Почти три года назад Костя Сивко упаковал вещи в дорожную сумку и укатил из своего приграничного Каменца покорять Минск. А уже в январе 2016-го киберспортивный комментатор Константин «Leniniw» Сивко собрал минские пожитки и уехал в Киев вещать для сотен тысяч любителей Counter-Strike. В интервью для Onliner.by выпускник брестской железнодорожной «хабзы» рассказал, что, приложив немного усилий, его путь может повторить любой целеустремленный белорус.
Одна из крупнейших в СНГ киберспортивных организаций сделала парню предложение, от которого нельзя отказаться:
— Когда кто-то в СНГ делает мероприятие стадионного формата и тебя зовут туда работать вместе с такими комментаторами, как Тауфик «Tafa» Хидри, Игорь «SL4M» Сопов, которые по 8—10 лет в киберспорте, ты соглашаешься. Это кумиры, которых знают даже далекие от Counter-Strike люди.
До 16 лет Костя жил в маленьком городе Каменце в 30 км от польской границы. Там подрабатывал на рынке продавцом и не помышлял о публичной карьере в киберспорте. С играми познакомился только в третьем классе, когда появился первый, но уже тогда старый компьютер, а в интернет приходилось выходить через dial-up. Вроде и были компьютерные клубы в городе, куда ходила молодежь, но Константину было достаточно домашнего ПК и третьих «Героев».
— Хитрый план на жизнь у меня был такой: поступлю в Брестский государственный лицей железнодорожного транспорта, там отучусь на кого-нибудь, поработаю пару лет, а потом стану машинистом поезда и буду счастлив.
Парень не юлит и честно признается, что в средней школе его успеваемость оставляла желать лучшего:
— Без двоек, но при десятибалльной системе у меня средний балл был в районе пяти. Учиться не хотел, так как точно понимал, что в университет поступать не буду: лет с 13 твердо решил стать машинистом. Но по моему среднему баллу можно было пойти или на осмотрщика вагонов, или на электромонтера. Я выбрал второе.
Когда у Кости появился новый компьютер, то все свободное время стало уходить на онлайн-шутер Warface.
— Поговорить я всегда любил. Еще в школе это помогало мне избегать двоек. А потому решил записать пару игр со своими комментариями и выложить их на YouTube. Это был первый опыт, благодаря которому меня и заметили.
В 2013 году в Минске открыли набор комментаторов для киберспортивного телевидения, родившегося из турниров Techlabs Cup. Планы были наполеоновские — освещать чемпионаты по League of Legends, Counter-Strike, Dota, World of Tanks и другим многопользовательским играм с соревновательной составляющей.
— Конечно, меня это заинтересовало. Составил резюме с кучей ошибок: мол, простой брестский парень, хочу стать комментатором. Приложил две самые нормальные, как тогда думал, записи со своего канала на YouTube. И забыл. А потом — последние летние каникулы. Через месяц уже надо отправляться на новое рабочее место в депо.
В один из дней мне звонят из Минска и говорят, что готовы предложить стабильную зарплату, съемное жилье в столице и вакансию комментатора на киберспортивном канале. Я просто выпал в осадок и орал от счастья. Даже вопрос не встал, покидать дом или нет: «Спасибо, я собираю вещи и выезжаю». Все отошло на второй план, потому как знал, что это шанс, в который стоит вцепиться зубами.
Костя говорит, что еще за пару лет до этого мечтал попасть в Минск, где видел много перспектив. По молодости даже создал тему на форуме Onliner.by.
— Мол, здравствуйте, дорогие комментаторы Onliner.by, как мне в Минск прорваться, где бы там работу найти. Конечно, понимания у форумчан я не нашел, — смеется Константин, рассказывая о советах «понаехавшему» от местной аудитории.
Зарплату в Минске предложили заметно бóльшую, чем стандартные два миллиона на руки в Бресте. Не остановило и то, что первое время компетентности в киберспорте не хватало:
— Меня взяли на позицию комментатора шутеров Counter-Strike и Point Blank. Но об индустрии и коллективах я не знал практически ничего. Мог назвать две с половиной команды и пару наиболее выдающихся игроков, однако не знал ни истории становления, ни ключевых фигур. Для этой сферы я был человеком абсолютно неприспособленным, а потому вначале было сложно.
Не знаю, как меня не уволили после первых ивентов. На гранд-финале в Киеве перепутал шведов с датчанами, начал запинаться. Я бы себя сразу уволил: «Извини, ты нам не подходишь. Езжай обратно в свой Брест».
Спустя три месяца после начала комментаторской карьеры Кости, минской студии GameShow отдали права на русскоязычную трансляцию первого Major по Counter-Strike: GO с призовым фондом в 250 000 долларов.
— Результат оказался предсказуемым: трансляция прошла совершенно чудовищно, негатива от зрителей было море, все уходили на английский стрим. Я понял, что в своей работе пора что-то менять. Мне же никто не говорил, что мы творим какую-то дичь. И только на крупном турнире это стало очевидно.
