«Фаргус», торренты, StarForce. Вспоминаем пиратские времена и прощаемся с ними

 
21 февраля 2016 в 8:00
Источник: Станислав Иванейко
Источник: Станислав Иванейко

Недавно появилась информация, что компания Ubisoft будет защищать свои игры от пиратов системой Denuvo. Технология известна тем, что взломать ее крайне сложно. К примеру, со вскрытием боевика Just Cause 3 ситуация до сих пор неясна. Такая же защита будет использоваться в грядущих экшенах Far Cry: Primal и Tom Clancy’s The Division. Если так пойдет и дальше, пиратские копии окажутся никому не нужны — ожидание нелегальной версии будет слишком долгим. На самом деле, время пиратства в любом случае подходит к концу. В чем причина — сейчас разберемся.

Девяностые и начало нулевых годов отметились в постсоветских странах бурным распространением домашних компьютеров и интернета. Киоски, которые раньше продавали кассеты, перешли на реализацию дисков. Альтернативы нелегальным копиям как таковой и не было — кто станет продавать втридорога лицензионные версии, когда вокруг одни дешевые пиратские игры? Вернее, продавать-то могли, но покупателя точно не нашлось бы. Производство контрафакта приобрело массовый характер, существовали даже довольно крупные и известные компании по изданию нелегальных дисков.

Среди множества таких издателей настоящую известность и признание получил «Фаргус». Он появился в 1996 году и протянул до 2005-го. Прав на локализацию и продажу игр в странах СНГ у этой компании отродясь не было. Но с учетом лихого десятилетия после развала СССР пиратские видеоигры явно были наименьшей проблемой для российских органов внутренних дел, поэтому у «Фаргуса» не было препятствий в работе.

В отличие от большинства других пиратов, порой компания делала отменные переводы. Наличие русского языка было важным моментом: в видеоигры тогда играли преимущественно дети и полученных за пять-шесть классов знаний английского не всегда хватало для понимания происходящего. Локализации Baldur’s Gate, Fallout 1—2 можно считать образцовыми — некоторым официальным издателям следовало бы поучиться у пиратов, как нужно делать переводы. Причем фирма иногда занималась даже озвучкой, что совсем уж из ряда вон выходящее событие для издателя нелегальной продукции. Качество работ было столь высоким, что на рынках появились подделки под «Фаргус» — другие нарушители авторских прав выпускали диски с обложками, копирующими дизайн этой компании. В памяти живы и блистательные названия локализованных игр, которые, увы, цензура не позволяет написать. Таким образом фирма стремилась выделить свою продукцию на прилавке среди других предложений.

Как ни странно, пираты погубили сами себя. Компаний развелось столько, что продавать игры стало невыгодно — доход от общего тиража для каждой фирмы был ничтожным, на первое место вышла скорость производства. Кто первый успеет напечатать и продать, скажем, пять-десять тысяч копий, тот и получит прибыль. Это сказалось на качестве контента. Локализация отнимает много времени, она далека от обычного перевода: нужно учитывать специфику произнесения реплик, читаемость шрифта, размер текста, также важно адаптировать информацию под реалии аудитории (перевести галлоны в литры, футы в метры и т. д.). На такой объем работы у пиратов уже не было времени: пока одна компания возилась с грамматикой, другая за пару часов делала машинный перевод, штамповала диски и уже продавала их в переходах метро. Как результат, в играх появились уморительные реплики и фразы: например, «Потрачено» (Wasted в оригинале) в GTA: San Andreas при смерти героя.

Чем быстрее становилось интернет-соединение, тем меньше нужды было в покупке дисков — их можно было скачивать бесплатно, пусть в отдельных случаях это и занимало несколько дней. Устроенные по принципу «взял сам — раздай другим» торренты, казалось, предлагали весь контент, какой только захочешь. Однако по сравнению с киосками появилось важное отличие — вы не только приобретали нелегальный контент, но еще и распространяли его. Любопытно, что пользователи торрентов нашли массу аргументов в пользу пиратства: «борьба с системой», «я столько не зарабатываю, чтобы игры/музыку/фильмы покупать», «сначала гляну „пиратку“, если понравится — куплю». Доводы поражают наивностью: никто ведь не надкусывает колбасу в магазине, чтобы понять, нравится она или нет. Хотя, похоже, скоро будут поступать и так.

Блокировка торрент-трекеров мало что дает. У более-менее крупных ресурсов масса зеркальных версий и инструкций по обходу ограничений. После нескольких показательных судебных дел и закрытий трекеров все немного улеглось, но вдруг о себе заявил Роскомнадзор. Усердие, с которым служба взялась за пиратов, достойно восхищения. Вот только торрентам эти блокировки — как слону дробина. К примеру, в январе этого года был пожизненно заблокирован для жителей РФ один из крупнейших российских трекеров rutracker.org. При этом до ограничения доступа на сайте появилось несколько простых способов обойти запрет, которые по силам и неопытным пользователям.

