Любовь и звезды: свадьбы, поцелуи и валентинки из самых глубин космоса

14 февраля 2016 в 8:00
Источник: Виктор Малыщиц

Созерцание ночного неба, усеянного тысячами звезд, — одно из самых романтичных занятий в мире, особенно если любоваться им вместе с дорогим сердцу человеком. «Моя ясная звездочка», «я тебе звезду с неба достану», «моя любовь к тебе больше, чем Вселенная» — подобные фразы девушкам приходится часто слышать от влюбленных кавалеров. Однако если отбросить все эти романтичные слова и заглянуть в бездну космоса, есть ли там место теплым чувствам? В день святого Валентина Onliner.by ищет ответ на вопрос, есть ли любовь на Марсе, а также во всех остальных уголках Вселенной.

Что чувствуют космонавты?

Поскольку любовь — чувство, присущее людям, многие, наверное, уже приготовились читать любовные истории из жизни космонавтов на орбите. Однако, несмотря на множество «скандальных разоблачений» от разных авторов, на космической станции места для чувств, увы, нет.

Из популярных фильмов работа в космосе для нас кажется просто интересным развлечением: ты кувыркаешься по станции, ловишь ртом шарики из воды, любуешься видом Земли через панорамные окна. Однако на самом деле космонавты ежедневно изнуряют себя работой. Это и научные эксперименты, и постоянное обслуживание и ремонты станции, и многочасовые физические тренировки, без которых мышцы атрофируются. В такой чисто рабочей обстановке у космонавтов просто не хватает времени и сил, чтобы испытывать теплые чувства друг к другу.

К сожалению, подобные нежные моменты можно встретить лишь в фантастических фильмах

По воспоминаниям некоторых космонавтов, присутствие прекрасного пола на орбите совершенно не отвлекало, а даже шло на пользу экипажу, состоящему преимущественно из мужчин. Космонавты начинали наводить порядок на зачастую захламленных рабочих местах, не забывали бриться, не позволяли себе резких выражений. Вопреки предостережениям психологов, в коллективе не возникало разногласий, а космическая станция наполнялась домашним уютом.

Впрочем, в интернете можно найти «секретный» документ «NASA No. 12 571-3570», где рассказывается об экспериментах на борту миссии шаттла STS-75, которые выходили далеко за рамки платонических отношений между мужчиной и женщиной. Однако если проследить за историей этого документа, то можно обнаружить, что это обычная фальшивка: миссия STS-75 была запущена лишь спустя 7 лет после первой публикации в сети и состояла, как назло, из одних мужчин.

Неофициальное фото той самой миссии STS-75

Наиболее часто смешанные экипажи летают в США, и чтобы чувства не мешали работе, НАСА запрещает полеты семейных пар в одном экипаже. Тем не менее один подобный случай все же произошел в 1992 году. На борту шаттла миссии STS-47 оказались супруги Марк Ли и Нэнси Дэйвис. Как оказалось, теплые чувства между ними возникли еще на этапе подготовки к полету, после чего они тайно поженились. Правда открылась незадолго до старта, когда уже не было возможности назначить замену одному из астронавтов. Правда, даже просто пообщаться на орбите им удалось мало: работа на шаттле велась круглосуточно, и центр управления полетами выводил Ли и Дэйвис на работу в разные смены.

Пока Юрий Маленченко (слева) работал на МКС, его невеста (справа) сыграла свадьбу с фанерным манекеном

Еще одна свадебная история в космосе случилась в 2003 году, когда российский космонавт Юрий Маленченко женился на гражданке США Екатерине Дмитриевой. Бракосочетание было запланировано на август, однако во время полета миссия была неожиданно продлена до октября. Чтобы не переносить дату свадьбы, молодожены решили не отступать от намеченного. По законам штата Техас, где проживала невеста, брак можно зарегистрировать, даже если жених отсутствует по уважительной причине. Поэтому 10 августа, глядя друг на друга через мониторы, жених и невеста надели сами себе кольца (на орбиту кольцо доставил грузовой корабль «Прогресс»), а на Земле была организована вечеринка с почти космическим размахом.

Кстати, в невесомости даже поцеловаться практически невозможно. Многочисленные эксперименты на борту тренировочных самолетов, проводимые энтузиастами (за определенную сумму испытать кратковременную невесомость в таком самолете может любой желающий), показали, что при любом прикосновении люди начинают разлетаться в разные стороны. Поэтому, оказавшись в подобной ситуации, не забудьте обняться.

Звездные пары

Часто влюбленные пары любят сравнивать с двумя звездами, которые встретились в необъятных просторах Вселенной и остались вместе навсегда. Примерно половина звезд нашей Галактики живет в парах, что еще больше усиливает сходство звездного мира с жизнью людей. Однако астрономы с такими сравнениями соглашаться не желают.

Двойная звезда Альбирео в созвездии Лебедя

Казалось бы, если две звезды сблизятся на небольшое расстояние с небольшими скоростями, то взаимные силы притяжения смогут заставить вращаться их друг вокруг друга. Однако законы механики показывают, что каким бы ни было это сближение, те самые силы гравитации всегда будут разгонять обе звезды до скорости, при которой захват уже невозможен. Оба тела просто изменят свои траектории и разлетятся в бесконечность.