Нельзя хорошо комментировать игру, если ты в нее плохо играешь. А потому я начал много играть в Counter-Strike с людьми, которые меня могли чему-то научить. Простая на первый взгляд игра изобилует тактическими приемами и разными стратегиями, я же вначале просто бегал и стрелял. Параллельно стал смотреть другие трансляции и слушать других комментаторов, к чему раньше относился халатно, но что необходимо было сделать уже давно.
Большой проблемой был и словарный запас. Сказать откровенно, за свою жизнь я прочитал не так уж много книг. У некоторых преподавателей в школе и лицее складывалось впечатление, что я начитанный мальчик. Однако они ошибались. Во время трансляции я мог сказать лишь два с половиной предложения, затем шли повторы. Но одни и те же фразы надоедают зрителям. Потому взялся за чтение, перечитал всю «Песнь Льда и Пламени», «Атлант расправил плечи». Всего за этот период я осилил больше книг, чем за всю жизнь до этого.
На GameShow Константин научился в форс-мажорных обстоятельствах оставаться спокойным. Когда только начинал работать в Минске, часто пропадал интернет, хоть скорость была в районе 8 мегабит в секунду.
— Звонил в техподдержку, кричал на них: «У меня такая важная работа, столько людей смотрит, а вы мне интернет рубите». А потом смирился и привык. Ну погас у тебя свет, какой смысл нервничать, переживаниями ничего не исправишь.
За минским этапом последовало предложение от украинского киберспортивного медиаканала Starladder. И если из Каменца в Минск Костя рванул без колебаний, то над переездом в Киев задумался: менять ли насиженное место, где уже заработал какой-то авторитет?
— Но вместе с этим моя студия начала менять концепцию, собралась переходить в телевизионный формат, тогда как мне была интересна работа в киберспорте. Примерно в это же время Starladder анонсировал стадионное мероприятие на нашей «Минск-Арене». Это предложение поработать с кумирами, при тысячах зрителей в зале и еще сотнях тысяч в онлайне… От такого не отказываются.
В январе Константин уже паковал вещи на рейс в Киев. А спустя две недели вернулся в Минск в качестве стадионного комментатора. Правда, о специфике работы традиционных спортивных комментаторов парень знает не много. Большой спорт (футбол или хоккей) по телевизору практически не смотрел, да и сам «ящик» не видел лет с 16.
— Если сравнивать комментаторов в спорте и киберспорте… Наверное, первые больше работают на анализ. Им нужно очень много знать подноготной участников. За 90 минут на поле случится 3—4 гола, а все остальное время, когда мяч с ноги на ногу перекатывают, эфир надо забивать интересными фактами об игроках и командах, анализировать турнир.
В киберспорте подавляющее большинство матчей динамичны, раунды ограничены по времени. Надо успеть дать аналитику предыдущего и прокомментировать происходящее на карте.
Мы больше работаем на шоу. Нужны эмоции, не наигранные, а человеческие. Для этого должен быть хорошо поставлен голос. К тому же в киберспорте комментаторы практически постоянно на экране — в костюмчиках, в красивой студии. Тогда как традиционное телевидение, наоборот, старается не показывать обладателей закадрового голоса.
В Киеве работа Кости построена совершенно иначе. В Минске больше приходилось работать из дома, можно было пообщаться со зрителями, ответить на их вопросы. На Starladder же вся работа ведется из студии, читать чат не стоит:
— Комментируем игру, общаемся с напарниками в эфире. Все по-серьезному, все в пиджаках.
Еще полгода назад во время спора на тему «киберспорт — это спорт?» Константин бы яростно доказывал, что так и есть, что соревновательные онлайн-игры обязаны признать спортивной дисциплиной.
— Сейчас я отношусь к этому попроще. Сказать откровенно, киберспортивному комьюнити и целевой аудитории это признание не так и важно. Киберспорт существовал и пять, и десять лет назад — называй ты его спортом или нет.
А с сегодняшним ростом индустрии, с миллиардными прогнозами объема рынка, с многомиллионными инвестициями от предпринимателей наподобие Усманова киберспорту абсолютно индифферентно, признает ли его спортом Вася с завода или нет.
По субъективной оценке белорусского комментатора, сейчас пробиться в киберспортивную индустрию толковому человеку, готовому гореть на своей работе, несложно. Дефицит кадров в этой развивающейся отрасли огромный.
— Если вы видите, что ваш ребенок проводит за компьютером много времени, старается, добивается каких-то успехов, то лучше поинтересоваться, вникнуть и помочь ему в этих занятиях. Конечно, надо контролировать его. Если ребенок десять часов проводит за компьютером, но никак не развивается — это ненормально. Однако если он собирает команды, пытается расти над собой, то проявите немного внимания, разберитесь в том, чего он хочет добиться. В киберспорте есть перспективы, просто надо трезво оценить ситуацию.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by