Крушение «Титаника» — пожалуй, самая известная катастрофа с участием кораблей. О причинах, которые привели к гибели полутора тысяч человек, снимают телепередачи и фильмы, а также рассказывают при любом подходящем случае. Однако, несмотря на гигантские размеры судна и многочисленные людские потери, это далеко не самое масштабное кораблекрушение. За год до окончания Второй мировой войны произошла одна из самых страшных в истории мореплавания катастроф, унесшая жизни более чем 5600 человек.
«Кораблями ада» военнопленные называли японские торговые суда, которые перевозили взятых в плен союзников и рабочих (фактически рабов). Название совершенно заслуженное, если в том, что рассказывают о таких кораблях, есть даже десятая доля правды.
В душных трюмах подобных кораблей в невыносимых условиях содержались тысячи людей, дожидающихся прибытия судна к точке назначения. Обычно это был какой-нибудь порт, от которого можно было добраться до очередной японской стройки века. Трюмы доверху забивали еще живыми человеческими телами так плотно, что невозможно было не только лечь, но и сесть. Большинство пытались пережить неблизкое плавание стоя, топчась в остатках сахарного сиропа и конского навоза, которые не успели убрать после «мирных» рейсов.
«Дзюнъё-мару» был как раз одной из таких стальных тюрем. Японский «Корабль ада» был построен то ли в 1913 году в Глазго, то ли в 1908 году в Ливерпуле. Судно имело водоизмещение около 5000 тонн, длину 123 метра и ширину почти 16 метров. За свою историю корабль сменил шесть владельцев и пять названий. В конце концов он отошел японцам, которые дали судну гордое название «Дзюнъё» («ястреб» по-японски). Вторая часть составного названия — «мару» — является стандартным для Японии обозначением торгового корабля.
В середине сентября 1944 года «Дзюнъё-мару» поднял на борт «груз» в виде 2300 британских, австралийских, американских и нидерландских военнопленных. Кроме того, здесь было около 4200 ромушей — так японцы называли фактически угнанных в рабство жителей Индонезии. 16 сентября 1944 года корабль покинул порт Танджунг-Приок в Джакарте и направился в сторону порта Паданг на западном побережье Суматры. Там пленные и ромуши должны были работать над строительством 220-километровой железной дороги, предназначенной для транспортировки угля на восточное побережье Суматры.
Для того чтобы поместить в трюмы максимально возможное количество людей, японцы оборудовали «Дзюнъё-мару» вторым этажом — дополнительной палубой, сделанной из бамбука. На ней лежали обессилевшие или больные пленные, ромушей же загнали в носовой трюм.
Один из немногих выживших пленников «Корабля ада» позднее вспоминал об издевательствах со стороны японцев. Людям практически не давали питьевую воду, время от времени в трюм спускали контейнеры с морской водой и мочой. «Вы родились как крысы и умрете как крысы», — приговаривали при этом конвоиры. О еде и речи не шло. Как таковых не было туалетов. На верхней палубе обустроили несколько выступающих за борт деревянных будок, но воспользоваться ими с учетом бесконечных очередей могли далеко не все.
Трюм «Дзюнъё-мару» представлял собой ужасное зрелище. Вонючий, душный, он мало подходил для перевозки не только людей, но и чего бы то ни было вообще. Пленники страдали от малярии и дизентерии, кто-то умирал, некоторые сходили с ума. Один из британских заключенных попытался бежать, прыгнув за борт, однако его поймали, жестоко избили и предупредили, что следующая попытка побега закончится смертью.
17 сентября «Дзюнъё-мару» прошел мимо Кракатау — до конечной цели оставалось почти полпути. Сопровождали судно вооруженные глубоководными бомбами катер и канонерка. Правда, частенько они здорово отставали от «Корабля ада», вплоть до потери визуального контакта. Сказывалась то ли небрежность моряков, то ли лень, то ли убежденность в безопасности, а может и все вместе.
В эти же дни территорию близ западного побережья Суматры патрулировала британская подводная лодка Tradewind под командованием 30-летнего капитана-лейтенанта Линча Мэйдона. Она сошла со стапелей меньше года назад и была оборудована по последнему слову военной техники. Задача подлодки состояла в том, чтобы выслеживать и топить вражеские транспортные корабли и конвои.
О том, что за страшный груз могли перевозить такие суда, командование или не знало, или не хотело знать. Стоит отметить, что японцы не помечали «Корабли ада» красным крестом, как того требовала Женевская конвенция в отношении подобных рейсов. В случае соблюдения этого условия тысячи людей, возможно, остались бы живы.
