Уезжаете надолго за границу? Не забудьте выключить телефон

 
34 790
18 ноября 2016 в 9:39
Автор: Ян Альшевский
Автор: Ян Альшевский

Казалось бы, ничем не примечательная ситуация: белорус уезжает за пределы страны. Иногда обстоятельства складываются так, что времени на решение всех вопросов не остается. Как итог — появляются «хвосты», которые могут не только нервировать, но и стоить денег.

В редакцию Onliner.by обратился абонент одного из сотовых операторов, оказавшийся именно в такой ситуации: страну покинул, договор не расторг, а сделать это из-за границы нельзя.

«Недавно я уехал работать в другую страну и по приезде столкнулся со странной проблемой: я не могу отключиться от услуг оператора, поэтому обязан платить абонентскую плату даже несмотря на то, что не пользуюсь услугами.

В последние дни перед вылетом телефон разрывался от звонков: связь была мне крайне необходима. Поэтому не могло быть и речи о том, чтобы идти в офис оператора и отключаться от услуг. К тому же мой переезд был внезапным, и времени даже на сборы почти не было», — рассказал нам абонент.

По его словам, он не задумывался о том, что нужно предпринимать специальные шаги для расторжения договора, и был убежден, что можно отключиться через сайт или связавшись со службой поддержки. «Только через личное обращение владельца номера с паспортом в офис нашей компании», — такой ответ он получил в техподдержке оператора. Также имеется возможность оформить доверенность, что в случае нашего собеседника затруднительно по ряду причин: за границей такие услуги стоят недешево.

«Мне нужно искать кого-то, просить прислать мне сканы документов, потом идти к нотариусу, заплатить кучу денег (там, где я живу, такие услуги будут стоить, скорее всего, столько, что мне хватит на год абонентской платы), потом нужно пересылать доверенность в Беларусь и просить кого-то сходить с ней за меня в офис», — продолжил молодой человек.

Нашлось место в истории и претензионно-исковой работе, которую упомянул сотрудник оператора. Впрочем, такая практика является повсеместной. Тем не менее, как следует из разговора со сторонами, действительно удобный в сложившейся ситуации способ расторгнуть договор озвучен не был. Мы разузнали, как поступать в таких ситуациях.

Прежде стоит отметить, что «быстрое» расторжение договора возможно лишь после визита абонента в офис оператора: это связано с требованиями белорусского законодательства. То же касается и прекращения договора с помощью друзей, знакомых, родственников: они не могут выступать в качестве доверенных лиц без той же доверенности.

Действительно, в «век высоких технологий» выглядит необычным требование посещать офис, однако есть и вполне официальные лазейки.

В нашем случае абонент с помощью USSD-запросов самостоятельно перешел на самый дешевый тариф оператора, поставив затем номер на паузу. За год платеж на таких условиях — 50% от абонплаты — составит менее $20 в эквиваленте. С учетом сохранения номера решение не слишком затратное. Но цель все же — прекратить действие договора.

Проще всего в этом плане оказалось у оператора life:), который работает по предоплате и не взимает абонплату.

«Если абонент не пополнил вовремя счет, услуги становятся недоступны», — пояснили нам в компании. При этом его SIM-карта остается активной в течение 180 дней с момента последнего пополнения баланса. Если абонент и далее не пользуется услугами и не пополнил свой счет, то начинается период приостановки обслуживания (90 дней). В это время абоненту недоступны входящие и исходящие сервисы, но предоставляется возможность пополнить счет для возобновления обслуживания. При отсутствии пополнений баланса в течение указанного срока договор расторгается в одностороннем порядке.

У оператора МТС существующим абонентам предоставлена возможность перехода на архивный тарифный план без абонентской платы либо установка «паузы», в рамках которой абонентская плата снижается на 50%, рассказал представитель оператора. Для одного из базовых тарифов это означает незаметную для кошелька сумму. Второй вариант — уйти в минус, не платить два месяца, после чего активируется полная блокировка и образуется задолженность. Оператор в одностороннем порядке расторгает договор, а бывший абонент гасит задолженность, внося деньги на лицевой счет (удаленно или с помощью друзей/знакомых). Договор предусматривает возможность взимания пени, но это не является обязательным условием.

И, наконец, у velcom принята подобная практика: существует возможность перейти на тариф с низкой абонентской платой и последующей установкой услуги «пауза». Полная блокировка номера наступает через 150 дней после появления задолженности. В этом случае следует одностороннее расторжение договора, после чего от бывшего абонента требуется погасить задолженность. Правда, в договоре имеется пункт, который гласит: «Клиент оплачивает компании пеню в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки, а также проценты, определяемые ставкой рефинансирования Национального банка Республики Беларусь».

Стоит отметить, что во всех случаях операторы имеют право предпринять действия по обеспечению возврата средств, если абонент пользовался услугами с условием предоставления планшета, смартфона или телефона, но решил внезапно покинуть страну.

Рекомендация будет общей для всех: если вы готовитесь к отъезду, стоит решить подобный вопрос заранее. В противном случае придется расстаться с некоторой суммой денег.