Белорусский космос. Как в Минске испытывают защиту космолетов от плазмы и метеоритов

10 февраля 2016 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Тарналицкий

В Беларуси не строят космических ракет и не готовят космонавтов к покорению межзвездной дали. Но в освоении космоса есть и актуальный белорусский след. Еще с советских времен в Институте тепло- и массообмена имени А. В. Лыкова НАН Беларуси ученые занимаются испытанием защитных материалов для космических кораблей и аппаратов. Проверяют, насколько хорошо защищены космонавты и ценная научная аппаратура при входе в атмосферу планет и какой силы удары метеороидов способны выдержать экраны космических кораблей. Корреспонденты Onliner.by посмотрели, как раскаленная до десятков тысяч градусов плазма ласкает экспериментальные материалы, и узнали, зачем метать стальные шарики со скоростью в несколько километров в секунду.

Для непосвященного посетителя запутанные коридоры института превращаются в лабиринт магического НИИЧАВО братьев Стругацких — Научно-исследовательского института чародейства и волшебства. Ученые мужи и молодые исследователи на разных скоростях проносятся мимо, уважительно пожимая друг другу руки и обращаясь исключительно по имени-отчеству.

Но вместо отделов Линейного Счастья, Оборонной Магии и Вечной Молодости нас ведут по лабораториям физико-химической гидродинамики и физики плазменных ускорителей, которые тестируют защитные материалы для российских космических госкорпораций. В качестве экскурсовода выступает заместитель директора института, заведующий отделением — Международным центром по физике плазмы и плазменным технологиям, доктор физико-математических наук, член-корреспондент Валентин Асташинский. Попутно он рассказывает о противометеорной защите и сложностях с посадкой космических аппаратов на планеты:

— Аппараты входят в атмосферу Земли с различной скоростью. Для тех, что разрабатываются сейчас, в расчет берется вторая космическая скорость — 11,2 км/с. При посадке на Марс аппарат будет входить в атмосферу со скоростью 3 км/с. А при таких скоростях в плотных слоях атмосферы возникает плазменное образование температурой десятки и сотни тысяч градусов по Цельсию. Без теплозащитного покрытия корабль попросту сгорел бы в атмосфере.

Над специальными теплозащитными материалами советская космонавтика задумалась еще на заре своего возникновения. Уже тогда в Беларуси проводились серьезные исследования в области испытания таких покрытий: изучалось распределение температуры внутри образца, ее градиенты. Над созданием самой теплозащиты работают в России, а вот мишень — в Минске. Это довольно сложное инженерное устройство, которое должно не только удержать образец, но и обеспечить проведение необходимых замеров.

— Первые испытания теплозащитных покрытий проводили в импульсном режиме: на несколько сотен миллионных долей секунды моделировалось воздействие лазерным излучением или электрическими разрядами, — говорит Валентин Миронович. — В середине 70-х годов в нашем институте был создан уникальный торцевой холловский плазменный ускоритель. Он генерирует плазму больших объемов для моделирования условий вхождения в атмосферу Земли. А его уникальность заключается в том, что в непрерывном режиме ускоритель мог на протяжении десятков секунд обрабатывать экспериментальный материал, что полезно для натурных исследований. Ведь постоянно разрабатываются новые типы материалов, которые надо проверить.

В вакуумной камере холловского ускорителя можно воссоздать необходимые атмосферные условия практически любой планеты, например Марса или Венеры с их особым химическим составом и плотностью. Но чаще всего этот громадный ускоритель используют для испытания материалов, входящих в верхние слои земной атмосферы.

Для моделирования условий вхождения аппаратов в нижние слои атмосферы используются более компактные установки — плазмотроны. Они работают на открытом воздухе при атмосферном давлении.

— Холловский ускоритель вряд ли успеют запустить — достаточно сложная вакуумная система. А вот работающий плазмотрон обещали показать, — сообщает заместитель директора института и впускает в экспериментальный зал, который и служит испытательным полигоном. Им заведует руководитель отдела плазменных аэрокосмических технологий Владимир Степанович Ермаченко. Именно он в середине 70-х годов вместе с коллегами создавал торцевой холловский ускоритель: длинную вакуумную камеру с большими магнитными катушками, множеством патрубков, проводов и насосов и окошком иллюминатора, за которым буйствует плазменный поток. И это только вершина айсберга — системы вакуумной откачки прячутся в подвале внушительных размеров.

Но в работе холловский ускоритель увидеть не получится: необходима долгая и кропотливая подготовка его запуска. Исследователи говорят, что включают установку находясь в пультовой. А за танцем плазмы наблюдают через глазок камеры, которая прячется за плотным темным фильтром. Уж слишком велико излучение плазмы в области воздействия на образец.

А вот запустить плазмотрон оказывается проще, да и присутствовать можно непосредственно на полигоне. «Только не бойтесь», — в который раз сквозь гудение установки повторяют сотрудники института — кандидаты технических наук Михаил Семенович Третьяк и Владимир Васильевич Чупрасов. Именно они имеют дело с этим мощным плазмотроном.

В помещении раздаются три театральных звонка, и из сопла установки со сверлящим барабанные перепонки звуком вырывается раскаленный добела скоростной поток плазмы. Возможно, так в миниатюре выглядит запуск космической ракеты. Несколько секунд плазма вгрызается в экспериментальный материал, а потом затухает, оставляя мишень дымиться. Потемневший образец достаточно сильно оплавился. Дальше ученые займутся более подробным изучением его характеристик и выдадут заключение по свойствам.

А Валентин Миронович ведет нас по длинным коридорам института дальше, в лабораторию физико-химической гидродинамики. Там находится установка, которая мечет стальные шарики со скоростью 4—8 км/с. Именно таким образом изучается стойкость различных материалов к удару метеоров различных размеров и состава.

— Находясь на орбите, корабль может подвергаться воздействию частичек техногенного и естественного происхождения. В зависимости от высоты орбиты космического аппарата, количество мусора и частиц разное. В последнее время увеличивается количество техногенного мусора, довольно заметного по размерам. И вопросы противометеорной защиты актуальны. Крупные объекты отслеживаются наземными станциями, и от них космический аппарат может увернуться, — продолжает заместитель директора института. — На космических станциях защита рассчитана на удары мелких частиц: от десятков до сотни микрон. Вероятность нахождения на высоте МКС чего-то большего крайне мала. Другое дело, что при межпланетных перелетах обнаружить подобные частички сложнее, а их скорость может достигать нескольких километров или даже десятков километров в секунду.

Материал обшивки толщиной в несколько миллиметров не сможет выдержать удар металлической частицы диаметром 2—3 мм, летящей со скоростью более 5 км/с. А потому экранная противометеорная защита обычно состоит из нескольких пластинок, расположенных на расстоянии друг от друга, буквально на пальцах разъясняет Валентин Миронович. Космическая частица, прошивая первый экран насквозь, должна раскрошиться — в этом и состоит задача наружной пластины. Во вторую пластину уже попадают маленькие осколки. Их кинетическая энергия заметно меньше, а потому через следующий экран пройти им не удастся.

