Топ-5 танков НАТО

 
25 октября 2015 в 8:00
Источник: Дмитрий Татаринов
Источник: Дмитрий Татаринов

НАТО является крупнейшим военно-политическим блоком на планете. Исторически он создавался Соединенными Штатами Америки и наиболее развитыми странами Западной Европы для противостояния СССР, который виделся им в то время главным врагом и источником напряженности.

Мысли о неудержимом красном танковом катке не давали покоя западным военным и политикам. Чем на многочисленные танковые армии ГСВГ могли ответить западные конструкторы? Какие страны НАТО достигли наибольших успехов в танкостроении и какие западные танки являются лучшими? Мы постараемся ответить на этот вопрос и представим пять наиболее совершенных и современных танков. В следующем материале — техника другого «блока».

5. Английский «Челленджер-2»

Очень харизматичная машина, созданная в конце 80-х гг. как модернизация не совсем удачного «Челленджера-1» по результатам боев в Персидском заливе. Танк обладает мощным бронированием, 120-мм нарезным орудием и достаточно совершенной системой управления огнем. Его вес составляет около 63 т. Экипаж — 4 человека. Всего было выпущено порядка 400 машин.

«Челленджер», или «Чалли», как его называют, расположился на последнем месте нашего рейтинга ввиду того, что он имеет ряд существенных недостатков.

Нарезное орудие — на данный момент анахронизм среди ведущих танкостроителей. Нарезная пушка L30 не позволяет использовать мощные подкалиберные снаряды с высокой начальной скоростью и имеет раздельное заряжание.

Малая мощность двигателя и, как следствие, — низкая тяговооруженность. Двигатель CV12 мощностью 1200 л. с. является недостаточным для машины, весящей более 60 т.

Очень высокая масса. В последних версиях «Челленджер-2» с комплектом брони для городских условий весит почти под 70 т, что превращает его из танка в малоподвижный ДОТ.

Вот чего у «Челленджера» не отнять, так это очень солидной и презентабельной внешности.

4. Турецкий «Алтай»

Турция до последнего времени не проектировала и не изготавливала танки, а покупала их за рубежом (у Германии и США). Тем не менее расположение страны в очень горячем регионе требует наличия сильной армии, оснащенной самой современной техникой.

Танк «Алтай» был разработан в тесном сотрудничестве с южнокорейскими танкопроизводителями, на основе новейшего танка К2 «Черная пантера» (о котором мы расскажем в следующей статье).

Машина оснащена комбинированной броней, 120-мм гладкоствольной пушкой и мощным двигателем. Система управления огнем «Алтая» — одна из самых дорогих и совершенных в мире. Занять более высокое место этому очень интересному танку не позволило то, что о нем имеется крайне мало достоверной информации — в данный момент «Алтай» проходит испытания. Всего изготовлено только четыре опытных образца.

3. Французский «Леклерк»

«Леклерк» был создан корпорацией GIAT в 80-е гг. и сразу вывел Францию в ведущие танкостроительные державы. На момент своего появления он считался наиболее сложным и компьютеризированным танком в мире. И самым дорогим, соответственно. Стоимость машины достигла 8 млн долларов. По ряду показателей «Леклерк» опережает даже танки, занявшие более высокое место в нашем рейтинге.

Так, удельная мощность машины массой 56 т с двигателем V8Х-1500, оснащенным турбокомпрессором (1500 л. с.), превосходит все танки нашего обзора, обеспечивая «Леклерку» феноменальную подвижность. «Умная» гидропневматическая подвеска позволяет изменять клиренс, наклонять корпус танка в разные стороны, что улучшает проходимость и плавность хода.

«Леклерк» оснащен очень мощной 120-мм пушкой французского производства и одной из самых продвинутых и сложных систем управления огнем в мире, позволяющей стрелять как с места, так и в движении, днем и ночью, в любую погоду. Впервые в мире на «Леклерке» применили модульное бронирование. Так, поврежденные бронемодули могут быть легко заменены на новые. В отличие от большинства западных танков, на «Леклерке» установили автомат заряжания, позволивший избавиться от 4-го члена экипажа и уменьшить вес и габариты машины.

Однако очень высокая стоимость и чрезвычайно сложная конструкция не позволили «Леклерку» занять более высокое место в нашем рейтинге. Согласитесь, что если для хранения танку необходим специальный бокс с постоянно поддерживаемым микроклиматом, то в тяжелых условиях такая машина может подвести. «Леклерк» — не очень многочисленная модель: для французской армии и на экспорт изготовлено менее 900 штук.

