Интернет от кукурузного поля до квартиры. Репортаж с «Белтелекомом»

 
08 октября 2015 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков

Провести интернет в обычную городскую квартиру — это не только подключить проводок к модему. Вместе с «Белтелекомом» журналист Onliner.by на себе прочувствовал в буквальном смысле уходящую из-под ног почву, узнал, как «проколоть» шоссе и водоем 600-метровой штангой, а также научился мирно противостоять агрессивному напору соседки-луддита в леопардовых шортах.

Поле, пыль и дрожь земли

В 9:00 выезжаем из Минска в направлении Дзержинска и после непродолжительного пути останавливаемся между населенными пунктами Заболоть и Станьково. По обе стороны дороги — убранные поля, рядом с трассой неторопливо передвигается странного вида машина, гибрид бульдозера и Трансформера.

По словам Станислава Буткевича, замдиректора Минского филиала РУП «Белтелеком», прокладка волоконно-оптического кабеля между двумя поселениями позволит улучшить качество телекоммуникационных услуг и обеспечить «живучесть» сети. Благодаря закольцованному участку, в случае повреждения кабеля в Дзержинском районе связь не оборвется, будет обеспечено автоматическое переключение на резерв.

Основные работы по прокладке оптоволокна проводит кабелеукладчик Ditch Witch. У американской компании — производителя серьезной махины, кстати, весьма забавный логотип.

С одной стороны Ditch Witch находится барабан с кабелем, с другой — механизм с длиннющим лезвием. Машина вонзает его в почву на 1,2 метра и не столько вспарывает землю, сколько с помощью мощнейшей вибрации расталкивает ее в стороны. В итоге образуется глубокая и узкая, шириной сантиметров 15, траншея. В нее сразу же автоматически укладываются оптоволокно и предупреждающая лента — мол, при проведении любых работ будьте осторожны, здесь кабель.

Пока идем рядом с машиной, удивляемся не только шумной работе кабелеукладчика, но и мощному «землетрясению». Почва в радиусе метров семи волнуется и дрожит, будто живая.

— Вместе с кабелем прокладывается маркер, который словно кричит вандалам: «Вот он я!» Есть ли проблемы с хищением оптики?

— Вандалам оптоволокно не интересно. Это же не медь, а фактически стекло. Волоконно-оптический кабель намного дешевле медного. Хотя еще лет десять назад все было наоборот, оптика стоила гораздо дороже, — поясняет Станислав Михайлович.

За день кабелеукладчик может пройти до семи километров. На то, чтобы связать Заболоть и Станьково, уйдет около трех-четырех дней. Зимой работы замедляются, но, в принципе, машина способна прокладывать оптоволокно и при минус 10. При более низкой температуре возможно повреждение полиэтиленовой оболочки кабеля.

— Сезонность работ скорее зависит не от погоды, а от сельского хозяйства. К тому же надо согласовывать сроки выполнения проекта как на уровне района, так и на уровне области. А так работаем и в пыль, и в дождь, и в снег, и в грязь, — рассказывает представитель «Минсктелекомстроя», организации, которая в данном случае выиграла тендер на прокладку кабеля.

Нам с погодой повезло. На редкость теплый сентябрь радовал солнышком и живописным небом. Фотограф Леша Матюшков доволен. Жалеет только, что полевая оптика «не берет» пасущуюся вдалеке пару гнедых лошадок.

Мы приближаемся к реке — здесь кабелеукладчик бессилен. Пару дней назад через водную преграду сделали прокол и проложили под дном пластиковую трубу. Через нее остается протянуть кабель на другой берег.

Качество связи во многом зависит от качества стыка кабеля. Соединять оптоволокно приходится обычно каждые два-три километра.

Прокол выполняет установка для горизонтального направленного бурения. Чем-то напоминает реактивную систему залпового огня. Машина, впрочем, вполне мирная и даже шума почти не издает. Пользу от нее трудно переоценить.

Мы застали установку как раз во время работы по бурению почвы под дорожным полотном. Впрочем, слово «бурение» в традиционном понимании здесь мало подходит. Машина оснащена «батареей» из штанг, которые буквально проталкиваются через землю.

Установка автоматически удлиняет штырь по мере необходимости. Одного комплекта труб хватает, чтобы пробурить канал длиной до 300 метров на глубине до 10 метров. Однажды пришлось использовать сразу две машины по обе стороны лесополосы, чтобы протащить кабель под землей на участке полукилометровой длины.

По мере проталкивания штанг, по полым трубкам вместе с водой подается бентонитовая глина. В ограниченном пространстве она разбухает, образуя плотный гель, который препятствует осыпанию почвы.