— Да, можно делать и двойные, и тройные экраны. Но надо понимать, что большой вес в космос не выведешь: надо строить как можно легче и крепче, — резонно замечает физик и напоминает, что работы по противометеорной и теплозащите в институте ведутся как в рамках программы союзного государства «Мониторинг-СГ», так и по прямым контрактам с российскими ракетно-космической корпорации «Энергия» и НПО имени С. А. Лавочкина. Услуги института востребованы.

В лаборатории физико-химической гидродинамики нас дожидается баллистическая установка. Правда, в разобранном виде: пусковой элемент отдельно, вакуумная камера отдельно. Сейчас их ожидает очередное техническое обслуживание.

— В мире эффективно работающих баллистических установок не так уж много: они либо одноразового действия, либо способны ускорять частицы до существенно меньших скоростей. А наша — многократного действия, компактная и метает частицы диаметром до 4 мм со скоростью выше 4 км/с. Других установок, обеспечивающих при сопоставимом уровне энергетических затрат такие высокие скорости метания, не существует. Для сравнения, у соседей один выстрел баллистической установки стоит порядка 400 тыс. российских рублей. У нас — значительно дешевле, — поясняет Валентин Миронович.

Группой испытателей руководит доктор физико-математических наук Павел Петрович Храмцов. Под его руководством ученые метают стальные (и не только) шарики диаметром 4 мм со скоростью 5 км/с. Они насквозь прошивают дюраль толщиной 8 мм. Благо в космосе такие плотные и крепкие частички не летают.

— Имея высокую научную квалификацию и используя новые принципы работы, удается создавать уникальные системы за сравнительно небольшие деньги, потому что не только они определяют развитие науки. Но когда есть деньги, то можно все это реализовать на современном техническом уровне, — резюмирует наш экскурсовод.

Использовать же в экранной защите легкий дюралюминий вместо, например, титана вынуждает гонка за уменьшением веса.

— Дюраль достаточно вязкий и прочный, а с подходом исследователей нашего института удается повысить его прочностные характеристики: на эти подложки наши коллеги из БНТУ наносят специальное порошковое покрытие, после чего мы обрабатываем их плазменным потоком квазистационарного сильноточного плазменного ускорителя. Длительность выстрела — 100—200 миллионных долей секунды. Традиционные ускорители генерируют плазму, которая существует несколько десятков микросекунд, чего недостаточно для эффективной обработки покрытий. Пускай скорость и достигает 100—200 км/с, а температура — 30—100 тыс. градусов, однако число частичек в них меньше в 10 тыс. раз. Наша установка обладает высокой скоростью и плотностью ионов, что позволяет эффективно модифицировать, легировать материалы. Модифицированные таким образом элементы экранной проивометеорной защиты выдерживают воздействие графитовых шариков диаметром 2 мм, — гордо заявляет Валентин Миронович, демонстрируя один из образцов экрана.

После небольшой экскурсии в недрах института, мы возвращаемся в кабинет нашего гида. Попутно ученый рассказывает о наработках в создании космических двигателей для микро- и наноспутников на основе разработанных в нашей Академии наук квазистационарных плазменных ускорителей нового поколения. Оказывается, что в ускорительных системах диаметром порядка 2 см, генерирующих плазменную струю, можно управлять вектором тяги без единой механической поворотной детали. Исключительно с помощью электродинамического взаимодействия. И научные основы таких наиболее перспективных технологий создания малогабаритных плазменных двигателей разрабатываются именно в Институте тепло- и массообмена имени А. В. Лыкова НАН Беларуси.

В подтверждение этого собеседник заглядывает по пути в несколько кабинетов, где показывает ускорители, собранные на современной элементной базе, а также наработки для миниатюрных космических двигателей.

— У нас еще сохранились научные школы, определяющие мировой уровень исследований по своим научным направлениям. Другие исследователи вынуждены нас догонять, — уверен Валентин Миронович.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Максим Тарналицкий
Чтобы оставить свое мнение, необходимо войти или зарегистрироваться
ОБСУЖДЕНИЕ
10.02.2016 в 8:02
Подвальные технологии)
10.02.2016 в 8:05
Интересно, а эти новаторы получают хотя бы "папяццот"?
фигней занимаются, в наше время надо о другом заботится
Подвальные технологии)
"mandrage":

Вот так заботятся о наших ученых.
10.02.2016 в 8:06
все профессии важны
10.02.2016 в 8:07
Ну как так можно работать в таких условиях???...По фото можно подумать что это ещё в союзе в годах так 70 х..
10.02.2016 в 8:08

Слишком оптимистичное заявление на мой взгляд
Очередная бессмысленная организация...
10.02.2016 в 8:08
Вот она, беларусская наука... Старенькие дяденьки ( никого моложе 50-60 лет на фото не видать), грязный и страшный подвал, допотопные агрегаты, которые уже при СССР видали лучшие виды... И с этим багажом мы хотим сделать что-то серьезное?
Не верю, короче. Точнее, эти вот дяденьки еще что-то смогут, за счет опыта и смекалки. А вот кто придет к ним на смену? С учетом того, что в науку у нас вкладывать не принято?
10.02.2016 в 8:10
Так я не понял, мы в космос летим или как?
10.02.2016 в 8:12
ввести налог на холловский ускоритель и на плазматрон и жэстачайшэ пополнить бюджет! не зарабатывать же на внедрении этих технологий))
10.02.2016 в 8:13
Как же обидно, что нашим, очень даже неплохим ученым, приходится работать на довоенной технике!
10.02.2016 в 8:15
Написали бы "Британия, начало 20 века" под фото - никто бы под сомнения не поставил
10.02.2016 в 8:20
как будто в 50е годы 20го века попал
10.02.2016 в 8:21
Я в этом не шарю - поэтому ничего писать не буду
10.02.2016 в 8:24
Наконец-то! А то задолбали эти метеориты. Усе градки пабили. Вы-бы ребята погуглили, возможно ваши изобретения давно не изобретения. Или как обычно - не имеюшчые аналау у мирэ
10.02.2016 в 8:25
О каких технологиях речь если все деньги разворовали?
10.02.2016 в 8:28
Наука, нет не правильно МУКА.
10.02.2016 в 8:29
Прошлый век. Все старое совковое, как этим можно в наше време что-то проверять?
10.02.2016 в 8:32
Скоро в космосе белорусам будет проще выжить, чем на Земле
10.02.2016 в 8:33
Вот она наша завтра
10.02.2016 в 8:44
да уж... технологии будущего прям!
10.02.2016 в 8:47
Да, это тебе не американские технологии из фильмов
10.02.2016 в 8:48
Все стоит и ничего не работает.
Включают только для журналистов.
10.02.2016 в 8:48
К сожалению белорусский космос так и останется белорусским
10.02.2016 в 8:53
К сожалению, все держится на энтузиастах и "самоделкиных", но их становится все меньше.
10.02.2016 в 8:54
В "загнивающей Европе" учёные подобного уровня были бы миллионерами, а у нас..

