IT-предприниматель Денис Кондратович: белорусским стартапам нужна морковка не только спереди, которая мотивирует, но и сзади

 
10 марта 2016 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Ян Альшевский. Фото: Максим Тарналицкий

Понятие «стартап» появилось не пять и не десять лет назад. Считается, что впервые его использовало издание Forbes в 1976 году для обозначения компаний, которые задерживаются в бизнесе ненадолго. Однако в конце 1990-х — начале 2000-х феномен обрел новую жизнь, поменялось отношение к самому слову, да и его значение претерпело определенные изменения.

Интересен тот момент, что даже вовсю действующие компании до сих пор называют стартапами. Примерами тому служат всем известный сервис Uber, запуск которого состоялся в 2009 году, китайский производитель мобильников Xiaomi, вышедший на рынок в 2010-м с оболочкой для Android-устройств, и многие другие. Однако остается и понимание термина, когда речь идет о фирме, которая только лишь начинает свою деятельность, пробует силы и старается стать успешной. И, конечно, не будем лукавить, — хочет заработать денег.

Onliner.by встретился с человеком, который не побоялся направить силы на реализацию своей идеи, смог привлечь ресурсы и не остановился на достигнутом результате. Денис Кондратович, стоявший у истоков сервисов «MaeSens» и Eventer.by, успел набить шишек и наделать ошибок, однако полон уверенности в успехе новых начинаний. В настоящее время его компания является резидентом бизнес-инкубатора Парка высоких технологий, где и состоялась наша встреча. Мы расспросили Дениса, почему он работает в Беларуси и чем белорусские стартапы отличаются от западных.

— Почему вы решили работать здесь, а не за рубежом, где процесс налажен, имеется больший шанс получить инвестиции? Неужели в Беларуси есть серьезные инвесторы, которые хотят вкладывать деньги?

— Безусловно, белорусский рынок намного менее перспективен для IT, чем американский, европейский или рынок Азии. Делать продуктовый IT-бизнес, нацеленный на белорусскую аудиторию, это как садить картошку в пол-литровую банку. Она, конечно, пустит какие-то корни, но плоды если и будут, то размером с горох. Заработать деньги тут намного сложнее, но можно опробовать идею, получить первые метрики и уже с полученными данными двигаться дальше.

Нельзя говорить, что в Беларуси найти инвестора на технологические стартапы невозможно. Наоборот, денег куда больше, чем интересных проектов. Достаточно посмотреть на резидентов ПВТ — это сплошь крупные компании, которые прекрасно понимают, как все работает, и к тому же обладают значительными ресурсами. Эти ресурсы необходимо куда-то вкладывать, а одним из вариантов являются интересные стартапы, которых, однако, мало.

В ПВТ проходят регулярные встречи — Mentor Session, в рамках которых в качестве менторов выступают те самые руководители крупных IT-компаний. У них есть потенциальный интерес инвестировать в команды. Появилась площадка, где стороны могут найти друг друга. Есть информация, что в рамках прошлой встречи несколько проектов заинтересовали инвесторов, сейчас они находятся на стадии обсуждения возможности финансирования.

— На какой размер инвестиций можно рассчитывать?

— Здесь вступают в силу обычные рыночные отношения. Если стартап перспективный, за него борется несколько инвесторов и риски вложения минимальны, то и суммы будут соответствующими. Если стартап начинающий, только подающий надежды, вложения будут невелики. Аналогичная практика существует во всем мире. Часто это несколько десятков тысяч долларов на то, чтобы команда попробовала свои силы. В той же Кремниевой долине есть фонды, которые специализируются на «предпосевных» инвестициях. Они выдают, например, $40—60 тыс. двадцати стартапам в год и смотрят, что получится.

— Этих денег достаточно?

— Да. Маленькой команде, если она разрабатывает продукт и деньги ей необходимы для того, чтобы засесть на пару месяцев и «допилить» его, больше и не нужно.

— Нужна ли команда для стартапа? Или один человек может выдать на-гора достойный продукт, дойти до инвестиций?

— В любом деле нужны различные компетенции. Бывают исключения, когда один человек способен на многое. Но гораздо более привлекательным вариантом, в том числе для инвесторов, является команда. Не бывает такого, чтобы человек одновременно был предпринимателем, администратором, интегратором и трудоголиком. Зачастую нужно несколько членов команды, чтобы покрыть набор компетенций. Оптимально, когда участвует несколько человек, которые взаимно уравновешивают друг друга и обладают знаниями в разных сферах.