Ситуацию могла бы спасти встреча трех и более звезд. В таком случае энергия между компонентами может распределиться так, что два из них образуют двойную звезду, а третий улетит в космическое пространство. Причем улетит обязательно, за исключением пары идеализированных случаев. Вот уж где правило «третий лишний» срабатывает безотказно!

Иногда в тесных двойных системах одна звезда может высасывать все соки из своего компаньона. Все как и у людей

Поэтому как бы ни хотелось влюбленным романтикам сравнивать себя со звездами, им придется запомнить, что светила, образующие пары, оказались рядом еще на стадии рождения из газопылевого облака. С тех пор рожденные в этом облаке «младенцы» разлетелись кто куда, в том числе и парами. Встретиться же в космосе двум или трем звездам практически невозможно: расстояния даже между ближайшими из них в миллионы раз превышают их размеры.

В мире галактик

Зато куда чаще в космосе сближаются галактики. Столкновения этих гигантских звездных островов — вполне обыденное явление во Вселенной. При этом галактики сильно меняют свою форму, несколько раз проходят одна сквозь другую, в итоге сливаясь в одну большую «семью». При этом, как и полагается, такие тесные отношения приводят к рождению «детей»: гигантские газопылевые облака обеих галактик сталкиваются между собой, уплотняются и порождают миллиарды новых звезд. Кстати, остальным звездам подобное столкновение практически ничем не грозит: расстояния между ними таковы, что в лучшем случае лишь пара звезд из сотен миллиардов столкнутся лоб в лоб.

Галактики Антенны, сфотографированные астрономом-любителем

Отличным примером слияния двух галактик является прекрасное сердечко с двумя хвостами, которое бездушные астрономы почему-то назвали Антеннами. Снимок самого центра сердца, сделанный телескопом «Хаббл», показывает сияние множества голубых молодых звезд и розовых водородных туманностей, освещаемых этими звездами.

Сердце Антенн глазами «Хаббла»

Кстати, подобный сценарий ожидает в будущем и наш Млечный Путь. Уже сейчас к нам со скоростью 120 километров в секунду несется соседняя галактика Туманность Андромеды, которая столкнется с нами через 5 миллиардов лет.

Так будет выглядеть столкновение с Туманностью Андромеды по данным моделирования на компьютере

Валентинки с Марса и Плутона

Энтузиасты находили на снимках с Марса множество удивительных объектов на потеху развлекательным СМИ: сфинкс, «женщина, ожидающая автобус», череп, гигантскую мышь, Стоунхендж и даже зубра. Если марсиане оставили после себя столько «артефактов», то непременно стоит поискать среди них и проявления высоких чувств. И картинки ниже демонстрируют, что любовь не чужда и «зеленым человечкам»: по всей Красной планете разбросаны множество сердец и сердечек.

Причина образования большинства этих сердечек — проседания марсианского грунта
А это сердечко образовалось при ударе крупного метеорита. В нижней части сердца появился кратер, а выброшенное из него светлое вещество образовало фигуру

Однако самое большое сердце в Солнечной системе принадлежит отверженному Плутону, 10 лет назад исключенному из списка планет. В конце лета 2015 года впервые в истории человечество смогло рассмотреть детали на поверхности этой карликовой планеты с близкого расстояния. После многолетнего полета через всю Солнечную систему американский аппарат «Новые горизонты» прошел всего в 12,5 тыс. км от поверхности Плутона, передав на Землю бесценную информацию.

Таким Плутон увидели астрономы…

На одном из первых опубликованных снимков астрономы увидели гигантское белое сердце, которое Плутон своими «лапками» прижимает к груди. Сердечко сразу же получило название «Область Томбо» в честь Клайда Томбо — первооткрывателя Плутона. По-видимому, левая часть этой области представляет собой гигантский кратер, заполненный кристаллическим азотом, который распространился и на правую долю. А пока специалисты продолжают расшифровывать информацию, переданную космической миссией, предприимчивые производители игрушек уже наладили производство плюшевого Плутона, который станет отличным подарком на день святого Валентина.

… а таким — все остальные

Туманность ко дню святого Валентина

Отличная валентинка из мира космических туманностей — туманность «Сердце» в созвездии Кассиопея. Это классический пример водородного комплекса, где в наши дни рождаются новые звезды. Действительно, в самом центре «Сердца» находится очень красивое скопление молодых звезд под названием Melotte 15.

Туманность «Сердце»

Однако самым популярным объектом на валентинках, которые рассылают друг другу астрономы, стала туманность «Розетка». Эту же туманность в различных вариациях ежегодно 14 февраля ставит на фото известный ресурс NASA «Астрономическая картинка дня». Казалось бы, какое отношение имеет розетка к сердечкам, амурчикам и прочей праздничной мишуре? Оказывается, этот вопрос задают только у нас благодаря доблестным советским переводчикам, которые и ввели в русскоязычную литературу это название. Слово «rosette», которым давно нарекли эту туманность на Западе, может переводиться и как «розетка», но имеется в виду не та розетка, в которой 220 вольт, а декоративный элемент в архитектуре. Но еще у этого слова имеется значение «розочка», которое и используется для названия этого уникального объекта. Поэтому получив в подарок снимок «Розетки», не обижайтесь: вы держите в руках самый настоящий космический цветок!

Небесная «розочка» растопит сердце любой девушки-астронома