Через дорогу к показавшемуся в колодце штырю цепляют кабель. Теперь остается вернуть штанги, сложить их в кассету, перетянуть кабель на другую сторону и отсоединить его. Все это, за исключением последнего этапа, машина делает сама.

Шума от работы установки почти нет, разве что небольшой скрежет при завинчивании и отвинчивании штанг. Зато есть грязь, которая брызжет небольшим фонтанчиком при обратном движении штырей. Все из-за воды и бентонита.

Прохождение штанг под землей контролируют с помощью компактного ручного локатора. Он показывает глубину, уклон и направление движения труб. Наконец из-под земли показывается последняя штанга с прикрепленным к ней кабелем. Специалист «Минсктелекомстроя» аккуратно смывает бентонитовую грязь и отсоединяет оптоволокно. Дело сделано! Можно возвращаться в Минск, чтобы посмотреть, как кабель проводят непосредственно в квартиру.

Дела соседские

На следующее утро отправляемся на улицу Могилевскую. Недавно коммуникации одного из местных домов попали под план реконструкции. К дому подвели оптику, проложили ее до распределительных коробок в подъездах. Дело, как казалось поначалу, за малым — провести технологию GPON до квартиры.

Вместе с мастером Андреем заходим в квартиру на шестом этаже. Нас встречает молодая пара — Сергей и Марина. По-домашнему пахнет голубцами, но мы пришли с миссией дать пользователям интернет, а не лопать продукты.

Сергей и Марина живут в квартире родителей, стационарного интернета здесь нет, только мобильный, да и то «поймать» его при большой удаче можно лишь на балконе и в углу комнаты.

— У нас все спрашивают, как вы живете без интернета? Первобытно-общинный строй! Но мы ездим к моей маме в Столбцы, там и пользуемся интернетом. А дома выходим через мобильник. Правда, ловит сеть плохо. Искать интернет приходится прохаживаясь по залу, а то и заглядывая на балкон, — рассказывает Марина.

Тем временем мастер «Белтелекома» интересуется, где расположена ближайшая розетка. Затем объясняет, что кабель пройдет через распределительную коробку и тамбур прямо в квартиру. Согласовываем место установки GPON-модема и начинаем.

Сначала специалисты разматывают на нужную длину оптоволоконный кабель, по которому будет передаваться информация на скорости до 100 Мбит/с. Кабель белорусского производства, одноволоконный, с усилителем в виде кевларовой нити и изоляцией волокна.

— Есть ли какой-то норматив на длину провода, который надо тянуть в квартиру?

— Как правило, не более 100 метров, но в жилых многоквартирных домах такого не встречается. Обычно сколько надо, столько и тянем.

Вместе с помощником Андрей отматывает приличный кусок кабеля, закрепляет его на стене и помещает в новенький короб. Туда же в виде бонуса прячут антенный и телефонный кабели. В противном случае стены в подъездах окажутся заняты развесистыми макаронинами.

Мы же с удивлением подмечаем на ступеньках подъезда мотивирующие и поучительные надписи, сделанные аккуратным каллиграфическим почерком. Без сквернословия и пошлостей!

Интеллектуальную идиллию нарушила соседка Сергея и Марины. Женщина в леопардовых шортах одиозно требует не прокладывать кабель у нее над дверью: «Спросить бы не помешало! Я все здесь буду делать совсем по-другому! Свинство!» Вообще-то тамбур — не частная территория, но мастера исполняют желание напористой соседки — провод ведут по противоположной стене, немного увеличивая продолжительность работ.

— Сколько времени в среднем занимает подключение одной квартиры?

— В зависимости от сложности интерьеров на одну квартиру уходит полтора-два часа. Многое зависит от того, насколько люди готовы поступиться тем, что где-то придется затронуть интерьер.

— А как часто приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями?

— Порой люди вообще не понимают, зачем нам надо обязательно попасть в тамбур. Жизненных историй много бывает... Знаете, как у Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»? «Анна Каренина», по-моему, — литературно-философски подмечает Андрей.

— Как решаем проблемы? Конечно же, кроме слова больше ничего не остается.

В квартире кабель далеко вести не пришлось — подходящее место и розетка для роутера нашлись недалеко от входа. Осталось подключить провод к модему. В нем уже прописана точка доступа для Wi-Fi с паролем, хотя, конечно же, никто не мешает переименовать точку и привязать к ней свой пароль.

Итак, вроде бы вся система в сборе, но сигнала нет. На этот случай у Андрея припасен особый прибор — мощная лазерная указка. Подключаем к устройству кабель, который сразу же начинает светиться красным цветом. Так легко можно визуально определить место разрыва.

Нет, с проводом все в порядке. Как оказалось, проблема возникла в подвале. Некоторое время уходит на ее устранение. «У нас будет интернет!» — радостно кричит Марина кому-то по телефону.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by