в этом и ужас,что они сделаны сейчас 0=0
10.02.2016 в 8:54

а у нас начали свои выпускать?
10.02.2016 в 8:56
"RockStar777":

больше на 50 лет назад смахивает)... разве, что они еще цветные)))...
10.02.2016 в 8:57
все те же самые фоточки можно было бы наделать и десять лет назад. Просто настало время пиара. А молодые из этого болота сваливают за длинным рублем. Поверьте на слово, с Валентином Миронычем знаком не понаслышке, а также с его бывшими сотрудниками. Нужна кардинальная реформа сознания и огромные вливания, чтобы создать на их результатах технологию.
10.02.2016 в 8:58
Цапу крути!
10.02.2016 в 9:00

Фотографии говорят об обратном. Наше социальное государство так беспокоится о льготниках и пенсионерах, которые имеют право голоса, что совсем забыло про науку.
Фото просто нагнетают тоску и ужасное отвращение, простите, но это так.
10.02.2016 в 9:02
Этим людям бы нормальное оборудование...
10.02.2016 в 9:04
Глядя на эти технологии хочется плакать
10.02.2016 в 9:05
детская мечта всё ни как не осуществится , я тоже гордился Гагарином

10.02.2016 в 9:09
Так я не понял, мы в космос летим или как?
"descriptor":

уже вчера на биржи улетели сегодня второй виток
10.02.2016 в 9:11
"Там находится установка, которая мечет стальные шарики со скоростью 4—8 км/ч" может всё-таки км/с?
10.02.2016 в 9:13
>>Там находится установка, которая мечет стальные шарики со скоростью 4—8 км/ч
Что за установка? Рогатка? Хотя не, даже она сильнее мечет.
10.02.2016 в 9:18
на фотографиях узнал свой детский стол и дедушкин сервант.
10.02.2016 в 9:20
"RockStar777":

Так там за 30 лет ничего и не изменилось.
10.02.2016 в 9:21
Ну если честно, то очень обидно за то что так обходятся с великими умами.
10.02.2016 в 9:24
ДАЙ ЭТИМ ЛЮДЯМ ДЕНЬГИ И ТЕХНОЛОГИИ И ОНИ ГОРЫ СВЕРНУТ.
10.02.2016 в 9:26
Почет и Уважение ВСЕМ специалистам института! Дай Бог им терпения, а государственным мужам мудрости не прос.ать и это.
10.02.2016 в 9:29
Не воодушевил
10.02.2016 в 9:29
"RockStar777":

Если б у нас были такие технологии 30 лет назад....
10.02.2016 в 9:30
Для этих людей, не важно в подвальном помещении или в белом доме!
Они любят свое дело!
Если бы Вам довелось побывать как мне на лекциях у Валентина Мироновича Асташинского и "подвальных" лабораторных помещениях и увидеть все, вы бы так не говорили!
А мне вот - довелось!
Я хочу сказать, что это очень интересно.
10.02.2016 в 9:31
Там находится установка, которая мечет стальные шарики со скоростью 4—8 км/ч.

Исправьте ошибку. Во первых, пешеход в среднем движется со скоростью 5 км/ч, во-вторых у вас в предисловии речь идёт о километрах в секунду (
, в третьих, далее упоминаются уже десятки километров в секунду!
…а их скорость может достигать нескольких километров или даже десятков километров в секунду.
10.02.2016 в 9:33
Это у них современная лаборатория????? О_о
10.02.2016 в 9:35
Почему одни старики? Или молодежь не пускают вперед?
10.02.2016 в 9:35
Смотрю на это все и как то грустно становиться...
10.02.2016 в 9:36
Вот куда нужно деньги государству вкладывать!
10.02.2016 в 9:37
"космические технологии"!!! особенно понравились деревянная подставка из куска доски и китайский вольметр
10.02.2016 в 9:46
А мультиметр у них поверен? https://content.onliner.by/news/2016/02/default/5d2e0a0a4f88fed5cefb2de99ed883c7.jpg
10.02.2016 в 9:46
что это за позорище? какие-то старики, какие-то древние станки, тестер за 3$ со жданов...
ЧТО ЭТО?
10.02.2016 в 9:48
Интересно, а как должны выглядеть "рабочие лошадки" этих помещений? Наши "змагары" такие "змагары", что аж противно. Данным стендам не нужен футуристический вид, если они достойно выполняют свою работу. Бьюсь об заклад, если бы было написано, что это "подвалы НАСА", то тут бы кричали, что это божественно и нам до них расти и расти.
10.02.2016 в 9:49
"His_Divine_Shadow":

Наука в голове рождается, а на фото это состояние экономики. Соответственно отрасль дожила в том виде в котором она может себя хоть как-то окупать.
10.02.2016 в 9:49
Помещения там, конечно, не очень... А аппараты... Какая разница как они выглядят, главное что бы свою изначальную функцию выполняли, а они выполняют!
10.02.2016 в 9:50
вот это условия... на западе бы шутку не поняли.
10.02.2016 в 9:50
еще небось яро верят, что Солнце вращается вокруг Земли...
10.02.2016 в 9:52
И здесь лет на 50 отстали.
10.02.2016 в 9:53
слесарь на фото негодует!
10.02.2016 в 9:53
Шланги изолентой перемотаны.- Новый уровень НАУКИ!!!
10.02.2016 в 9:53
Вот это то, на чем на самом деле надо зарабатывать и развивать. Отдайте ПВТ. Надеюсь, у них будет пара толковых менеджеров, чтобы создать спрос на это предложение.
10.02.2016 в 9:55
Чем хорош был совок, так это отчаянной верой в светлое будущее и " И в мире нет таких вершин, что взять нельзя" под эгидой страха и расстрела конечно. Профинансировать эти умы и станем первыми во всех технологиях.Вспомните чего мы могли добиться когда совок все финансировал, одно изделие 602 и разговор окончен.
10.02.2016 в 10:00
Да сср хоть и развалили а техника живет
Там находится установка, которая мечет стальные шарики со скоростью 4—8 км/ч
10.02.2016 в 10:00
Вся проблема в том, что мы перестали верить, а перестали, потому что запад заражает своей грязью весь мир. Капитализм-одно слово, а сколько лицемерия и меркантилизма в этом слове. Иногда задумываешься, что бы было если бы немцы все же победили. Уже бы осваивали космос.
10.02.2016 в 10:00
А в перспективе вообще взять и позвонить Маску. Уверен, его ракете и кораблю Dragon нужны эти исследования.
10.02.2016 в 10:04
Вся эта наука для современной Беларуси - один из осколков ушедшей цивилизации, причем значительно более высокоразвитой по сравнению с нынешней. Уйдут сии почтенные мужи, наука окончательно превратится в артефакт, что-то типа пирамид в Египте...
10.02.2016 в 10:05
"RockStar777":

И уже тогда все могла исправить синяя изолента!
10.02.2016 в 10:07
да уж, не совсем похоже на современную графику в фантастике
10.02.2016 в 10:09
"У нас еще сохранились научные школы, определяющие мировой уровень исследований по своим научным направлениям. Другие исследователи вынуждены нас догонять! (с)

НЕ ВЕРЮ!
10.02.2016 в 10:11
"RockStar777":

А по сути ничего не изменилось!
10.02.2016 в 10:12

Вот это сто пудов комната из Half-Life 2 ))
10.02.2016 в 10:13
Молодцы конечно. Но почему наука уже седовласая такая ? Где молодые кадры ?
10.02.2016 в 10:14

10.02.2016 в 10:16
Не знал что в институте теплообмена занимаются космическими проблемами. Интересная статья.
10.02.2016 в 10:16
Такое ощущение, что у нас во всём так
10.02.2016 в 10:17
Молодцы конечно. Но почему наука уже седовласая такая ? Где молодые кадры ?
"LEXX":

