«Хардкор» по-русски. Рецензия на самый необычный киношутер года

 
08 апреля 2016 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: kinonews.ru, kinopoisk.ru
Автор: Константин Сидорович. Фото: kinonews.ru, kinopoisk.ru
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Наконец-то до широкого проката добрался один из самых неоднозначных фильмов последних лет. Виданное ли дело — снимать кино с видом от первого лица! Нет, это далеко не инновационный подход, как, ошибаясь, думают многие. Кино «из глаз» снимали еще в середине прошлого века — достаточно вспомнить детектив «Леди в озере» 1946 года выпуска. Однако в случае с «Хардкором» история выглядит куда интереснее. Во-первых, это кино из России, где хорошие фильмы настолько же редки, как летний снег. Во-вторых, оно снято любителем на деньги зрителей. Готовы рвать шаблоны дальше?

Миссия 1. «Как же круто русские проводят время!»

Наверняка у каждого было такое. Сидите вы в кинотеатре, а мозг возмущается, мол, эй, что за ерунду ты смотришь?! А глаза в ответ: «Отстань, дай досмотреть, думать потом будешь». Вот по такой схеме взаимодействуют органы при просмотре «Хардкора». Потому что по большому счету это не кино вовсе, а компьютерный шутер. И отношение к ленте зависит прежде всего от вашего восприятия виртуальных развлечений в общем и жанра FPS в частности.

Вступительные титры с по-тарантиновски беспрецедентным насилием в Slow Motion и под бодрую музыку сразу задают нужное настроение. Здесь есть кровища, внутренности и безумный, ни на минуту не останавливающийся экшен. Смысла в происходящем ровно ноль. Благо авторы даже не пытаются делать вид, будто в «Хардкоре» какое-то значение имеет сюжет. И то правда, разве может быть сюжет в Call of Duty последней волны?

Главный герой — это вы. Однажды вы очнулись в какой-то лаборатории на дирижабле и, ничего не понимая, наблюдаете, как назвавшаяся вашей женой женщина прикручивает вам ногу и заканчивает сварку руки. Сами понимаете, что теперь ничего не остается, как спасти мир от киборгов и сумасшедшего гения-миллиардера. Жаль, для полного комплекта не завезли зомби-нацистов.

Фактически все, что происходит на экране, представляет собой перенесенный на условную кинопленку компьютерный шутер. И в этом нет ни грамма преувеличения. Как в каждой уважающей себя игре, здесь в самом начале вам дают возможность выбрать для своего персонажа голос. Молчаливый, как Гордон Фримен, герой все время куда-то несется, постоянно, как в GTA, перескакивает с одного вида транспорта на другой, локации сменяют друг друга едва ли не каждую минуту. Здесь даже боссы есть — промежуточные и главный «биг босс»! Да-да, не одолев вертолет и танк, даже не думайте добраться до основного антагониста.

Если нужно — прокачаем возможности героя, поможем боевому товарищу в снайперской миссии, несколько раз умрем и респаунимся. Во время просмотра в голове сами собой будут всплывать ассоциации со S.T.A.L.K.E.R., Wolfenstein, F.E.A.R., Mirror’s Edge и даже со Skyrim. Это не говоря уже об упоминавшихся выше Call of Duty и GTA.

Любите стрим? Смотреть «Хардкор» — все равно что наблюдать за чьим-то стримингом компьютерного боевика с отменной, приближенной к реальности графикой. В большом темном помещении, мягком кресле и на огромном экране. Эффект присутствия потрясающий!

Что же нам все-таки подсунули — кино или ленивый вид шутера, в котором вам даже на кнопки нажимать нельзя?

Так «Хардкор» снимали

Миссия 2. «Ты — мелкое с***ло»

«Хардкор» снимали почти три года. Режиссер и идейный вдохновитель — молодой Илья Найшуллер, не имеющий никакого опыта в «большом кино». Однажды он вместе со своей музыкальной группой снял клип The Stampede, который, как сейчас принято говорить, «взорвал интернет». Из сделанного от первого лица трехминутного ролика и выросла идея явить миру нечто большее, например фильм.

Деньги собирали с помощью краудфандинга, потом на проект обратил внимание Тимур Бекмамбетов. За два миллиона долларов Илья Найшуллер снял как минимум запоминающуюся ленту, с отличным, собственного приготовления саундтреком, яркими персонажами, нестандартной манерой съемки на GoPro и здоровой долей иронии.

Любительский почерк виден, и это хорошо, потому что вышло свежо, без пафоса и неформатно. То есть так, как в России уже давно не снимали. В одном из интервью Илья Найшуллер сказал, что не слушает российскую музыку и не смотрит отечественное кино. Это определенно пошло ему на пользу.

Удивительно, но картину не смогли испортить даже российские актеры. Понятно, что с главным героем сделать это было сложно, потому что он даже не присутствует в кадре целиком. Да и вообще, вас (напомним, что по сути вы и есть основной персонаж этого развлечения) попеременно играли больше дюжины человек с GoPro на лбу. Никогда бы не подумал, что скажу это, но даже Данила Козловский на этот раз в роли злодея не вызывает отторжения. Однако львиная доля харизмы «Хардкора» держится на приглашенной звезде: Шарлто Копли здесь так же хорош, как в «Районе №9», и так же мил, как в «Роботе по имени Чаппи».

Дирижабли, киборги-убийцы, мини-боссы и прочий трэш — все это муть. Но муть, поданная правильно, то есть весело, смело и бесшабашно. «Хардкор» не станет культовым, и вообще не факт, что о нем кто-нибудь вспомнит через год. Но провести с ним вечерок — то, что надо для хорошего настроения.

Оценка Onliner.by: 6 как фильму, 8 как игре.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by