеть страсть в глазах влюбленных парочек и снимать это на камеру.

Порой меня удивляют люди, которые ограничиваются чем-то одним и не интересуются другими вещами даже в своей сфере деятельности. Мне интересно все: если я увидел красивый пейзаж, я его сфотографирую, если мне понравилась какая-то композиция, я ее сфотографирую, и так далее, даже если нигде в дальнейшем это не опубликую. Я уже «фотограф до мозга костей», и вряд ли это изменится.

Фото самого автора

И не нужно сравнивать свои фотографии со снимками своих знакомых и других фотографов из своего города, это не приведет к прогрессу. Лучше ориентироваться сразу на именитых людей и смотреть их фотографии. Чем больше будешь разбирать фотографий профессионалов, тем лучше будешь понимать, что «работает» и в твоих, а что нет.

Есть фотограф агентства Magnum Георгий Пинхасов, 50% фотографий которого я не понимаю. Но это не значит, что в них нет смысла. В большинстве случаев смысл находят даже не фотографы, а критики. Плохих фотографий не бывает.

Фотографии Андрея Бортникова в Instagram.

Фотоаппараты в каталоге Onliner.by