Никто не заинтересован, малая зп
10.02.2016 в 10:17
Савдепина!!!
10.02.2016 в 10:18
1 - нечего хаять науку в Беларуси. Считаете утверждения про мировой уровень слишком оптимистичным? А сколько международных конференций Вы посетили? Сколько журналов перечитали? Так вот, беларусов там хватает, и со всякими индексами хирша и импакт факторами.
2 - не важно какой тестер, китайский за 5 или американский за 50, он адекватно меряет ТО ЧТО ДОЛЖЕН и на этом всё. Куча этих вот сообщений, типа техника из прошлого века, дали бы им нормальное оборудование.... это актуально для инженерии, для производства. Для проведения исследования часто хватает простейших вещей, почитайте как люди открытия делали, на каком оборудовании. А совецкое из 60 годов зачастую на уровне современного за десятки тысяч, и всё ещё прекрасно работает.
3 - на фото дядьки пенсионного возраста, а не молодые, потому что субординация. Уйдут они, так есть кому продолжить.
10.02.2016 в 10:20

Скорее лет 130 назад, это пррескоррбно
10.02.2016 в 10:21
Боже, какое же там всё убогое...(((
10.02.2016 в 10:22

10.02.2016 в 10:25
В одном из цехов Тракторного завода))))))
10.02.2016 в 10:26
Вещи нужные делают, но одни старики, молодёжи нет(((
10.02.2016 в 10:29
С таким подходам к космосу, про него можно забыть раз и навсегда.
10.02.2016 в 10:30
"vasuhih":

Да и тогда наверное было куда по- лучше)
10.02.2016 в 10:30
наш космос -это рост доллара....осваивайте...
10.02.2016 в 10:31

"addsmoll":

Что академическая наука это наука старцев, она оторвана от жизни. Во всём мире прогрессивная наука университетская, конкретная задача, конкретная группа, конкретная лаборатория, конкретная цена. А академическая наука это ни о чём и обо всём. Колупают советские заделы, но и они уже изъедены молью. Молодые учёные либо в частных лабораториях либо в кап странах, где за мозги платят реальными деньгами, а не завтраками и перспективами, как у Тузика. Прискорбно всё это...
10.02.2016 в 10:33
"RockStar777":

За это время там ничего не изменилось!
10.02.2016 в 10:35
"Вся эта наука для современной Беларуси - один из осколков ушедшей цивилизации, причем значительно более высокоразвитой по сравнению с нынешней."

Похоже, что так. Говорят что бы устроится грузчиком в Виталюр сейчас очередь! Во дожили прогресс))) А раньше мечтали на другие планеты лететь.
10.02.2016 в 10:36
Вы меня извините,может и светлые головы там работают,но антураж-это просто УЖАС!!!!!
Стыд и позор! Слесарка завода ЭЛЕКТРОНИКА в 1989 году выглядела приличней.Ржавые газовые баллоны , закрепленные проволокой ,китайский тестер и пенсионеры в костюмах 80-х.
Забейте эту богодельню досками ,погасите свет и страна ничего не потеряет!
10.02.2016 в 10:36
у вас тот блеск и восторг -- в стиле ван шуй ..
Финансирование так и прет.
10.02.2016 в 10:43
Изолента, грязные окна, деревянный стол- ровесник здания. Все очень грустно.
10.02.2016 в 10:44
Perfectum Mobile-вот что нужно изобретать чтобы не быть зависимыми от энергоносителей, но это никому не нужно "як грошы адмываць"?
10.02.2016 в 10:44
Скорее бы пахана отправить в космос
10.02.2016 в 10:47
От комментариев тоска берет. Такие установки плюс-минут так выглядят во всем мире - от обилия хромированных гаечек ничего по сути не зависит.
Желаю комментаторам не напрягать извилины и идти торговать семечками для поднятия ВВП.
10.02.2016 в 10:47

"SurferB":

В наших НИИ работают примерно такие экземпляры 20-30х годов 20 века. http://nasb.gov.by/rus/members/academicians/shlapunov.php
10.02.2016 в 10:52

Уважаемые, вы хоть знаете что такое плазма и какие у нее свойства???
10.02.2016 в 10:54
БольшойМинскийКоллайдер
10.02.2016 в 10:55
"His_Divine_Shadow":

Позвольте НЕ СОГЛАШУСЬ есть и новенькое - новая изолента!!!
10.02.2016 в 10:58

"mirextv":

Думаю нет. Во первых нет уже природной мотивации, хочется просто нянчить внуков и писать мемуары. А во вторых после с 60 лет начинает терять кора головного мозга с мозгом связи нейронные, а мыслительные процессы проходят именно в коре головного мозга. То есть чисто технологически мозг не может создавать нового ничего, только анализировать старое и то с трудом. Системы нет, нет регенерации кадров. Вот бедные фанатики своего дела и как могут тянут на своих плечах эту тяжесть, а передать не кому((( Я с огромным уважением отношусь к учёным мужам, к их трудам, потому что на сегодняшний день почти вся пост советская наука зиждется на разработках 70х-80х годов, когда то учёный был верхушкой элиты общества. А сейчас нет вообще элиты. У кого малиновые штаны, тот элита. Вот и пожинаем плоды. Грустно, очень грустно. Человек создан что бы летать к звёздам, а мы на грязную, маслянистую жижу из земли молимся и меряем богатство часами, машинами и полнотой набитого пуза.
10.02.2016 в 10:59
Китайская изолента вызвала слезу(
10.02.2016 в 11:02
А разве у нас есть умы? А если и есть,то уже давно в штатах или Израиле. В нашей стране умы не ценят поэтому и живем как в [censored]
10.02.2016 в 11:12
wersys,
Этим людям бы нормальное оборудование...
"Yanina2011":

жестачаше поверить тестер и раздать всем iPhone
10.02.2016 в 11:17
Нет ничего более проверенного и надежного, чем СИНЯЯ ИЗОЛЕНТА!
10.02.2016 в 11:20
Китайская изолента вызвала слезу(
"RePeter":

да, в РБ форма в приоритете над содержанием ....
новое в науке - это обнаруженные достоверные закономерности в виде таблиц данных или формул (если повезет)
а какой "изолентой" они добыты... кому это вообще интересно
10.02.2016 в 11:26
Как то грустно стало.
10.02.2016 в 11:28
Изолента, китайский тестер, скотч.... Реальная картина состояния наших НИИ. Спасибо нашим ученым, что продолжают работать в таких условиях.
10.02.2016 в 11:36

Где довоенная техника ?
Техника 70-80х лет
10.02.2016 в 11:46
zuky Сегодня в 8:29

Прошлый век. Все старое совковое, как этим можно в наше време что-то проверять?
"zuky":

Однако даже в космос летали без нормальных компьютеров и микроэлектроники
10.02.2016 в 11:51
Вся гениальность в простоте, ну что бы изменилось если у них была изолента не китай или помещение как гугл?
10.02.2016 в 11:54
Ребята привыкли по голливудским блокбастерам, что научные лаборатории сияют с иголочки

А на самом деле приборы совестские вполне можно использовать для исследований,
если не заниматься физикой элементарных частиц