Полноценного испытания боем этот танк еще не прошел, хотя есть упоминания о применении «Леклерков» ОАЭ в Йемене.

2. Немецкий «Леопард-2»

Германия, наряду с СССР, имела одну из самых старых и заслуженных школ танкостроения. И «Леопард-2», созданный технически грамотными немцами в конце 70-х гг., стал одним из лучших танков того времени. Его предшественник «Леопард-1» не обладал достаточной огневой мощью и, самое главное, надежной броневой защитой. Он не мог на равных бороться с появившимися в 70-х гг. очень мощными советскими танками Т-64 и Т-72. Им нужен был достойный ответ. И «Леопард-2» стал им в полной мере.

На танк установили новейшую гладкоствольную пушку Rh120L44, совершенную систему управления огнем, толстую комбинированную броню и мощный 1500-сильный дизельный двигатель.

«Леопард-2» оказался настолько удачным, что его приняли на вооружение почти в 20 странах мира. Всего изготовлено более 3000 таких машин. Наряду с «Абрамсом», «Леопард-2» являлся и является основным танком блока НАТО в 15 европейских странах.

На протяжении более 30 лет с момента своего появления «Леопард-2» непрерывно модернизировался. Так, в версии 2А5 он получил новую навесную броню, а в версии 2А6 — более мощную пушку Rh120L55 c удлиненным стволом. Постоянно улучшалась система управления огнем.

Совсем недавно вышла последняя модификация «Леопард-2А7», по праву признаваемая ведущими военными экспертами наиболее сбалансированной в мире.

И лишь полное отсутствие боевого опыта не позволило «Леопарду» взобраться на вершину нашего пьедестала.

1. Американский «Абрамс М1»

Итак, наш победитель. Один из самых медийных и узнаваемых танков мира, «родной брат» немецкого «Леопарда» и его основной конкурент.

Оба танка «выросли» из одного общего проекта MBT-70. Германия и США хотели объединить усилия и создать единый основной танк. Но в процессе разработки пути их разошлись, и свет увидели «Абрамс М1» и« Леопард-2». Эти машины очень похожи своей компоновкой, идеями и даже внешним видом.

Чем же «Абрамс» лучше «Леопарда»?

Изначально немецкий «брат» превосходил своего американского «родственника» вооружением (120-мм пушка против 105-мм) и лучшей по своей архитектуре системой управления огнем. «Леопард» регулярно выигрывал соревнования среди танков и танкистов стран НАТО. Но со временем американцам удалось устранить практически все недостатки. «Абрамс М1А1» получил такую же немецкую пушку калибром 120 мм и современнейшую систему управления огнем с панорамным прицелом и тепловизором (версия танка М1А2). Отставание в огневой мощи было ликвидировано, а с появлением оперенных бронебойных подкалиберных снарядов сверхвысокого удлинения М829А3 «Абрамс» вышел в лидеры.

Начиная с модификации М1А1НА (Heavy Armor, тяжелая броня), танк получил новейшую броню на основе керамики из обедненного урана. Эта прочнейшая броня делает лоб машины практически непробиваемым. Оригинальная схема хранения боекомплекта в нише башни с вышибными панелями позволяет выжить экипажу даже при возгорании снарядов.

Есть ли слабые места у этого монстра? Да. Главный из них — силовая установка. Вслед за советским Т-80, «Абрамс» получил вместо дизеля газотурбинный двигатель AGT-1500. Обладая малыми размерами и высокой габаритной мощностью, данный мотор имеет и недостатки. Это чрезмерный расход топлива (гораздо больший, чем у дизеля) и сложная система очистки воздуха.

Именно по причине своего «летучего» двигателя «Абрамс» проиграл ряд тендеров немецкому «Леопарду-2». В качестве еще одного недостатка (впрочем, свойственного всем западным машинам) называется очень слабая бортовая броня корпуса.

Тем не менее первое место у «Абрамса» вполне заслуженное. Ведь он — самый воюющий среди современных западных и второй после советского Т-72 танк в мире. Ряд конфликтов, в которых машина принимала участие, показал ее высочайшие боевые характеристики. По результатам операций «Абрамс» проходил очередную модернизацию. Наиболее современной версией является М1А2SEPV2.

Но, как показывает практика, неуязвимых танков не бывает. Даже наш победитель горел в Ираке и в 1991-м, и в 2003-м. Горят «Абрамсы» и сейчас, в том же Ираке и Йемене, ибо залог победы — это грамотный и обученный экипаж.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by