Правообладатели тоже не сидят без дела, пока их прибыль ускользает из-под носа. Раньше использовалось несколько технологий защиты дисков от копирования — к примеру, StarForce, SecuROM. Они имели сразу несколько серьезных минусов. Во-первых, нужно было вручную вводить уникальный код при первом запуске игры, к тому же требовалось наличие диска в приводе. Во-вторых, пираты все равно легко обходили защиту. С точки зрения потребителя контрафактная версия оказывалась привлекательнее: цена ниже, удобнее в использовании — обычно диск был нужен только на время установки.

Теперь применяются более продвинутые способы защиты игр, и обойти их не так легко, как раньше. Руководитель китайской команды пиратов 3DM заявил, что через два года нелегальные версии игр, вероятно, исчезнут — их просто нельзя будет взломать. Можно парировать, сказав, что любая защита имеет брешь, но вопрос в сроках. Вряд ли кто-то согласится ждать взломанную копию три-четыре месяца, в то время как лицензионная версия доступна прямо сейчас. Однако помимо серьезно улучшенной протекции случилось более важное изменение — лицензионный контент стал доступнее и дружелюбнее к пользователю, в то время как с нелегальными копиями происходит все наоборот.

Steam, Origin, Xbox Live, PlayStation Network и прочие сервисы — это не просто цифровые магазины. Они представляют собой полноценные платформы для общения и совместного времяпровождения в компании знакомых. Открытие «достижений», кооперативные режимы, возможность подарить игру другу или «дать» ее на время — разве скачанная с торрента версия может предложить что-то подобное? И учтите, что все делается в несколько кликов, без поиска руководств по обходу защиты, решения проблем через советы на форумах.

Пиратство на игровых консолях развито не так сильно, как на РС. Взломать приставки оказалось непростым делом. Если Xbox 360 сдалась довольно быстро, то с PlayStation 3 было много проблем. В конечном итоге на обеих системах стал возможен запуск нелегальных копий игр. Но появление с прошитой консолью в Xbox Live или PlayStation Network могло привести к блокировке. Без консольных сервисов пользователи лишали себя примерно половины удовольствия от владения приставкой. Нынешние Xbox One и PlayStation 4 пока что не взломаны — скорее всего, это просто дело времени. Но современные консоли имеют еще более сильную интеграцию с интернетом, и терять предлагаемые сервисы неразумно.

Электронные развлечения изменились. Сейчас практически в каждой игре есть мультиплеер, а кооперативных проектов и вовсе не счесть. К тому же иногда предлагается интеграция с социальными сетями: продвинулся в игре — сообщи друзьям на Facebook о своем достижении. С другой стороны, ценность такой информации для вашей аудитории под большим вопросом, но некоторым геймерам это приятно. Пиратские версии продолжают выходить, однако они все менее актуальны: вы получаете хорошо если половину заложенных разработчиками возможностей и впечатлений. Кто не согласен — поиграйте в любой кооперативный экшен (типа Left 4 Dead) сначала с компьютерными «ботами», а потом с друзьями. Да, при желании можно настроить сетевой матч для нелегальной копии: скачать программу, создающую виртуальную частную сеть, повозиться с настройками… Однако не проще ли отдать $15—20 и получить то, что сразу работает как задумано? Именно формат развлечений с сильной социальной ролью делает пиратские игры даром не нужными.

То же самое происходит с распространением музыки и фильмов. Онлайн-кинотеатры и аудиосервисы делают потребление контента не только дешевым и легальным, но также простым и удобным. Подписка Netflix для белорусов стоит 10 евро в месяц за HD-качество — да это же стоимость двух билетов в кинотеатр! Правда, сервис открыли скорее для галочки: пока доступна только английская звуковая дорожка и субтитры. Apple Music или Google Music с колоссальных размеров базами стоят еще меньше — $4—5. Дешевле уже просто некуда: примерно $16 в месяц за огромную медиатеку — это почти бесплатно.

Заявления правообладателей о том, что люди занимаются воровством, скачивая все с торрентов, останавливают пользователей примерно так же, как заядлых курильщиков — предупреждения Минздрава о вреде сигарет. При этом ситуация поворачивается под интересным углом: современные сервисы затмили торренты благодаря удобству и смехотворным расценкам. А индустрия видеоигр внедряет функции, которые недоступны для потребителей нелегальных копий.

* * *

По большому счету правообладатели все же добились своего, но только изменив подход к распространению и сделав акцент на социальной составляющей. В случае с играми легальный контент дает больше впечатлений и возможностей, а также избавляет от необходимости ждать взломанную версию и попыток ее обуздать. Быть может, однажды в Steam появится подписка, по аналогии с музыкальными и видеосервисами. Тогда смысл в пиратских версиях окончательно исчезнет. Аргументом в их пользу останется лишь застрявший где-то в девяностых годах менталитет.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by