А теоретикам вообще нужен только мозг и компьютер
10.02.2016 в 11:55
Еще скажите, что с устаревшими/нетоповыми компьютерами нельзя заниматься науков
10.02.2016 в 11:56
RockStar777, 30? Может 130 ?
10.02.2016 в 12:00
Элон Маск, увидев эти фотки долго бы ржал... Надо было в конце статьи хотя бы видео прикрепить как SpaceX садит на землю первую ступень Falkon (своей ракеты) и тем самым делает революцию космосфере. Уровни несоизмеримые... Я быстрее пойму зачем дикари в Африке изобретают колесо..., у них хотя бы интернета нет и они не в курсе последних миллионов лет))
10.02.2016 в 12:03
AYG19 Сегодня в 12:00

"AYG19":

Слушай
Космическими аппаратами занимается Россия
Белорусы этим никогда не занимались
У белорусов специализация проводить вот такие исследования для российской космической
техники

Сравниваешь

Сравнил бы EPAM (разработка ПО и сервисы) и Intel (производитель процессоров)
10.02.2016 в 12:06
К сожалению, у нас есть один главный учёный, который во всём разбирается лучше всех. Он скорее всего понимает, что эти люди умнее него на порядок, поэтому сами как-нибудь выкрутятся. Программистов называл "яйцеголовыми", для учёных у него наверно тоже что-то припасено, типа "лабораторных крыс". Академией наук последние годы управляли кто угодно, но только не признанные учёные. У нас хватает умнейших профессоров, студентов, аспирантов, но из-за глобального идиотизма на них плюют чиновники, вынуждая уезжать заграницу. Низкий поклон тем, кто еще сражается здесь, на устаревшем оборудовании, при хронической нехватке средств и при всей бюрократии.
10.02.2016 в 12:07
Покрытие на сковородку антипригарное лучше и дешевле европейских аналогов слабо?
10.02.2016 в 12:12
снести эти сараи в центре Минска и построить силами Чижа очередные пустующие паркинги и торгово-разлекательные комплексы
10.02.2016 в 12:12
"hatabbych1978":

Представьте себе, есть и такие люди, для которых дело - важнее всего на свете. И они никуда не поедут из-за денег. А руководство, вместо того, чтобы таких настоящих патриотов на руках носить, иногда не может даже подписку оформить на англоязычный научный журнал. У нас нет культа "умного человека" в стране, у нас надо быть не сильно образованным, хронически "трохи выпившим", не выпендриваться и молча работать. Такой идеальный гражданин, чтобы не задавал лишних вопросов.
10.02.2016 в 12:14
Подвал а, ни лаборатория,честь и дань уважения этим людям что они работают в таких условиях
10.02.2016 в 12:15
"AYG19":

Пока что все ржут над тобой...
10.02.2016 в 12:27

меньше голливудских фильмов смотреть надо
10.02.2016 в 12:28
Там находится установка, которая мечет стальные шарики со скоростью 4—8 км/ч

ВЫ ТОЧНО НИЧЕГО НЕ ПЕРЕПУТАЛИ?
это скорость пешехода
10.02.2016 в 12:31
"RockStar777":

это лаборатория, испытавают на оборудовании, собранном на коленке...я меня учил Асташинский, ему китайцы предлагали $ за разработки, а он не продал...зря
10.02.2016 в 12:33
"KOLBASINA":

Не скажу за всю науку, но из того что знаю - деньги пытаются зарабатывать на достижениях сделанных ещё при СССР. Последняя научная международная конференция, где я участвовал - "Микробиология и биотехнология на рубеже 21 столетия" , Минск-2000 год. Уже тогда, в данной области науки, мы отставали на 50 лет, ка сейчас - на все 100, если не больше. Пытливых умов у нас хватает, только - не найдя поддержки, либо бросают науку, либо уезжают за границу (у кого позволяют возможности и финансы). Только у нас - защита диссертации - напоминает уголовный процесс, а успех часто зависит от того - не ушёл ли в очередной запой какой нибудь важный представитель из высшего научного "синода". А что касается молодёжи - то здесь, как в современной спортивной секции: остаётся и занимается тот, кто не нуждается в финансах, а не тот - кто, по- настоящему, достоен этого.
10.02.2016 в 12:36
О том, что в Белоруссии сохранили и технологии и кадры надо кричать во всех средствах массовой информации постоянно как рекламу. Делать надо это агрессивно и подавляюще конкурентов. Делать надо умно и не давая ключевые знания в рекламу. Как американцы и англичане. Англичане из своих мух такого слона раздувают ради грандов. Порой смотришь англичане и американцы вообще из пшика создают заказы научной отрасли.
10.02.2016 в 12:37
Печальное зрелище: старые технологии и оборудование, пожилые ученые. Страна превратилась в барахолку: купи-продай топлива под видом растворителей, перепакуй креветки да прикрути колеса китайских Джили.
10.02.2016 в 12:42
Из свежего. Американцы кричат про машины на водороде на воде как о чуде американской мысли, замалчивая, что в блокадном Ленинграде в 1941-ом Лейтенант Щелищ за !!! 10 суток перевел !!! 200 полтуорок на водород !!!. Это факты и абсолютные рекорды выживания человечества. МинскТранс просто будет обязан все свои 200 дизельных автобусов перевести на водяное топливо. И посмотрим достойны ли внуки дедов своих. Газель по Питеру до сих пор бегает на воде.

Нет телевизор забит враньем и глупостью. Видать жируем и шикарно живем.
10.02.2016 в 12:43
RockStar777, ВАСССЯЯ, это опытный образец!!!
10.02.2016 в 12:45
сварщик не ахти у них... похоже
10.02.2016 в 12:45
замечательный репортаж, мне все это нравится, хоть я ничего в этом и не понимаю.
считаю развитие технологий важнейшей задачей человека.
10.02.2016 в 13:02
"RockStar777":

Боюсь тогда даже предположить судьбу этих пенсионеров. Молодежь то где? Правильно, без достойной оплаты им свои идеи никто не продаст.
10.02.2016 в 13:13
"RockStar777":

и все держится на изоленте...
10.02.2016 в 13:23
Зато ледовых арен на всех "академиков" хватит.
10.02.2016 в 13:26
Оказывается и у нас еще существуют свои Теслы. Спасибо за репортаж.
10.02.2016 в 13:26
"RockStar777":

Вам откуда знать, в школе показывают 30-летние фото ?
10.02.2016 в 13:37
умы страны занимаются ерундой
10.02.2016 в 13:41
На ободранных столах и стульях в полной грязи науки будущего не построишь.
10.02.2016 в 13:46
Гном-невидимка Сегодня в 13:26

Оказывается и у нас еще существуют свои Теслы. Спасибо за репортаж.
"Гном-невидимка":

У нас и покруче Теслы были ученые
Арцимович - покоритель плазмы
10.02.2016 в 13:47

"voditel18avtobusa":

100 лет назад микробиология была в зачаточном состоянии
А биотехнологий и вовсе не было
Что за чушь гиперболизированную втираете
10.02.2016 в 13:49
Диванные эксперты, порассуждайте еще о Тесла, Тони Старке и тессеракте
10.02.2016 в 13:49
Страшно смотреть на наши заводы, как снаружи так и изнутри!((
10.02.2016 в 13:52
всё добротно, надёжное, на века!!
школота в школу!
10.02.2016 в 13:55
Какая круть! Хоть оно и выглядит не айс, но работать должно отлично! Эти люди знают, что делают. Жаль на замену этим крутейшим специалистам старой закалки поставить будет некого :( Не тот нынче уровень знаний, и люди уже не те.
10.02.2016 в 13:59
"RockStar777":

