Советская «Звезда смерти». Как СССР запускал в космос станцию с лазерной пушкой

 
12 апреля 2016 в 13:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: buran.ru, buran.starjet.ru, wikipedia, airwar
Автор: Константин Сидорович. Фото: buran.ru, buran.starjet.ru, wikipedia, airwar

Эпоха соцсоревнований двух сверхдержав породила сонм проектов разной степени чудовищности. Казалось, все, о чем ранее можно было прочесть в книгах фантастического жанра или увидеть в кино, через несколько лет воплотится в реальности. У США были свои «Звездные войны» (программа стратегической оборонной инициативы), тогда как СССР взялся за собственную «Звезду смерти» — космическую станцию, вооруженную боевыми лазерами. О том, как советские военные и ученые пытались перенести противостояние сверхдержав в космос, читайте в материале Onliner.by.

«В Советском Союзе начаты летно-конструкторские испытания новой мощной универсальной ракеты-носителя „Энергия“… 15 мая 1987 года в 21 час 30 минут московского времени с космодрома Байконур осуществлен первый запуск этой ракеты… Вторая ступень ракеты-носителя вывела в расчетную точку габаритно-весовой макет спутника. Габаритно-весовой макет после разделения со второй ступенью должен был с помощью собственного двигателя быть выведен на круговую околоземную орбиту. Однако из-за нештатной работы его бортовых систем макет на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана».

В сухом сообщении ТАСС в первую очередь речь шла о новейшей ракете-носителе «Энергия». Но что это за «габаритно-весовой макет спутника», который должна была вывести на орбиту ракета? На фоне эйфории от успешного испытания «Энергии» трагичная судьба какого-то там макета мало кого волновала из несведущих. В конце концов, чего жалеть какую-то болванку? Почти никто из советских граждан не задумывался, что далеко не каждый макет оснащается собственным двигателем и полностью рабочими бортовыми системами.

Долгое время о загадочном грузе ничего не было известно. Однако с падением железного занавеса и последовавшим за ним распадом Союза информация начала просачиваться в СМИ. Как оказалось, продолговатый черный макет, который из-за особого ракурса съемки почти не виден в официальной кино- и фотохронике, был не чем иным, как космической станцией с боевым потенциалом.

Советским «Скифом» по американским «Звездным войнам»

Воодушевленные успехами космонавтики военные и ученые двух сверхдержав не сомневались, что править миром будет государство, которое обеспечит себе тотальное превосходство в космосе. Туда же перенесутся все сражения, ведь проклятые вражины в своих черных снах только и видят, как бы напасть да захватить социалистическую/капиталистическую собственность в виде лунных городов, марсианских баз и космических станций.

Для того чтобы уничтожить противника или хотя бы удержать его на приличном расстоянии, нужно оружие. Желательно лазерное, чтобы было эффектным и эффективным. В середине 1970-х годов Совет министров СССР поручил научно-производственному объединению «Энергия» разработать именно такую боевую космическую станцию с лазерным вооружением.

Около пяти лет ушло на научные исследования, инженерные расчеты и прочие работы теоретического характера. В конце концов будущую лазерную станцию решили создавать на базе хорошо зарекомендовавшей себя к тому времени платформы «Салют». Планировалось, что использоваться будут две системы: «Скиф» с лазерной пушкой и «Каскад» с ракетами класса «космос — космос». Выводить на орбиту станции должны были корабли «Буран».

Макет «Скифа»

Ради ускорения разработки и экономии средств проект «Каскад» временно заморозили. Все силы бросили на создание «Скифа». Над станцией работали 45 крупнейших советских предприятий, 24 института и конструкторских бюро. О потраченной сумме до сих пор нет достоверных данных, однако очевидцы событий вспоминают, что денег на проект не жалели.

В начале 1980-х пора было переходить от теоретизирования к построению и испытаниям космической станции. Тем более что в 1983-м США официально объявили о том, что и так все знали — страна активно прорабатывает программу стратегической оборонной инициативы. В СССР проект «Скифа» передали конструкторскому бюро «Салют», у которого были необходимый опыт и прыть для столь масштабных разработок.

Ракета-носитель «Энергия» и макет орбитальной станции «Скиф-ДМ»

На космическое оружие возлагали большие надежды. Министерство обороны рассчитывало, что с помощью лазеров в космосе можно будет уничтожать баллистические ракеты и вражеские спутники. На первом этапе бороться с ракетами было практически невозможно, поэтому для начала перед учеными и инженерами была поставлена задача создать лазерную установку, способную вывести из строя космические аппараты противника, предназначенные для защиты США от ядерных ракет. В результате Штаты стали бы уязвимыми для атомного удара, а их программа «Звездные войны» обернулась бы лишь гигантскими тратами, не принеся никакой пользы.

Предполагалась дозаправка «Скифа» посредством космического корабля «Буран». Космическая станция была рассчитана на автономное существование, однако при необходимости в ней мог в течение недели размещаться экипаж из двух космонавтов.

Так к «Скифу» мог бы пристыковываться «Буран»

Одна проблема — в то время не существовало лазерных установок, способных прожечь крупную цель. Все, что предлагали ученые и инженеры НПО «Астрофизика», получалось слишком громоздким и массивным. Вот если бы запитать лазерные пушки от портативного ядерного реактора… Но таких установок не было, а все другие варианты приводили к громоздкой конструкции, которую даже «Энергия» не могла вывести в космос.

Тем не менее завершать проект было нельзя — поторапливали американцы, да и средств было вложено немало. В качестве временного, промежуточного варианта «Скиф» решили оснастить уже существовавшим авиационным лазером, созданным в одном из филиалов Института атомной энергии им. И. В. Курчатова. Установка была довольно простой, с КПД всего 10% и мощностью 1 МВт. Работало оружие на углекислом газе.