— Чем белорусские стартапы отличаются от «импортных»?

— В США, Израиле, Германии с детства учат составлять бизнес-планы и презентовать их, там умеют делать это со школы. У детей развивают предпринимательскую жилку. Большинство белорусских стартапов в этом плане абсолютно не подкованы. На первых порах просто набивают шишки и в лучшем случае набирают базовый набор навыков, которые нужны для того, чтобы добиваться успеха.

В Америке стандартная модель — собрать десять команд, раздать им деньги и посмотреть, кто выплывет. В Беларуси это, с большой вероятностью, не сработает. Поэтому наши инвесторы чаще предпочитают такой вариант: останавливают свой выбор на двух-трех стартапах и помогают им добиться успеха, плотно работая и передавая навыки. В свободное плавание их отпускать, как правило, слишком рискованно. Ребята скорее запутаются: наберутся опыта за предоставленные деньги, но не более того.

— Прогуляют?

— Нет. Искренне полагая, что делают лучше для компании, они просто потратят средства не на то, на что следует. Инвесторы видят, что многие команды не подготовлены к самостоятельному ведению бизнеса, их надо вести пошагово.

Часто не хватает мотивации, силы воли для того, чтобы сидеть и работать, ставить задачи самому себе. Свои первые инвестиции для развития «MaeSens» в 2011 году мы получили от серийного инвестора из США. Он не спрашивал, как у нас дела, если мы сами не просили помощи. Для Беларуси это не лучшая стратегия. (Смеется.) В наших реалиях, как говорится, важно, чтобы морковка была не только спереди (которая мотивирует), но и сзади (которая настигнет вас в случае невыполнения плана).

— А вы совершали ошибки?

— У нас было два инвестора. Первый был полностью доволен тем, как идут дела, а со вторым мы допустили ряд управленческих ошибок из-за недостатка опыта как у нас, так и у него. Мы неправильно построили отношения, и роли «инвестор — стартапер» трансформировались в «заказчик — исполнитель». И это совсем не плотное менторство, про которое я говорил выше. Это было одним из ключевых моментов, который непосредственно повлиял на закрытие компании.

Мы также неправильно выбрали место для развития проекта — город Сан-Франциско. Семь на семь миль, избалованные жители, 70% — мужчины, значительная часть — нетрадиционной сексуальной ориентации, на каждую симпатичную девушку приходится несколько миллионеров. Начиная снова, я выбрал бы другой город — например, Нью-Йорк, где жизнь кипит и есть гораздо больше людей, действительно заинтересованных в новых встречах.

— «Правильный» стартапер должен сгенерировать одну идею и доводить ее до идеала или обязан придумывать все новое и новое?

— На мой взгляд, нельзя стать успешным, перескакивая с одного на другое. До пятого курса я попробовал множество разных вещей — начиная от продажи кроссовок и заканчивая открытием веб-студии. Работа по распределению выглядела такой же бессмысленной, и в итоге нигде я успеха не добился. Только потом, сфокусировавшись на одном проекте, отдавая ему все время, я смог получить результат.

Программисты со второго курса знают, кем они станут, и начинают работать: вначале «джуниорами», зарабатывая $300—400. К четвертому курсу они уже специалисты более высокого класса и с соответствующими зарплатами. К выпуску становятся высококлассными профессионалами, за которых борются компании мирового уровня. Пример, который показывает, что четкое понимание целей дает свой результат.

— Вы точно про Беларусь говорите?

— Конечно. У меня множество знакомых, которые после университета сами выбирают, куда пойти, и их зарплата исчисляется тысячами долларов.

То же самое в стартапах: если ты будешь постоянно перескакивать с одной идеи на другую, то в конце концов, если не случится какого-то чуда (а оно, скорее всего, не случится), ты так ничего и не добьешься. Нужно без фанатизма выбрать идею и выделить время на ее тестирование, двигаться в выбранном направлении. Если ничего не выходит, искать следующую идею, но не скакать хаотически.

— Я вижу среднего студента, который обучается с мыслью: «Получу корочку об образовании, а там посмотрим…»

— К сожалению, таких большинство. Но я, например, обращаю внимание на тех, кто начинает работать с самого начала, со второго курса.

— Чем вы занимаетесь в настоящее время?

— За последние два года я поучаствовал в запуске и развитии ряда интересных IT-стартапов. Одним из них был Eventer.by, который мы запустили прошлым летом. Это сервис для малых организаторов, где они самостоятельно могут начать продажу билетов на свои мероприятия. И полностью руководить процессом в интернете, а также выдачей билетов и их проверкой непосредственно на мероприятии.

Мы составили план развития, просчитали выход в течение полугода на безубыточность. У нас получилось, но перспектив выхода на другие рынки было мало, конкуренция как в Беларуси, так и ближнем зарубежье в сегменте малых мероприятий резко увеличилась. К середине осени у нас нарисовалась более перспективная идея, мы начали работать над ней, и сейчас Eventer.by отошел на второй план: мы его полностью продаем, чтобы вплотную сфокусироваться на основной бизнес-модели и развивать ее. У Eventer.by есть уникальные преимущества и, в частности, гибкость для организаторов. Он вполне может быть небольшим успешным бизнесом.

— На какой идее вы сфокусировались?

— Летом прошлого же года к нам начали поступать запросы из разных стран запустить аналог MaeSens.by у них.

Как вы знаете, «МаеСэнс» — это площадка, на которой можно разместить идею/проект, на реализацию которых вы хотите собрать средства. Пользователи на сайте могут поддержать проект деньгами или своим временем, выставив интересную встречу с собой на аукцион. Другие пользователи делают ставки, чтобы выиграть встречу. Деньги за вычетом комиссии идут на реализацию проекта.

Запросы на запуск были из Великобритании, России и Кипра. К слову, техническая команда «МаеСэнс» давно разошлась, а аутсорс, поддержка начинали обходиться слишком дорого. Тогда мы собрались и решили в рамках новой компании с новой командой разработать новое же решение и предоставить его в разные страны. Кстати, теперь «МаеСэнс» — один из наших первых клиентов, который пользуется продуктом и тестирует его.

Получается, мы вынесли на глобальный рынок продукт для инновационного краудфандинга. В классическом понимании краудфандинг — коллективное финансирование проекта деньгами. В нашем же случае мы предоставляем людям возможность помочь также своим временем. В Европе аналогов нет.

— Если ваша идея оказывается на поверку не уникальной и кто-то уже что-то похожее придумал, возникает ли обида, не хочется ли отказаться от такого проекта?

— Подавляющее большинство успешных проектов могут показаться похожими на идею, которую уже реализовали ранее. Facebook — очередная социальная сеть. Viber в свое время стал очередным мессенджером. Wargaming придумал еще одну игру про танки. До «Маскарада» в Snapchat уже были хорошо реализованные маски. Практически любая идея похожа на что-то уже существующее. Но в рамках своей компании ты можешь сделать что-то лучше, чем другие, и завоевать свою аудиторию.

Многие проверяют свои идеи мобильных приложений, выясняя, стоит ли запускать их в дело: просматривают топ-200 App Store, смотрят отзывы на похожие программы, анализируют их. Проверяют на CrunchBase (база данных, содержащая информацию о стартапах, инвесторах и инкубаторах. — Прим. Onliner.by): были ли крупные инвестиции в последние годы в подобные проекты, есть ли потенциал у выбранной темы, имеется ли спрос на эту тематику.

У стартапов есть две крайности: а) это кто-то уже сделал и б) этого никто не делал. В первом случае — тема интересна людям и есть много шансов на успех. Во втором — тема не интересна и денег там нет, ты можешь потратить ресурсы и время впустую.

— Как вы относитесь к словам Александра Кныровича: «IT-проекты у нас есть, но мне лично и стране в частности таким ребятам предложить нечего. Разве что можно сказать: „Молодцы! Валите отсюда!“»? Действительно ли стартапу стоит искать счастья за границей?

— Я бы не воспринимал фразу Александра Кныровича буквально. Его интересы лежат не в области IT. Он очень умный бизнесмен, но ему ближе реальный сектор бизнеса. Его слова, как мне кажется, о том, что за пределами Беларуси заработать можно больше. Понятно, что центр разработки выносить за пределы страны будет неразумно. Рабочие места выгоднее создавать у нас — в финансовом плане и благодаря большому количеству талантливых ребят. При этом можно направить бизнес на Европу. Это общая тенденция — ориентация на рынки, которые готовы платить.

Белорусский рынок хорош для того, чтобы разработать и протестировать здесь продукт. Инкубатор ПВТ в этом плане является площадкой, которая собирает лучшие экспертные умы и молодые «жемчужины» IT-отрасли в одном месте, что дает больше шансов для появления у нас успешных стартапов.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by