а законы физики изменились с тех пор?
10.02.2016 в 14:02
"RockStar777":

Просто время 30 лет назад остановилось))
10.02.2016 в 14:05
с таким оборудованием понятно, почему мы не покоряем космос!
10.02.2016 в 14:05
"RockStar777":

Ну таки оно и есть. Отечественная наука живёт ещё в сссэре. И оборудование, какое в наследство досталось, на том и работают.
10.02.2016 в 14:06
С деньгами то у них всё в порядке, вот с результатами , как всегда, ни как. Придумывают всякие нереальные программы, получают гос. финансирование ... и всё в никуда.
А молодые подождут, кто же их допустит к гос кормушке.
10.02.2016 в 14:07
В США такие станки видимо в 50х стояли.
10.02.2016 в 14:09
В США такие станки видимо в 50х стояли.
"PTNPNX":

Так они от туда их и привезли!
10.02.2016 в 14:11
Самое печальное, то что этих специалистов осталось единицы. И возраст всех давно за 50. Молодые специалисты бегут из этой страны.
10.02.2016 в 14:13
RockStar777, да да
10.02.2016 в 14:30
Кресло ободранное, подставка-досточка и вообще обстановка.... А каких технологиях вообще может идти речь когда такая обстановка????. Есть у меня знакомые (теперь успешные айтишники) выходцы и АН.... Вспоминают как страшный сон. Свои эксперименты вспоминают со смехом....
10.02.2016 в 14:33
Создается впечаление что подавляющее большинство коментаторов выдающиеся эксперты по физике плазмы и теплодинамике. Знание подходящего оборудования для экспериментов тоже присутствует.
10.02.2016 в 14:35
Люди занимаются за свои деньги в виде хобби в своем частном сарае - почет и уважение, гос премия, новостной репортаж и лекции в школе.
Люди за бюджетные деньги в гос организации паразитируют на остатках советских технологий, которые уже тогда вышли в тираж - стариков на пенсию, металл во вторсырье.
10.02.2016 в 14:37
працветаюшчае прэдприятие!
10.02.2016 в 14:38
"RockStar777":

а законы физики изменились с тех пор?
"caban":

Представь себе, ДА. Только им не рассказывай, последний луч надежды погаснет в их плазменных сердцах.
10.02.2016 в 14:42

ничего лишнего. ни кофе ни чая ни печенек. учитесь
10.02.2016 в 14:44
Узнаю на фотках Стива Ждобса и Элона Маска, родись они СССР.
10.02.2016 в 14:49

Фото просто нагнетают тоску и ужасное отвращение, простите, но это так.
"R.Jordan":

именно так и есть .... просто обидно что имея таких людей , такие разработки ... все это находится в таком состоянии !!!!! вот куда нужно вкладывать средства , а не в дворцы !!!
10.02.2016 в 14:51
А молодые подождут, кто же их допустит к гос кормушке.
"Grotesk":

какое все в порядке ? финансирования нет ВООБЩЕ !!! люди вообще доходят что за свои покупают приборы ... подработают репетиторством и тратят на науку ....
10.02.2016 в 14:52
Должно быть, готовятся к неудачному запуску первого беларусского космонавта. А кандидат, как известно один. Хотят, наверно, чтобы подальше улетел.
10.02.2016 в 14:54
"klin_fc":

наука не дает быстрых барышей ! это не свинью вырастить и забить через пол года .....
10.02.2016 в 14:55

на лет 60 назад больше похоже
10.02.2016 в 14:59
самое новейшее оборудование китайский тестер ноухау няма аналагау у еуропе
10.02.2016 в 15:00

ничего лишнего. ни кофе ни чая ни печенек. учитесь
"Sagaris":

один большой самогонный апарат
10.02.2016 в 15:02
Это и есть наши разработки? Те самые, которые на желто-зеленой изоленте?
Лучше бы сделали качественную изолирующую ленту, а не покупали польского и китайского производства у тех самых ИПэшников!
10.02.2016 в 15:12
Холловский ускоритель уникальная установка. Это отмечалось в отчетах европейского космического агентства. Лучше установки для моделирования сверхорбитальных входов сложно найти. Вот только РБ эта установка не нужна. Руководство больше заинтересованно в распиле денег, а молодежь на низких ЗП долго не задерживается. Да и Ермаченко молодец, на борьбу с коррупционерами потратил сил не меньше, чем на науку.
10.02.2016 в 15:14
Уникальная установка, а лаборатория похожа на гараж слесаря-умельца-неряхи.
Плохо, когда на науку не хватает денег, тем более что это перспективное направление.
10.02.2016 в 15:15
очень смешно )) спасибо вам за чувство юмора )))
10.02.2016 в 15:23
"RockStar777":

так у нас 22 года "день сурка", правда рубль стабильно, ежеминутно, подвергается инфляции.
10.02.2016 в 15:28
Лучшие умы уехали в Яуропу
10.02.2016 в 15:39
ШМЭЛ, Да, получают :)
10.02.2016 в 15:43
RockStar777,
30 лет назад у жопосидов не было кожанных кресел . Это они себе поменяли да меблишку тож. Своя ж...а ближе к телу. А остальным батракам и так сойдет. На госпредприятиях обстановка хуже.
10.02.2016 в 15:45
Ну всё, мы впереди планеты всей!
Почемуж у буржуинов всё выглядит лучше? их центры схожей тематики
10.02.2016 в 15:49
"flakman":

Привет Толян:))) вся молодежь в программисты ушла?:)
10.02.2016 в 15:51

а у нас начали свои выпускать?
"terstor":

Точно делают в РБ вольтметры(мультиметры)! Видел их собственными глазами
10.02.2016 в 15:53
Лучших умов уже нет в Беларуси!
10.02.2016 в 16:01
SYR, Пивоварение и хлебопечение - то же биотехнология, биологическое оружие использовали задолго до открытия микроскопа. А на счёт 100 лет - всё очень просто: там развитие, а здесь деградация, два разнонаправленных вектора. Что бы достичь уровня развития науки наших западных и восточных соседей, может понадобится не одна сотня лет, не тот случай, что можно набрать по объявлению с улицы. Почитайте труды Пастера и его учеников, если интересно, это 19-й век. А гиперболизированная чушь - это когда http://belmeta.com/redir?id=4275337&src=js, и такие писатели как Вы. Поэтому наша наука и находится et anus in profundo.
10.02.2016 в 16:17
В таких условиях и с такой зарплатой, можно только велосипед "АИСТ" модернизировать
10.02.2016 в 16:18
"serg.chopper":

Зарплаты там хорошие по нашим меркам :)
10.02.2016 в 16:25

меньше голливудских фильмов смотреть надо
"europe-79":

ничего с планктоном не поделаешь
10.02.2016 в 16:28
Эх, все науку развивают, а мы арены хоккейные строим(((((((
10.02.2016 в 16:35
А колбасу белорусскую без мяса на чем испытывают.
10.02.2016 в 16:36

"SurferB":