18 сентября 1944 года около 15 часов вахтенный Tradewind заметил через перископ размытую струйку дыма примерно в 12 километрах к югу от подводной лодки. Капитан отдал приказ: полный вперед к цели! Вскоре стало понятно, что британцы преследуют старый торговый корабль.
Мог ли Линч Мэйдон увидеть, что собирается атаковать судно, полное военнопленных, среди которых к тому же было много его соотечественников? Теоретически да, мог. Подлодка Tradewind была оснащена мощным перископом, позволявшим наблюдать довольно четкую картинку на длинных дистанциях. Ирония судьбы в том, что за полторы недели до злополучной встречи аппарат вышел из строя, поэтому команда была вынуждена довольствоваться вспомогательным перископом, предназначенным для относительно близких расстояний.
Решив, что перед ними японский торговый корабль, Линч Мэйдон отдал приказ торпедировать его. С 15-секундным интервалом в сторону «Дзюнъё-мару» направились четыре снаряда. Опасаясь глубоководных бомб, которыми был вооружен конвой японцев, Tradewind не стала дожидаться итогов атаки, а немедленно погрузилась и отплыла подальше от врага.
Около 16 часов «Корабль ада» содрогнулся от первого взрыва, спустя мгновения — от еще одного. В цель попали две из четырех торпед, однако и этого было достаточно, чтобы пустить «Дзюнъё-мару» на дно.
Японцы сразу поняли, что их атаковала подлодка. В ответ они успели выпустить три бомбы, однако Tradewind была уже далеко от опасной зоны. В это же время «Дзюнъё-мару» охватывала паника, под звуки орущей сирены судно начало крениться кормой вниз.
Из стальной ловушки, в которую превратился трюм, можно было выбраться только по одной лестнице. Тысячи людей ринулись к ней, сотни погибли в давке. Те, кто добрался до верхней палубы, пытались спустить на воду две спасательные шлюпки и несколько плотов. Кто-то прыгал за борт, кто-то пытался обзавестись хотя бы куском дерева, который помог бы продержаться на воде. В спасательных жилетах были только японцы.
Именно их в первую очередь подбирали катер и канонерка. Отличить японцев от остальных можно было по флагам страны, которыми они размахивали. Этот атрибут был обязательной частью обмундирования солдат императорского флота. Большинство ромушей даже не пытались спастись и утонули вместе с кораблем — наружу выбрались лишь пару сотен человек.
За считанные минуты корма «Дзюнъё-мару» ушла под воду. Несколько секунд над водной гладью вертикально возвышался нос «Корабля ада», после чего исчез и он, оставив после себя сотни борющихся за свою жизнь пленников. Конвоиры спасали своих, японцы также оказались в спасательной шлюпке (вторая утонула при попытке спустить ее на воду). Тем, кто пытался выбраться хватаясь за борта, топором рубили пальцы. В конце концов канонерка, катер и лодка уплыли к берегу, до которого было почти 6 часов хода. Вернулись они только на рассвете следующего дня.
Спасать, правда, было почти некого. По словам выживших, вся ночь была наполнена криками о помощи. Люди цеплялись за обломки и мусор, пытались взобраться на полные плоты и порой уходили на дно вместе с ними. Ситуация усугублялась всепоглощающей жаждой. Один из несчастных прокусил шею соратника, чтобы напиться его крови.
В результате одного из крупнейших за всю историю мореплавания кораблекрушений погибли более 5600 человек. Спаслись лишь около 700 пленных и менее 200 ромушей. Впереди, однако, их ждали еще более суровые испытания. Всех несчастных, которые избежали смерти в океане, все-таки отправили строить железную дорогу на Суматре. Нечеловеческие условия пережили лишь 96 военнопленных, остальные погибли вместе со всеми ромушами.
Крушение «Дзюнъё-мару» — не единственный, хотя и самый масштабный по количеству жертв пример гибели одного из «Кораблей ада». Всего во время Второй мировой войны затонуло не менее девяти таких транспортных судов, атаки на которые унесли жизни почти 26 000 человек.
Подлодка Tradewind и ее капитан благополучно пережили военные действия. Судно в 1955 году отправили в утиль, а Линч Мэйдон сделал неплохую политическую карьеру. О том, что именно его приказ привел к гибели нескольких тысяч человек, в том числе соотечественников, он догадался в ходе переписки с одним из выживших в результате атаки на «Дзюнъё-мару». Вскоре после этого экс-капитан Tradewind умер в возрасте 58 лет.
В статье использованы фотографии из следующих источников: vancouver.ca, trijaya-travel.com, histomil.com, hellfire-pass.commemoration.gov.au, tweedewereldoorlog.nl, naval-history.net, npg.org.uk, iwm.org.uk, northkohala.wordpress.com, navyhistory.org и wikiwand.com.
Радиоуправляемые судомодели в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by