Ситуация с внесенными в Кодекс об административных правонарушениях изменениями не на шутку взволновала байнет. Неужели теперь действительно будут штрафовать за хранение пиратского контента? На страницах Onliner.by ситуацию прокомментировали и юрист, и представитель правообладателей. Свою точку зрения по поводу нововведения также решил высказать директор по маркетингу онлайн-кинотеатра Megogo Иван Шестаков.
* * *
Давайте подробнее разберемся, за что же будут штрафовать пользователей в Беларуси и как борются с пиратством в других странах. Начнем с того, что борьба с пиратством для государства — это в первую очередь регулирование медиасферы. Каждая страна, защищающая себя от ненужных потрясений, будет стремиться если не контролировать, то хотя бы знать о крупных медийных игроках, чтобы чуть что — вмешаться и защитить своих граждан. И единственная категория, с которой государство не может работать, — так это с пираты: ведь личность владельцев и администраторов неизвестна и повлиять на распространяемый контент невозможно.
Следующая веская причина борьбы с пиратством для государства — экономическая. Фактически, нелегальные видеоплатформы — это теневой бизнес, это само основание огромной коррупционной пирамиды в медийной сфере. Нелегальные игроки контролируют бóльшую часть интернет-рынка и при этом не платят налоги в казну, не покупают права на контент, а также коррумпируют всю систему — от телеком-провайдеров до чиновников. Ведь сам принцип такого бизнеса подразумевает незаметность и безнаказанность со стороны смежного бизнеса и государственных органов.
В разных странах разные подходы и принципы борьбы с пиратством. Но нельзя сказать, что где-то пиратство в интернете успешно ликвидировано. Пираты есть везде. Но где-то больше, где-то меньше.
Наиболее успешно и прогрессивно с нелегальным контентом борются в Сингапуре. Страна, которая за последние 30 лет полностью избавилась от коррупции, сейчас показывает пример наиболее эффективного управления и экономического роста. Государство, не имеющее ресурсов и импортирующее даже питьевую воду, стало одним из самых богатых в Азии исключительно за счет полного отсутствия теневого бизнеса. Основной принцип — вовремя выявить нарушение и наложить огромный, сильно бьющий по карману штраф. За повторное нарушение — ответственность в десятикратном размере и даже уголовное наказание.
В интернете борются исключительно с сайтами и владельцами сайтов. Если площадка нарушает правила и на нее подают в суд впервые, то владельца штрафуют и предупреждают. В случае, если владелец сайта неизвестен, а также если на него ранее уже подавали в суд за нарушение авторского права и если сайт обладает достаточно большой аудиторией и спроектирован специально для нарушения прав интеллектуальной собственности, он блокируется на территории страны. Причем, если какой-либо другой сайт попытается выложить любую инструкцию об обходе блокировки, его постигнет та же участь, так как это тоже считается существенным нарушением. Жестко, как и вся контролирующая система Сингапура, но точно действенно. И не забываем, что именно поэтому уровень жизни в Сингапуре один из самых высоких в мире. И кстати, ответственность за скачивание и пользование пиратским контентом не предусмотрена.
Блокируют сайты и в некоторых европейских странах, а также в России. В общих случаях жалоба подается в некий контролирующий государственный орган, который достаточно быстро заблокирует сайт на территории страны, если нарушение не будет устранено в течение нескольких дней. В Италии такой подход вызвал целый шквал критики со стороны Евросоюза как противоречащий правам граждан (владельцев сайтов), которые не успевают оспорить решение о блокировке в суде. Что, впрочем, не мешает итальянскому аналогу Роскомнадзора продолжать блокировать пиратские ресурсы на своей территории.
Франция и Германия — радикальный пример того, как ответственность накладывается на самих пользователей за скачивание пиратского контента и пользование пиратскими ресурсами. Скачал фильм на торрент-трекере — жди штраф по почте или даже отключение от интернета на несколько месяцев с занесением в черные списки (невозможность подключиться к любому другому провайдеру).
В США законы, предусматривающие блокировку сайтов, с треском провалились в сенате под давлением таких интернет-гигантов, как Google и Wikipedia. Но зато там действует принцип шести предупреждений. Если объем трафика пользователя с пиратских сайтов становится заметным, провайдер присылает ему предупреждение. После шестого предупреждения скорость интернет-канала пользователя на длительный срок становится до неприличия низкой — максимум погоду посмотреть и новости почитать, о скачивании видео не может идти и речи.
В Беларуси предлагается штрафовать пользователей за «хранение с целью распространения», но не предусмотрена ответственность за скачивание. Т. е. если вы заливаете фильм во «ВКонтакте», то это уже штраф. Но если вы скачиваете фильм с торрента, это уже тоже штраф — ведь в то время как вы качаете, вы и распространяете. То же самое касается локальных папок на компьютере с доступом в локальную сеть или интернет и FTP — если с вашего компьютера могут скачать фильм, то вы уже распространитель.
Ежемесячно в РБ крупными пиратскими сайтами пользуются от 2,5 до 3 млн человек. Аудитория чуть меньшая, чем у Google. Потери экономики при этом огромные. Дело не только в том, что правообладатели недозарабатывают на кинопрокате, но также в том, что нет возможности развиваться у локального производителя контента. Сейчас кажется фантастикой производство собственного контента. А ведь это делает каждая более-менее успешная страна. Телевизионное и кинопроизводство — это бизнес, который может приносить много денег государству напрямую или посредством налогов от частного бизнеса. Музыкальный бизнес также находится в глубокой депрессии. Творческая экономика как таковая полностью отсутствует. А ведь, для сравнения, творческий сектор экономики США — это 7% ВВП страны.
Читайте также: