«Клиенты брали приставки напрокат и не отдавали даже после суда». Эксперт о белорусских геймерах

 
07 марта 2016 в 8:00
Источник: Станислав Иванейко. Фото: Алексей Матюшков
Источник: Станислав Иванейко. Фото: Алексей Матюшков

В непростое для страны и людей время народ выкручивается по-разному: одни ищут подработки, а другие проделывают новое отверстие в ремне. Общая тенденция — люди стали больше экономить, отказываясь от отдельных хобби, среди которых, разумеется, есть и игры. Что происходит на рынке электронных развлечений, какие игры покупают белорусы и сколько придется выложить за шлемы виртуальной реальности, рассказал владелец одного из старейших белорусских магазинов по продаже игр «Геймпарк» Дмитрий Бондаренко.

— Как изменились цены на игры и приставки за последний год?

— Все подешевело, если смотреть в долларовом эквиваленте. Xbox One и PlayStation 4 продаются около двух лет, стоимость консолей и игр к ним снизилась. Но в белорусских рублях суммы увеличились. Связано это с необходимостью покупать дисковые версии с документами — в результате диски подорожали на 20% из-за ввозного НДС.

— Покупателей стало меньше? Люди рациональнее считают затраты на развлечения?

— Конечно, покупатели теперь более внимательно относятся к своим тратам. Но кто играл раньше, тот играет и сейчас. Всегда можно найти средства, чтобы порадовать себя, скажем, новой частью любимой серии. Нравится человеку Call of Duty, проходит каждую игру франшизы — естественно, он купит новый эпизод этого боевика.

Если говорить о количестве покупателей, то да, их стало меньше. Консоли и игры к ним — в некотором смысле элементы роскоши. Это не предметы первой необходимости, без них вполне можно обойтись, и если человек все же покупает приставку, то не на последние средства. Люди приходят разные: кто-то сам увлеченный геймер, кому-то дают деньги на игры родители.

— Остались заядлые игроки, которые покупают каждую новинку, не обращая внимания на затраты?

— Покупать все подряд будет не игрок, а коллекционер либо фанатик. Если вы привыкли играть в Need for Speed или Assassin’s Creed, то вряд ли вас заинтересует мрачный экшен Bloodborne. Люди стабильно покупают игры популярных серий и консольные эксклюзивы — эти проекты всегда будут продаваться.

— Эксклюзивы популярнее мультиплатформенных игр?

— Да, и это заметно. Рост продаж приставки характеризует наличие игр, которых нет на других платформах. В этом году на Xbox One пока не видно значимых эксклюзивов, а для PlayStation 4 скоро появится долгожданный Uncharted 4: A Thief’s End.

Sony пошла грамотным путем: она переиздает игры с PlayStation 3. С одной стороны, это полностью убивает PS3, но с другой — дает мощный стимул к приобретению консоли теперешнего поколения. Три части Uncharted вышли на одном диске — такая покупка выгоднее, чем приобретение трех игр по отдельности. Вдобавок вы получаете более качественную картинку и другие улучшения.

— Магазины цифровой дистрибуции создают ощутимую конкуренцию? Не будь у белорусов возможности приобрести игры в PlayStation Network и Xbox Live, покупателей у вас стало бы намного больше?

— Проблема цифровой дистрибуции в том, что не все карточки белорусских банков привязываются к этим сервисам, и при покупке игр возникают сложности. Решение — карты оплаты. Вво́дите код, получаете указанную сумму на виртуальный кошелек магазина. Особенно цифровая дистрибуция выгодна в периоды распродаж, тут выделяется PSN. На зимних праздниках можно было купить некоторые игры в три раза дешевле, чем они обычно стоят.

Физические диски имеют много плюсов. Во-первых, люди часто собирают игры — коробочные версии выглядят интереснее, чем простой список продуктов, купленных в цифровом магазине. Пару раз покупатели просили дать им коробки определенного оттенка, чтобы вся коллекция была в одном цвете. Во-вторых, возможность обмена, что довольно популярно. В-третьих, в коробках обычно лежат дополнительные материалы — например, карта игрового мира.

— Каков психологический порог для стоимости игр? Начиная с какой суммы продажи остановятся?

— На моей памяти самой дорогой игрой была GTA V для PlayStation 3. В момент ее появления некоторые магазины продавали диск по $100, и люди покупали. Думаю, это и есть верхняя планка, надо ориентироваться на два миллиона рублей. Сейчас новинки продаются по 1,1—1,2 млн рублей. В принципе, можно сэкономить, подождав падения цен на игры. Но снижение стоимости происходит по-разному. Одни проекты начинают дешеветь спустя полгода после выхода, а хиты практически не теряют в цене даже через год-два после релиза, как в случае с GTA V.

— Что у белорусов популярнее: Xbox One либо PlayStation 4?

— Однозначно PlayStation 4. Связано это с лучшей базой эксклюзивов и бо́льшим выбором простых аркад, хотя и в Xbox Live всего хватает. Если смотреть на консоли прошлых поколений, то Xbox 360 было продано больше, в том числе благодаря пиратству на приставке от Microsoft. Компания тогда постепенно оставила в покое взломанные консоли, и можно было без боязни прошивать Xbox 360.

Также ходит много споров об удобстве джойстиков. Как ни странно, покупателям больше нравится контроллер Xbox One, при этом он не слишком сильно изменился по сравнению с джойстиком для Xbox 360. В то же время Sony кардинально переработала свой контроллер — он стал намного эргономичнее, появилась сенсорная площадка. Наконец, при выборе приставки некоторые покупатели обращают внимание на дизайн самой консоли, как она впишется в интерьер. Здесь обычно предпочтение отдают PlayStation 4, а Xbox One нередко сравнивают со старым видеомагнитофоном.

— Kinect покупают?

— Как только он появился для Xbox 360, многие люди интересовались этим устройством. Тогда и продажи самой консоли увеличились: Kinect хорошо сказался на популярности приставки. Постепенно ажиотаж прошел, а весомых игр для контроллера не появилось. Нет большого смысла покупать Kinect: он нужен в нескольких спортивных и танцевальных аркадах, и только. Дополнительные функции в играх типа поворота головы героя синхронно с вашим движением не назовешь серьезным аргументом при покупке. Если разработчики обратят внимание на Kinect и придумают, как использовать его на полную катушку, то мы получим очень интересные игры.

При этом набор Xbox One + Kinect довольно популярен. Игр для Kinect хоть и мало, но все равно они есть. Другое дело, что хотелось бы намного больше.

— Есть смысл в покупке PlayStation Vita и Nintendo DS?

— PlayStation Vita интересно купить вместе с PlayStation 4. Есть функция переноса изображения с большой приставки на экран карманной, также можно использовать систему в качестве джойстика. Из портативных приставок PlayStation Vita наиболее приближена к запросам нашего рынка, это не Nintendo DS с довольно специфическими играми. Еще Sony реализовала отличную для мобильной платформы графику, проекты выглядят здорово.

— Xbox 360 и PlayStation 3 до сих пор популярны?

— PlayStation 3 покупали ради эксклюзивов, а теперь, с активным переизданием игр на PS4, устаревшая консоль уже неактуальна. Некоторое время была возможность установки пиратской прошивки на PlayStation 3 и записи на винчестер нелегальных копий — тогда наблюдался всплеск продаж этой приставки. Но Sony быстро закрыла брешь в защите.

C Xbox 360 ситуация иная. Здесь возможность запуска нелицензионных игр — основная причина покупки системы. База проектов большая, и все можно опробовать практически бесплатно. Правда, графика на Xbox 360 теперь уже слабовата. Но сами игры от этого хуже не стали.

— Прокат консоли и дисков интересен белорусам?

— Направление достаточно любопытное, мы активно занимались этим лет пять-шесть назад. К сожалению, возвращать приставки оказалось непростым делом. Мы начинали с пятнадцатью консолями, а осталось всего пять. Люди подписывали договор на прокат консоли, брали ее и не отдавали. Даже после обращений в суд мы не получили обратно ни приставок, ни денег. В случаях когда консоли отдавали, системы часто оказывались не в лучшем виде: много залитых алкоголем джойстиков, сильно поцарапанных дисков.

— Что в приставках ломается и много ли проблем с ремонтом?

— Консоли теперешнего поколения очень надежны. Это не Xbox 360, у которого был знаменитый перегрев с «тремя огнями смерти». Хоть и не сразу, но Microsoft удалось победить эту проблему.

В первых партиях Xbox One были редкие дефекты с приводами, что оперативно исправили в следующих ревизиях. На PlayStation 4 имелись трудности с HDMI-разъемом, изображение не транслировалось на экран. В Беларуси, к слову, есть официальное представительство Sony, ремонт осуществляется через их сервис. Но учтите, что региональное деление все равно сохраняется: в минском сервисном центре принимают на гарантийный ремонт только приставки для российского рынка (РСТ). Гарантия на ревизии для Европы и США не распространяется. Как правило, магазины дают собственную гарантию, и в случае неполадок ремонт ложится на их плечи.

— Ваш прогноз на очки виртуальной реальности — Oculus Rift, PlayStation VR, HTC Vive. Они будут популярны в Беларуси?

— Думаю, да. Это новая ступень для видеоигр, раньше такого не было. Все упирается в две вещи: библиотека игр и стоимость очков. Пока рано загадывать, нужно дождаться их появления в продаже и посмотреть, что предложат разработчики. Ориентировочная стоимость Oculus Rift — порядка 19—20 млн рублей, но это очень условно.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by