18 августа 2016 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Максим Тарналицкий

Белорусы делают своих «покемонов» — с драками и дополненной реальностью

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

В отличие от 3D, которое не прижилось на телевизорах и смартфонах, дополненная реальность выглядит куда более перспективной технологией. Она дешевле виртуальной (не надо покупать дорогой шлем и производительный компьютер или приставку), к тому же всегда с собой. О том, что AR (augmented reality) станет трендом, говорят давно, и тот, кто имеет желание и ресурсы, пытается оказаться в колонне первооткрывателей.

На самом деле, конечно, они не станут пионерами индустрии: дополненная реальность уже давно присутствует в тех же смартфонах в виде интерактивных картографических сервисов, спецэффектов в приложениях и так далее. Полтора года назад Onliner.by также протестировал один из вариантов ее применения в играх.

«Понятно, что все бегут туда, где хайп и деньги!»

До выхода Pokemon Go направление развивалось незаметно, по крайней мере для большинства белорусов. Потом случились карманные монстры, которые захватили все слои населения даже не будучи официально представленными в Беларуси. Куй железо, пока горячо, решили в молодой белорусской IT-компании MintFrogs и принялись за собственный проект. Примером им служили не столько «покемоны», сколько успех MSQRD. О планах нам рассказал Матвей Федоринчик, основатель студии.

— Дополненная реальность — это мейнстрим, но не постигнет ли технологию участь 3D-телевидения? Вроде интересно, прикольно, но на самом деле никому не надо.

— «Покемоны» сейчас зарабатывают $10 млн в день при том, что их нет в мировом релизе. Snapchat заплатил за Looksery $150 млн, Facebook выложила за MSQRD весьма внушительную сумму.

И стартапы, и инвесторы активно смотрят на направления дополненной и виртуальной реальности, дикий ажиотаж начался еще прошедшей зимой: появилось множество новых разработчиков и десятки фондов, инвестирующих в технологию. А что творилось в СМИ, вы тоже заметили: в заголовке каждой второй новости было слово «покемон». Понятно, что все бегут туда, где хайп и деньги! [Смеется.]

Постигнет ли AR участь 3D-телевидения? Считаю, что нет. Направлений в дополненной реальности больше, она более привлекательна для пользователя и разработчика. Я, например, ненавижу фильмы в 3D — кроме мутной картинки там нет никакого wow-эффекта.

Towar.io

— Кто подтолкнул вас к этому направлению? Может быть, Microsoft с Hololens?

— Лично меня вдохновил MSQRD. Мне довелось побывать внутри «торнадо» — в команде, которая разработала приложение, и эмоций я испытал немало.

Недавно примерил HTC Vive — очень интересный девайс, однако мало хорошего контента. Невероятным показался, конечно, Hololens. Самому его протестировать пока не удалось, но отзывы от знакомых просто фантастические. Не верится, что уже сейчас мы можем побыть в роли Железного человека. Будущее уже наступило! Но, думаю, нужно еще лет пять для развития направления.

— Делать мобильные игры — неужели это до сих пор востребовано и на этом можно заработать? Ведь если выстреливает Pokemon Go, это не значит, что выстрелит что-то еще.

— В игры играли и будут играть до тех пор, пока существует человек. Разрабатывать мобильные игры выгодно: рынок большой, войти в него не стоит огромных денег. Чтобы создать нормальный консольный проект, нужны миллионы, а мобильный — головастый парень с растущими из правильного места руками и хорошей механикой для игры.

Заработать на мобильном рынке можно, хотя, конечно, сложно. В последние годы существует огромная конкуренция, поэтому нужно найти способ выделиться из толпы. Тот же Wargaming пытался клонировать всякие «варкрафты», а потом плюнул и начал продвигать свою тему. И это сработало.

— Сложно ли быть небольшой белорусской компанией-разработчиком?

— Конечно нет! Вообще, маленькие команды намного эффективнее крупных. Как, например, устроена Supercell (Clash Royale, Clash of Clans)? Вся компания поделена на маленькие «ячейки», каждая из которых независима и занимается своей игрой. Решения принимаются быстро, и КПД у них намного выше, чем в больших компаниях. В крупных будут месяц выбирать цвет кнопки, а в маленьких за это время уже и демку сделают.

— Сейчас MintFrogs ведет разработку двух проектов: League of Arosaurs и Towar.io. Первая — попытка повторить успех «покемонов»? А вторая?

— На самом деле проект League of Arosaurs мы начали делать еще задолго до успеха «покемонов», потому как верили в этот сеттинг (у нас тоже зверьки с магическими способностями), в дополненную реальность. И «покемоны» доказали всем, что подобные проекты интересны и могут зарабатывать хорошие деньги.

Это будет не просто игра, а сервис. Едешь где-нибудь, играешь, да еще и знаешь, где находишься. Можно будет видеть всех игроков поблизости, жена сможет следить за мужем. [Смеется.] Можно будет сразиться с другими геймерами.

Вторая игра — тоже «риалтаймовый» проект, где нужно захватывать башни противников. Это будет онлайн-месиво!

«Пару месяцев гнали семь дней в неделю, потом подустали и поняли, что „пересид“ ни к чему не приведет»

— Почему вы решили заняться этим направлением?