Вы не путайте космонавтику с косметикой. У этого института, со времён СССР, стоит задача по улучшению свойств обшивки аппарата. Не больше не меньше, но для этого отвели целый институт. Наверное поэтому кап. страны не могут создать что-то действительно завершённое и стоящее.
Если бы кто-нибудь интересовался приборами в наших научных лабораториях, не писал бы ерунды про 80-90-е годы. Те аппараты лазерной, плазменной и другой техники отличаются от современных аналогов за миллионы долларов, лишь методом выведения информации. Учёных этого института можно обуть в бахилы, посадить в стеклянные кубы, построить для них второй адронный коллайдер, платить за каждый эксперимент, но обшивка кораблей из-за этого волшебно прочной всё равно не станет.
А на счёт молодых кадров, то кора их головного мозга не теряет нейронных связей с мозгом, только по той причине , что внутри коры нет мозгов вообще. В голове должна быть наука, в первую очередь.
10.02.2016 в 16:38
Помниться эти люди обосновали научно "аномальных зону" в районе гостиницы Минск. Прочитав статью в объективности "исследования"больше не сомневаюсь.
10.02.2016 в 17:14
А где молодежь - наше будущее? Знаю, уже за бугром.
10.02.2016 в 17:15
"RockStar777":

Такое чувство, что мы отстали в развитии лет на 300 назад.
10.02.2016 в 17:20
Такое чувство, что кто может только обсирать, а кто то действительно занимается наукой в такое непростое время.
10.02.2016 в 17:20
С-СТАБИЛЬНОСТЬ, по каким учебникам учат на таком оборудовании и работаем!
10.02.2016 в 17:22

"mirextv":

А у нынешних экземпляров не то что мозгов, но и простого уважения к старшим нет. Спроси себя, что ты за экземпляр?
10.02.2016 в 17:26
"Green18":

Perpetuum, Карл!
10.02.2016 в 17:35
"FuzzyVuzzy":

Для примера посмотрите сериал Big Bang Theory, где показаны лаборатории CalTech, и да, они работают на НАСА. Прошу заметить, сценаристов консультируют настоящие ученые, так что всё правдоподобно.
10.02.2016 в 17:52
Кресло ободранное, подставка-досточка и вообще обстановка.... А каких технологиях вообще может идти речь когда такая обстановка????. ..
"rs27":

Крксло ка кресло, кожанное на колесикох. И мебель вполне себе.
10.02.2016 в 17:57
Лаборатория доктора Кляйнера)
10.02.2016 в 18:01
"271828":

К сожалению, сейчас многие имеют представление о науке только на основе развлекательных сериалов. В голливудских фильмах совецкие лаборатории выглядят ваообще нереально круто.
10.02.2016 в 18:11
mandrage, Эти китайские тестеры работают лучше, чем белорусские, не понаслышке, сам использую китайский вместо нового белорусского. специально оба носил в лабораторию для проверки на эталонных приборах, белорусский прибор либо занижает либо завышает показания, так-то
10.02.2016 в 18:20
Такое впечатление, что в комменты набежали одни мещане.
Впрочем, скорее всего, так оно и есть.
10.02.2016 в 18:23

"1588526":

В голливудских фильмах советские космонавты на МКС носят ушанки. А Big Bang Theory - хороший пример, его смотрят многие, и в отношении науки он правдив, ибо см. выше
10.02.2016 в 18:41

"1588526":

"271828":

Если ты не понимаешь сарказм про то что показывают в фильмах, то это твои проблемы. Ты походу учился не в школе а по телеку.
10.02.2016 в 18:52
на сколько в этом году урезали финансирование?
10.02.2016 в 18:56
"RockStar777":

думаю, цифра в лет 70 была бы точнее. Именно по этим фото можно сделать вывод об отношении гос-ва к умнейшим своим представителям...Печаль, ребята.
10.02.2016 в 19:00
в сарае каком то изобретают. Кому этот космос нужен? в Китае 3d принтеры жилье строят. За месяц-30 этажный дом возводят. А мы с голой попой о космосе мечтаем.
10.02.2016 в 19:09
RockStar777, 40 лет назад
10.02.2016 в 19:21
Ну, блин, спасибо ученым, работают же, крутятся с тем что есть. Не у всех есть уютные офисы с крутым дизайном, благо создавать плазму, или фигачить из эдакого магнетрона это не мешает. Лучше бы зп сделали достойными.
10.02.2016 в 19:27
Жесть, лучше вообще закрыть эту контору и не позорится.
10.02.2016 в 19:29
Andd3dfx, Я знаю что не окупает, я помешен на космосе и знаю что из последнего что связано с космосом и беларусью, это то что Мы купили У китайцев Спутник и запустили его Как свой собственный, на этом конец.
10.02.2016 в 19:44
shreder666,
фигней занимаются, в наше время надо о другом заботится
"shreder666":

в отличии от тебя, да
10.02.2016 в 19:48
Боже какое старьё... кЕтайский тестер и такой же скотч... и с этим они осваивают космические технологии... :(
10.02.2016 в 19:52
Лучшие умы страны, уже давно за её пределами
10.02.2016 в 19:52
толку? если экономики нету
10.02.2016 в 19:53
синяя, красная и черная изолента наше все!
10.02.2016 в 19:58
Учёные - печёные.Можно разогнать всю науку такого плана,хоть химиков физиков с ботаниками.Никто не пользуется разработками белоруской науки - медицины(сложные мази и аспирин не в счёт)физика -нет,химия-нет; что создала вся такая наука???Например: большинство пользуется интернетом ч/з телефоны,планшеты,ноуты;авто - все "из-за кардона",сложная электроника - япония,америка - собрано в "чине".Все компоненты ,да хоть всего вокруг - всё привозное,не сделанное и не разработанное в РБ. Не надо финансировать такое "наука" - отдачи 0.
10.02.2016 в 19:59
дедушки на пенсии не дают мозгу расслабиться. где молодёжь?
10.02.2016 в 20:10
RockStar777, Я бывал в этой лаборатории как раз 30 лет назад. Мало что поменялось с тех пор. По крайней мере внешне. Но при этом не стоит скептически относиться к этим исследованиям. Эта установка до сих пор достаточно уникальна.
10.02.2016 в 20:12
Зайдите на проходную МЗВТ, корпус печатных плат и вы поймёте ,что Институт тепло- и массообмена имени А. В. Лыкова НАН Беларуси просто ХИЛТОН.
10.02.2016 в 20:13
mandrage, Не обязательно, на моём сзади клеймо стоит о поверке
10.02.2016 в 20:16
Бесконечность не предел!
10.02.2016 в 20:35
Плазма давно проиграла ЖКИ (хоть цветопередача и лучше))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
10.02.2016 в 20:41
жалко на это смотреть, как мы отстали, спасибо тем кто ее тянет из ямы, нашу науку.
10.02.2016 в 20:58
Оборудованию 30 лет а оно еще работает и выполняет свою задачу, достойно похвал!
10.02.2016 в 21:03
10.02.2016 в 21:15
"Svet2701":

