Проектов много — денег мало. Почему белорусский стартап не заработает $25 миллиардов

32 270
27 октября 2016 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Тарналицкий

Проектов много — денег мало. Почему белорусский стартап не заработает $25 миллиардов

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Тарналицкий

Стартап-движение в Беларуси бурлит. Вдохновленные историей успеха MSQRD, многие стремятся в ИТ со своими проектами, встречаются с инвесторами, ищут деньги на развитие. О белорусских стартаперах, их слабом маркетинге и сильной технической базе, а также о том, чего не хватает для развития в Беларуси, корреспондент Onliner.by поговорил с директором центра «Стартап технологии» и создателями трех успешных стартапов, которые хотят менять туризм, медицину и озабочены состоянием окружающей среды.

Десять белорусских стартапов недавно вернулись из Москвы, где с убедительным счетом 7:3 победили российских предпринимателей в международной битве проектов. Белорусская сборная удостоилась похвалы российских инвесторов. Они отметили высокий уровень подготовки по сравнению с теми же российскими конкурентами.

— Это свидетельствует о потенциале белорусских проектов, а также о хорошей подготовке, оттачивании презентации: говорят по делу, укладываются в лимит времени, показывают достаточно слайдов, раскрывающих перед инвестором тему.

Так охарактеризовал результаты международного баттла стартапов, прошедших в Москве, Алексей Шабловский, директор центра поддержки предпринимательства «Стартап технологии».

Баттл проходил в 10 раундов. В каждом сравнивались российский и белорусский проекты, близкие друг к другу по тематике. Три первых места в общем рейтинге стартапов достались белорусам.

— Хоть московские инвесторы и повидали много проектов, но профессионализм наших ребят их впечатлил. Они проявляли к ним живой интерес, спрашивали контакты, чтобы продолжить общение в переписке. Некоторых пригласили на другие бизнес-мероприятия. Один из проектов заключил договор с инвестором о финансировании.

Добираются до финалов подобных мероприятий немногие проекты. Сперва все заявки проходят отбор через минских экспертов, затем жюри фильтрует стартапы на живой презентации, а уж лучшие из них попадают на международные стартап-баттлы. Звучит немного по-спортивному.

— Спорт и бизнес — весьма похожие темы. Необходимо всегда тренироваться, поддерживать себя в тонусе, развиваться. Если ты останавливаешься, тебя обходят конкуренты.

— Белорусские стартаперы сильны с технической стороны, но они зачастую далеки от бизнеса, от продаж, — замечает Алексей. — Многие не понимают, что нужно заниматься в первую очередь продажами. А потом уже развивать продукт дальше. Наши же пытаются «допилить» продукт до совершенства и только потом начать его показывать и продавать. И так бывает, что авторы проекта «уходят в себя» вместо того, чтобы постоянно коммуницировать с рынком, с потребителями. А потому иногда конечный «совершенный» продукт уже не совсем соответствует рынку. Поэтому и рекомендуем «технарям» искать себе в напарники бизнесмена, который будет знать, как продукт позиционировать, как его упаковать, продвинуть, прорекламировать и продать.

По мнению Алексея, многие идут в ИТ-стартапы, потому что это модно. Видят громкие сделки наподобие MSQRD или Maps.me и считают, что вне ИТ будущего нет. Однако это не так. Очевидно, что будущее есть и у ИТ-сектора, и у реального сектора экономики. Авторы ИТ-стартапов не всегда объективно оценивают свой проект. На памяти директора центра поддержки предпринимательства был стартап, создатели которого заверяли, что он сможет заработать $25 млрд.

— В реальности это был проект, мягко говоря, сырой. Продукта нет, есть только идея. Но и она не проработана. В результате процент успешных стартапов в Беларуси, как и во всем мире, довольно невысок.

Но это лишь часть правды. Даже неудавшийся бизнес-проект приносит пользу его авторам. Неудачи помогут сделать следующий проект более успешным. Трудно делать первые шаги в большой бизнес.

А потому и важно, чтобы экспертное сообщество помогало авторам бизнес-проектов делать правильные и более уверенные шаги, минимизировать риски. Победители московского конкурса стартапов как раз и проходили экспертное «сито», прислушиваясь к критике маститых предпринимателей. Удивительно, но их авторы сумели затронуть совершенно разные сферы применения высоких технологий: туризм, окружающая среда, медицина. Особое внимание инвесторы уделили проекту Teleport, который сумел договориться о финансировании.

Teleport, Брест

Этот проект предлагает установить по всему миру панорамные онлайн-камеры. Через сайт пользователи могут удаленно побывать во всех уголках мира, а заодно просмотреть рекламу в виде дополненной реальности, которая позволит монетизировать проект.

Команда проекта: Антон Любохинец, Виталий Безносик, Ольга Колосовская, Сергей Винокуров

— Для туристических агентств мы, безусловно, не конкуренты. В любом случае, живые и виртуальные путешествия — это не одно и то же, — заявляет основатель Teleport Сергей Винокуров. — Да, у нас есть конкуренты наподобие Google Street View. Наше отличие в том, что их панорамы — это фотографии, чаще всего неактуальные, сделанные несколько лет назад. Наш сервис предоставит онлайн-видео 360°, которое будет актуальным каждую секунду.

Проект ребят получил первые инвестиции. Их планируют направить на создание и тестирование первой его модели, поиск ошибок и проверку гипотез. Затем намерены выйти на новый этап инвестиций, который позволит масштабировать бизнес. Авторы проекта отмечают, что получить финансирование в Беларуси очень сложно. Стартапов много — денег мало.

— За время создания и развития проекта мы посетили множество мероприятий для стартаперов. Встретиться с белорусским инвестором нам приходилось только однажды. Это позволяет говорить, что конкуренция за местных инвесторов, мягко говоря, серьезная. Бывают, конечно, разные проекты: по специфике, направленности на рынки и целевую аудиторию. Наверняка есть такие, которые могут вырасти собственными силами. Однако инфраструктурным проектам типа нашего, да еще и нацеленным на мировые масштабы, собственными силами на территории Беларуси развиться нереально: и пользователей недостаточно, и не всегда население нашей страны готово к новшествам.

R-NOX, Минск

Создатели комплексной платформы R-NOX eco platform для оценки рисков, связанных с загрязнением окружающей среды, ехали в Москву скорее не за инвестициями, а за экспертной оценкой, критикой. Ребята поставили перед собой благородную цель — наглядно показать взаимосвязь между загрязнением и здоровьем, спроецировав ее в виде финансовых потерь для государства. Одна из частей проекта — продукт по измерению качества воздуха для жителей городов. В ближайшее время авторы планируют выйти с ним на Kickstarter.

Команда стартапа R-NOX

— Мы технологический стартап. Коммерческий успех приходит только после того, как твой продукт начинает реально помогать и решать проблемы общества. В мире слишком много стартапов, которые в первую очередь думают, как бы больше заработать денег. Если твой продукт хорошо решает проблемы, то он автоматически становится коммерчески успешным.

Конкуренции за белорусских инвесторов Вадим не видит, так как самих инвесторов, готовых вкладывать в стартапы, можно пересчитать по пальцам. Вместе с тем он замечает, что хоть на традиционном рынке интернет-сервисов наблюдается идейный кризис, то «интернет вещей» только набирает свои обороты.

— Рынок Internet of Things только формируется как в области устройств, так и в области аналитических платформ. В этой сфере еще остается много возможностей. Но тут следует понимать, что IoT — это прежде всего огромная надстройка софта над железом.

Triniti, Минск

Последнее утверждение наглядно демонстрирует тренирующий симулятор Triniti. Его создатели вдохновлялись принципом работы куклы-марионетки. Посредством запатентованной технологии двухслойного экзоскелета можно симулировать перемещение различных частей тела человека в тех направлениях, которые необходимы для реабилитации. Авторы утверждают, что их реабилитация подходит пациентам, перенесшим инсульт, детям, страдающих церебральным параличом, лицам с болезнью Паркинсона и рассеянным склерозом, с больными суставами и позвоночником. Инновация заключается в программе, которая позволяет обходиться без прямого участия врача и программировать «правильные» двигательные стереотипы.

— С 2007 года я работаю над различными методами нейрореабилитации, — рассказал Владислав Лукашевич, который долгое время трудился старшим научным сотрудником Республиканского центра неврологии и нейрохирургии. Он работал с самыми сложными больными со всей республики. — За это время накопилось очень много нереализованных идей, которые к 2012 году родились в концептуальный образ. 

За три года с моим партнером и главным инженером проекта Денисом Давыдовым мы переработали как минимум 5 прототипов, пока не нашли конечный вариант. В этом году должны закончиться клинические исследования в одной из минских больниц. На 2017 год планируем завершить процедуру медицинской регистрации изделия, что приблизит его к стадии коммерциализации.

Многофункциональная станция по затратам не должна превышать полугодовые затраты родителей на реабилитацию своего ребенка с церебральным параличом. Расчеты показали, что это сумма в пределах $2—3 тысяч.  Сегодня мы четко знаем, как сделать реабилитацию доступной не только для районной поликлиники, но и для каждого нуждающегося пациента. 

По мнению Владислава, в разработке медицинской техники очень мало проектов не только в Беларуси, но и в мире. Узкая специфика требует высокого уровня профессиональных знаний. К тому же процесс превращения идеи в рабочий образец занимает несколько лет. Что тотчас отпугивает инвесторов на ранних стадиях.

Бассейны в каталоге Onliner.by

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by