— У меня был стартап MintPay, но его считали скучным, приходилось бороться с бюрократией. В какой-то момент захотелось сделать что-то прикольное, приносящее положительные эмоции, и виральное к тому же. Тут еще Uber пришел, все как-то приуныли. Специалиста уровня Евгения Затепякина [партнер MSQRD, специалист в области машинного зрения. — Прим. Onliner.by] в команде нет, как и крутых технологий, но зато были необходимые навыки и умения.

Еще зимой решили заняться дополненной реальностью. Попробовали, понравилось, да и в сравнении с существующими на рынке наш проект оказался лучшим. Помимо дополненной задействовали и виртуальную реальность: если инвестор услышит «AR» и «VR», его интерес увеличится вдвое и он даст деньги. [Смеется.]

Собрали команду, сняли офис, начали работать. Появились свои покемоны — арозавры (приставка AR — augmented reality). Пару месяцев гнали семь дней в неделю, потом подустали и поняли, что «пересид» ни к чему не приведет.

Затем вышла Pokemon Go, которая взорвала мир… Сейчас по запросам дополненная реальность бьет все категории в магазинах мобильных приложений. Это сыграло нам на руку: если до недавних пор инвесторы воротили нос и говорили «ерунда», то теперь отношение изменилось. Но в VR все только начинается, надо вовремя запрыгнуть в поезд. «Поезда» с новыми технологиями ходят каждый год, глобальные — каждые три-четыре года. Кто успевает, тот в деле.

Альфа-версия League of Arosaurs будет готова к сентябрю, релиз, возможно, состоится в октябре-ноябре. Если не расслабляться [на самом деле прозвучало слово, более ярко характеризующее необходимость работать без устали. — Прим. Onliner.by].

— В деньгах ли счастье? Я имею в виду как те, которые поступают в качестве инвестиций, так и те, которые потом получается заработать.

— Слишком большие инвестиции могут расслаблять и дарить ненужный комфорт. Я, как бывший музыкант, помню фразу «хороший музыкант — голодный музыкант». Но в СНГ все немного не так: инвестиции идут не на обогащение фаундеров [основателей компаний, создателей проектов. — Прим. Onliner.by], а на ускорение развития проекта. Это как топливо для ракеты. И потому часто зарплата фаундера ниже, чем у разработчиков. У нас, например, дела обстоят именно так.

Мы понимаем, что нужно делать продукт, который легко масштабировать, делать его не годами, а за пару месяцев, чтобы быстро получить инвестиции. Можно, конечно, «пилить» его бесконечно и ждать, что выстрелит, но чаще такого не происходит.

— В Беларуси есть инвесторы? Настоящие, готовые рисковать, а не вкладывать в заведомо перспективные проекты?

— Есть, но их совсем мало, а тех, кто в теме, — вообще единицы. Наши инвесторы рисковать не любят и ждут проекты с первыми метриками и MVP [рабочий прототип, открытый для тестирования. — Прим. Onliner.by] как минимум. Найти инвестиции на идею очень сложно, что, как ни странно, можно назвать плюсом: в такой среде появится больше настоящих предпринимателей. И инвесторы приходят не на очередной «сервис для котиков», а на работающий бизнес, готовый масштабироваться, быстро выходить на самоокупаемость. Или на проекты с хорошей, сложно копируемой технологией.

По словам Матвея, вопрос инвестиций не так прост, как кажется. Можно, например, получить много, но не сразу, и тогда есть шанс опоздать.

«У нас был выбор: либо картошка, либо IT. Давно уже понятно, что на картошке далеко не уедем»

— Лучше получить $5 тыс. сейчас, чем миллион, когда другие игроки уже вовсю орудуют. Кто первый успеет, тот и победит. Инвесторам тоже выгодно поддержать продукт оперативно. Говорят, «лучше получить 1% от миллиона, чем 100% от ничего». Команда — это главное, на ней все строится. Умные инвесторы понимают, что люди решают все, и не требуют каких-то заоблачных процентов. Недалекие же пытаются забрать побольше и потом еще выжить основателя проекта. В итоге остаются ни с чем.

Сейчас у нас есть множество предложений по инвестициям и мы изучаем вопрос о том, с кем пойти дальше. Среди них имеется два крупных китайских издателя.

В принципе, собрать деньги можно и на Kickstarter. В прошлом, когда я был музыкантом, у нас был самый успешный проект в Беларуси на этой платформе — собрали $3 тыс. В США, например, часто для старта проекта не нужны инвесторы, так как деньги можно собрать именно на краудфандинговой платформе. В Польше, например, после выхода «Ведьмака» был создан государственный фонд для поддержки местных проектов. Подобная практика существует во многих странах.

На Беларусь уже смотрят с бóльшим уважением, чем раньше. Wargaming, Viber, MSQRD помогли сделать стране имя, инвесторы направили свои прожекторы в нашу сторону. Есть, правда, нюанс: у нас проще вывести на рынок софт. А что-то другое — «тяжелый» продукт — дорого, причем Китай может быстро его скопировать и сделать дешевым.

Ну а за счет наших мозгов мы можем хорошо заявить о Беларуси. У нас был выбор: либо картошка, либо IT. Давно уже понятно, что на картошке далеко не уедем.

Беспроводные точки доступа в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Ян Альшевский. Фото: Максим Тарналицкий