Спорное утверждение.Вот например возьмите Алексиевич в литературе) Не все лучшие умы готовы 'валить' туда где больше заплатят)
10.02.2016 в 21:22
печальные комментарии. если не похоже на картинку из рекламы, значит очень плохая технология. впрочем, чего я ждал. а на деле только в таких местах и занимаются чем-то интересным и полезным, в отличие от. это вам не программистом в епаме штаны просиживать.
10.02.2016 в 21:23
исходя из фото, всё застыло в 70 -х , и мебель и оборудование и специалисты , всё дважды на пенсии, грустно , 50 лет балагана
10.02.2016 в 21:26
Хоть кто-то действительно двигает науку. И молодежи среди них нет. Похоронили науку и открыли свинчивание китайских авто из китайских з/ч. Т.е. мы идем по пути заведомо худшему, чем китайцы. Они хоть на брендах учились.
10.02.2016 в 21:39
Молодцы!!!
10.02.2016 в 21:55
страшнее, чем на фотках, только в открытом бездонном космосе
10.02.2016 в 21:58
Да все грустно, но давайте возьмем тот факт что деньги им дают из бюджета, а за свои изучения и испытания, они деньги приносят все в тот же бюджет. Я думаю они намного больше приносят чем им дают.... По-этому все так и выглядит...
10.02.2016 в 21:59
Вот оно! Практически одни старики работают там, никто из молодежи не хочет работать за мизерную плату! А продвинутых молодых специалистов, ой как много сейчас...
10.02.2016 в 22:02

Откуда столько наивности у этого дедушки?
10.02.2016 в 22:03
"vla8752":

На МАЗе станки с 30-х годов еще остались...
10.02.2016 в 22:10
А сколько международных конференций Вы посетили?

А совецкое
"KOLBASINA":

Вот тут я понял, кто эти конференции посещает и мне стало плохо...
10.02.2016 в 22:15
Жаль людей. Нефть падает - наука ужимается, а тучные годы про@#%ли. На сверхдозоды настроили дворцов да гостиниц. Ведь могли бы поднять науку на совсем другой уровень, еслибы у власть имущих мозги были
10.02.2016 в 22:45
Купите дедушкам новые приборы.
Предлагают же китайцы деньги на свои товары.
Через три года спросите результат.
Если не будет то дедушек на пенсию .
Приборы передадите другим .
10.02.2016 в 22:47
Может я что то не понимаю но как они могут что то испытвать если у этих так сказать нет ни одного човременного компьютера. Всегда говорил беларусь это аграрная стран,в таких условиях можно только картошку испытывать
10.02.2016 в 23:28
На фото
на потресканных шлангах намотана дважды изолента. Синяя - в советские времена. Жёлто-зелёная китайская - недавно.
10.02.2016 в 23:40
Смотрю на тестер на фото - китайский за три копейки - и ржу)))
10.02.2016 в 23:53
На фото
"скайлинк":

Новости, коротко о главном:
Здравоохранение. Убого.
Экономика. Убито.
Культура. Страшно.
Политика. Грязно.
Спорт. Стыдно.
11.02.2016 в 0:00

Откуда столько наивности у этого дедушки?

Это не наивность. Он ныненшним "правителям" эту лапшу уже 20 вешает, с того и кормиться. Чему вы удивляетесь? Какой народ, такие и чиновники, которым можно так "вешать". Они ведь к нам не с Луны прилетели. Все свои кровиночки наши родимые, местные, деревенские хлопцы. Просто они свою вековую забитость и рабскую психологию привнесли в свою работу когда президент поставил их управлять страной.
А отчитаться деньги за науку? Вот вам и готова история - Белоруссия бежит впереди всей мировой науки!
11.02.2016 в 0:11
Главное сколько молодых ученых на фотографиях)
11.02.2016 в 0:36
Что поделать - наукой в нашей стране может заниматься лишь обеспеченный человек. А мне в мои 24 захотелось кушать и ушел я в программисты, оставив белый халат. Но все равно как вижу какую-нибудь статейку про физику - сразу становится грустно и обидно за нашу страну
11.02.2016 в 1:27
"Svet2701":

"Sent1r":

Ааа ну литература это конечно важно очень ...
11.02.2016 в 1:27
не.не не на колайдэр ни разу не похоже.
А лучшие умы страны макаронные изделия по кабинетам готовят чтоб потом народу развешывать.
А эти больше похожи на старых не наигравшихся с железками и проводками студентов которым с распределением не повезло.
Сарказм конечно.
А вообще с такими условиями труда с такими зарплатами с таким финансированием удивительно то что у нас есчо остались учоные не плохой советской школы.
11.02.2016 в 1:30
Белорусский космос... Только не с таким "финансированием"
11.02.2016 в 1:50
как они там существуют только?
11.02.2016 в 3:02
Смотря на это понимаешь ,что мы отстаем от всего мира лет на 100,хотя единственных друзей опережаем;Винисуэллу ,Ираки тд!!!!! Жалко людей,действительно умы и пытаются из отвертки и молотка сделать ракету!
11.02.2016 в 6:58
совок
11.02.2016 в 7:00
RockStar777, такое чувство, что Вы только фотографии везде и успеваете смотреть
11.02.2016 в 8:43
"RockStar777":

Потому что оборудование собиралось 40 лет назад. И чинится деталями того же времени.
Лучше бы онлайнер сюжет про зарплаты в науке запилил, а то люди некоторые думают невесть что.
11.02.2016 в 9:22
Бог мой! На чем зиждется белорусская наука... Веры в успех и крепости духа белорусским самоотверженным ученым!
11.02.2016 в 10:10
Ну вот, я тот самый молодой специалист, работающий в этом институте. Работа хорошая, интересная. Все профессора просто умницы, относятся ко мне как к равной. Но зп у меня 150$. И этим все сказано((((((
11.02.2016 в 11:02
strashuje uslovija i gde ze moloduje kadry
11.02.2016 в 12:27
"123Nastya123":

Так переходи в отдел плазменных аэрокосмических технологий. У меня там до 800 выходило :)
11.02.2016 в 12:33
strashuje uslovija i gde ze moloduje kadry
"tanship":

Тут мы :) в программисты ушли втроем.
11.02.2016 в 12:43
Эти люди отдали очень много своей жизни, своего энтузиазма, своей любви науке. Присутствующие хотят увидеть декорации к голливудскому фантастическому фильму? Зайдите в любой институт физики - испытания проводятся именно в таких условиях. Это испытания, связанные со скоростями и температурами, смешениями газов.
Все эти ваши "ужасные условия работы" и "что за подвал" - это обычных цех или лаборатория. Может, когда-то давно там был красивый стол, а не кусок корявого ДСП, но во время неудачного опыта он пострадал и все. Сколько еще будет неудачных опытов? Каждый раз будут жертвовать красивой мебелью?

Люди работают. Делают большие и маленькие открытия, проводят исследования. Ездят на международные конференции и проводят их здесь. Наука будет развиваться, главное - не мешайте.
13.02.2016 в 1:05
За "державу" обидно... Зачем так "опускать" нашу науку? Да, она держится на "голом энтузиазме" работников большинству которых 60+, нуждается в реформировании и финансировании. Конечно, большая часть этих установок созданы лет 30 назад, и модернизируются по мере необходимости и наличия средств. Технические решения не возникают на пустом месте, требуют фундаментальных знаний и опыта, который приходит с годами, так что сетовать на старость и "невзрачность" оборудования мне кажется глупо.
Хочется сказать им спасибо, за то, что они этим всё ещё занимаются, людей любящих своё дело очень мало.
12.04.2017 в 19:06