Слишком круто для этой части Вселенной? Рецензия на фильм «Джейсон Борн»

32 127
09 сентября 2016 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Слишком круто для этой части Вселенной? Рецензия на фильм «Джейсон Борн»

Автор: Константин Сидорович

В далеком 1980 году американский писатель Роберт Ладлэм написал «ответ» Яну Флемингу — роман «Идентификация Борна». Главный герой имел много общего со своим британским конкурентом, но немало и отличался от него. Здесь все на сто градусов серьезней, и при этом ситуации, в которые попадают главные и другие герои, максимально приближены к реальности.

Первый фильм о беспамятном экс-агенте ЦРУ вышел еще в 1980-х, но, разумеется, сегодня кинофраншиза о Джейсоне Борне знакома прежде всего по снятой с 2002 по 2007 год трилогии с Мэттом Дэймоном в главной роли. Картины пришлись публике по вкусу — вся эта суета с правительственными агентами, воспоминаниями о СТРАШНЫХ ТАЙНАХ и редкими, но смачными потасовками.

И вроде бы трилогия благополучно завершилась, события дошли до своего логического конца, однако в 2012-м Борна «воскресили» в очередном фильме франшизы. Кроме названия и литературной основы, он имел мало общего с предыдущими лентами и предсказуемо был обруган и оплеван фанатами. И вот настал 2016-й — год, когда все должно было вернуться на круги своя. В режиссерское кресло снова сел Пол Гринграсс, снимавший вторую и третью серии саги, а в шкуру экс-агента вернулся Мэтт Дэймон. Добавим сюда солидный бюджет в 120 миллионов долларов и благословение самой Universal Pictures. И все же смешать правильно хорошие ингредиенты не получилось.

Затрагивать сюжет «Джейсона Борна» абсолютно бессмысленно. Зрителям в который раз показывают «солянку» из правительственных игр с настоящими и бывшими спецагентами. Кто-то ведет двойную игру, кто-то — тройную. Все бегут, крадутся, подозревают друг друга и хитро щурят глаз. Сухая, пресная схема дает сбой только когда персонажи начинают молотить друг друга ногами, кулаками и подручными предметами, а также во время финальной погони, по старинке сочной и красочной, но жутко неправдоподобной.

Один из главных недостатков фильма — возведенная в абсолют пафосная серьезность всего, что здесь происходит. Герои бросают в камеру уставшие взгляды с томной поволокой. С каменным выражением лиц они рассказывают друг другу СТРАШНЫЕ ТАЙНЫ (на самом деле, просто скучные). С выражением вселенского пафоса рассуждают о предательстве, работе и прочих важных вещах. С грустью и тоской в голосе делятся информацией о перемещении противника (группы «альфа» и «бета», ага). Молча метелят один одного и грозятся отомстить. Походя Джейсон Борн с помощью других вспоминает какие-то банальности, подающиеся как откровение.

Тотальная серьезность сыграла с картиной злую шутку. То, что можно простить бондиане, здесь проверку не проходит. Ленты об агенте 007 тоже построены на разного рода несуразностях, но благодаря их легкой, зачастую юморной подаче все условности воспринимаются скорее как неотъемлемые атрибуты сериала.

«Джейсон Борн» не такой. Здесь все по-взрослому. Герои — слишком крутые, события — слишком значимые, взгляды — слишком честные. Нет, вся эта напыщенность и раздуваемые от важности щеки давно не воспринимаются так, как на это надеются создатели блокбастера. Получился обратный эффект, когда за счет искусственно нагнетаемой серьезности мозг подмечает недостатки, сводящие старания кинематографистов на нет.

Поэтому только с улыбкой можно смотреть за тем, как через компьютер в два клика здесь ломают базу данных ЦРУ, за секунду находят по фотографии нужных людей, размытые снимки одной кнопкой делают сверхчеткими, узнают друг друга в многолюдной толпе на расстоянии километра и за полминуты вырубают электричество в коворкинге на другом конце света. Все это органично смотрелось бы в том же «Бонде», вместе с каким-нибудь шепелявым злодеем, его котом и маленьким домашним атомным взрывом. «Борн», однако, пришел в этот мир не для того, чтобы шутки шутить да бомбы взрывать. Как же, ведь здесь все почти по-настоящему, даже Сноудена для пущей реалистичности упоминают. Нет уж, извините, но все это, наверное, слишком круто для нас. Настолько круто, что попытки маскироваться под реальность выглядят совсем фантастическими, будто все происходит в некой другой Вселенной.

Ко всему прочему новый «Джейсон Борн» крайне слаб драматургически. Все те ниточки взаимоотношений, которые сценаристы пытаются протянуть между героями, постоянно обрываются. Вот взять, например, Венсана Касселя, который носится по всему земному шарику и питает к Борну чуть ли не инфернальную ненависть. Главный герой вроде бы тоже ненавидит противника не меньше, чем Гитлера. Вот только истоки напряженных отношений между двумя персонажами поданы так слабо, что старательно изображаемая на экране вражда вызывает у зрителя скорее недоумение, чем понимание или хоть какое-нибудь сопереживание.

Совсем грустно смотреть на директора ЦРУ в исполнении Томми Ли Джонса. То ли актер совсем постарел, то ли голос ему в русскоязычном дубляже подобрали неудачный, то ли и то, и другое вместе, но роль злодея здесь ему не к лицу. По фильму видно, что из Роберта Дьюи должен был получиться этакий хитрый, жестокий, умудренный опытом паук, просчитывающий действия друзей и врагов на 10 шагов вперед. Однако вместо этого нам показывают дряблого дедушку, которому впору внучкам памперсы менять, а не строить козни мирового масштаба.

Маскирующийся под сложные материи «Джейсон Борн» на поверку оказался чрезвычайно простым и слабеньким продолжением франшизы. Следить за развитием событий неинтересно, а попытки сохранить хорошую мину при плохой игре не вызывают ничего, кроме зевоты. «Борниана» должна была закончиться на «классической» трилогии, но «мертвеца» почем зря растянули еще на две слабые серии. И нынешнюю премьеру не спасает даже задорная погоня, снятая в лучших традициях «старой школы», но тонущая в затянутом хронометраже абсурдных, банальных, пафосных и вторичных эпизодов.

Оценка Onliner.by: 5 из 10.

Экшен-камеры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by