Мегаваттный лазер уже проходил испытания в условиях полета на самолете

Первый старт «Скифа» был рассчитан на несколько экспериментов, связанных как с проверкой боевых качеств лазерной установки в условиях невесомости, так и с тестированием сопутствующих систем. На борт планировалось поместить несколько мишеней, имитирующих спутники и боеголовки звездно-полосатого недруга.

Постановлением ЦК КПСС запуск боевой станции на орбиту запланировали на второй квартал 1987 года. Ради ускорения работ «Скиф» собирали из элементов уже существовавших и параллельно разрабатывавшихся космических аппаратов. Части от «Бурана», модуля орбитального комплекса «Мир», ракеты-носителя «Протон» — в дело шло все более-менее подходящее.

Позднее «Скиф» переименовали в «Полюс»

Несмотря на аврал, к намеченной дате запуска не успевали. Уж слишком много проблем открывалось по мере работ над «Скифом». На решение некоторых времени и сил уходило не меньше, чем на проектирование самой лазерной станции. Например, в сжатые сроки пришлось возводить трубопроводную сеть, четыре башни вакуумирования высотой с пятиэтажку и емкости для хранения криогенных компонентов. Все это было необходимо для изучения того, как поведет себя работающий на углекислом газе лазер в вакууме. Также выяснилось, что работа лазера приводила к выбросу мощной газовой струи, способной кардинально изменить направление движения космической станции. Пришлось придумывать многочисленные системы компенсации, что, в свою очередь, привело к усложнению управления.

С каждым днем ком проблем и вопросов только нарастал. В 1985 году стало ясно, что к моменту старта «Энергии» подготовить «Скиф» не удастся. Вариантов было немного. Оставалось или запускать в космос ракету-носитель без лазерной станции, или выводить на орбиту хотя бы то, что можно было подготовить ко второму кварталу 1987-го. Так появился «Скиф-ДМ», то есть демонстрационный макет. Сегодня достоверно неизвестно, была ли на нем лазерная пушка. Одни очевидцы намекают, что все-таки была, другие категорически отрицают эту версию.

Достичь волевой идеи! Напрячь все силы! Денег не жалеть! Инженеры, работавшие сутками, без выходных и отпусков, все-таки успели к старту «Энергии». К тому моменту название «Скиф-ДМ» сменилось на более благозвучное «Полюс» и, на всякий случай, дублирующее «Мир-2» (таким оригинальным способом прикрыли истинную цель по сути военного объекта). Корпус из углепластика был черным, чтобы по максимуму использовать солнечный свет для обогрева конструкции.

Времени на детальную проверку напичканного электроникой «Полюса» не было. В начале 1987 года 77-тонную станцию длиной 37 метров и диаметром больше 4 метров заправили топливом и установили на ракету-носитель «Энергия». Пару месяцев оба новейших советских космических аппарата стояли на Байконуре, выдерживая на себе перепады температур, удары пылевых бурь и снежных вьюг.

Старт «Энергии» с «Полюсом» назначили на 15 мая. За три дня до «времени икс» многомиллионный труд едва не пошел прахом, даже не сделав попытки подняться в воздух.

Политбюро против

12 мая космодром ждал высокую делегацию во главе с генсеком ЦК КПСС. Едва выйдя из подъехавшего к стартовому стенду Байконура автобуса, Михаил Горбачев с ходу, буднично заявил: «Политбюро не разрешит запуск ракеты». Как так? Почему? Неужели годы исступленного труда и миллионы рублей потрачены зря?

Все дело в черном цилиндре — «Полюс», он же «Скиф-ДМ», был военной машиной, запуск которой в космос был крайне нежелательным на фоне переговоров между СССР и США о сокращении вооружения. Конструктор Борис Губанов, представлявший генсеку обе установки, позднее вспоминал, что слова Горбачева его настолько ошарашили, что он ничего не смог возразить. Вместо этого, будто пропустив мимо ушей реплику главы страны, инженер, как и было задумано изначально, приступил к рассказу о ракете и демонстрационном макете станции.

Впечатленный докладом генсек осмотрел ракету и заколебался. Во время обеда тем же днем разработчиков обрадовали — Политбюро дало «добро»! Инженеры вздохнули с облегчением, но тревога никуда не ушла. Все понимали, что это один из последних больших космических стартов. Уйти надо было красиво.

«Скиф-ДМ» должен был выйти на орбиту, в течение месяца провести десяток экспериментов и упасть в Тихом океане. Увы, из намеченного станция выполнила далеко не всё…

15 мая в 21:30 по московскому времени «Энергия» вместе с «Полюсом»/«Скифом-ДМ» взмыла в иссиня-черное небо. Через семь с половиной секунд, полностью в соответствии с расчетным временем, макет боевой советской станции отделился от ракеты-носителя и попытался выйти на заданную орбиту. Однако вместо этого устремился к Земле. На Байконуре восторг и ликование сменились слезами, разочарованными возгласами и неверием в происходящее.

Совсем скоро выяснилось, что причиной катастрофы стала ошибка в программном обеспечении. Дело в том, что после отделения от ракеты «Скифу» с помощью своих двигателей надо было развернуться. Из-за ошибки маневр продлился дольше положенного, двигатели сработали в неправильном направлении, и станция полетела к Тихому океану. Спустя полгода все работы над «Скифом» были остановлены.

Команду, работавшую над «Энергией», ждал успех, тогда как создатели «Скифа» предсказуемо попали в опалу. Наказали не только виновных, но и сотни непричастных к катастрофе. Впрочем, конец советской космической отрасли для всех был один. Надо было готовиться к жизни в новой стране с новыми условиями. Космос отошел на последний план, а «Звездные войны» остались только в кино.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by