Белоруска-геймерша променяла танцы и музыку на Dota и не жалеет

 
28 августа 2015 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: из личных архивов
Автор: Виталий Олехнович. Фото: из личных архивов

Мила Алиева была одной из первых белорусок, увлеченных Dota. Девушка выступала за женскую команду Virtus.pro, участвовала в турнирах, многие из них комментировала. Сейчас же она занимается трансляцией своих игр в интернете, ее канал на Twitch собрал уже более миллиона просмотров. На личном примере девушка доказывает, что Dota — это не просто игрушка, а серьезный киберспорт, на котором можно зарабатывать.

Мила никогда особо не увлекалась играми. Когда-то поигрывала в Warcraft и Need for Speed, но это было мимолетным увлечением. Настоящую «компьютерную» любовь Мила испытала к Dota.

— Не все друзья поддерживали меня. До киберспорта у меня была совершенно другая жизнь, я увлекалась иными вещами: фотографией, танцами, музыкой. А тут компьютер и посиделки дома.

— Кто же подсадил тебя на Dota?

— История простая: друг предложил мне сыграть еще в первую Dota, утверждая, что у меня никогда не получится играть хорошо, так как игра очень сложная. Я сказала: «Че?» — и через месяц надрала ему задницу.

Dota же мне понравилась, оказалась очень интересной. Я прямо загорелась ею, просиживала круглые сутки. А все друзья в этот момент на меня сильно обиделись, не понимая такого увлечения.

До сих пор считаю, что в первой Dota атмосфера была более дружелюбная. В выходные мы собирались с друзьями в интернет-клубе, играли 5 на 5. А сейчас все как-то поменялось. Dota стала совершенно другой — это уже киберспорт, а не игрушки, призовой фонд главного чемпионата перевалил за $18 млн, ради этого друзья предают друзей.

Сейчас Миле 23 года. Она родилась в Минске, но уже год живет в Казани вместе со своим парнем, профессиональным киберспортсменом из достаточно известной российской команды Team Empire.

— Как же тебя занесло в Казань?

— Далеко от родины оказалась после трудного решения, над которым мы с парнем долго думали: жить нам в Казани или в Минске. Все-таки молодой человек победил в этом вопросе. Точнее, он победил меня в сражении 1 на 1 в Dota. Это неудивительно, ведь он профессиональный игрок. Иногда мне везет, но очень редко [смеется. — Прим. Onliner.by]. Да и Айрат обещал подарить мне хаски, если я перееду в Казань, а потому я не могла удержаться.

Айрат профессионально играет в Dota 2 за Team Empire уже два года. В составе команды принимал участие в последнем крупнейшем турнире по этой дисциплине — The International 2015 с призовым фондом $18 млн. Из них российской команде досталось более $200 тыс.

— Мне сильно повезло с родителями. Они поддерживают все мои начинания: когда я захотела играть в Dota, пробиться в настоящий киберспорт, начать «стримить» — не было никаких препон. Хотя отец у меня довольно строгий. Но от мамы с папой я получила очень хорошее воспитание. Они научили меня заниматься чем-то серьезно, с полной отдачей.

Мила начинала играть, когда в Dota было очень мало девушек.

— В Беларуси я знала буквально несколько девушек, которые играли в Dota. Тогда игра не приносила никаких денег, в нее играли только те, кто действительно просто любил такое времяпровождение.

Всего стаж «дотера» насчитывает пять-шесть лет активной игры. Первые три года были наиболее интенсивными, я играла очень хорошо. Сейчас уже меньше, немного разленилась. Нет больше той мотивации, что была раньше. Ведь когда я начинала «стримить», то была первой «дотершей», а сейчас на Twitch уже достаточно много таких девушек.

— Как ты поняла, что хочешь вести прямые трансляции своей игры в интернете?

— Я играла на одном турнире, где мой хороший друг предложил принять участие в прямой трансляции, прокомментировать матч. Для меня это было в новинку и в немалой степени «по приколу». Попробовала — понравилось. Поняла, что этим можно заниматься и дальше. Я связалась с администраторами турнира и заявила, что хочу «стримить». Они сказали: «Да без проблем». Меня познакомили с несколькими стримерами, к которым я пошла подмастерьем. А потом решилась «стримить» самостоятельно. Удивительно, но посмотреть мои трансляции приходило достаточно много людей.

— Но до этого ты была участницей женского состава Virtus.pro по Dota…

— Да, это немалая часть моей жизни, в которой я набралась много опыта. Тогда я действительно хорошо играла, много занималась. В те времена мы были лучшей женской командой.

Сейчас женская Dota находится на том пути, что и первая Dota в свое время. Там тоже мало призовых, там играют практически ради интереса. Я знаю многих людей, которые смогут опровергнуть утверждение, что девушки не умеют играть на одном уровне с парнями. Это глупо. Они могут, просто стали играть в Dota гораздо позже. Возможно, девушкам недостает мотивации. У парней есть возможность зарабатывать на этом деньги, стать профессиональным игроком. А к девушкам в киберспорте вообще и в Dota в частности относятся с большой иронией.

— Как и в любой сфере, где преобладают мужчины.

— Да, насмешек и подколок не избежать. Но этого у меня было уже так много, что я привыкла. Начинала «стримить» одной из первых и испытала на себе гнев всех «дотеров». Правда, было немало и хорошего, поддержка со стороны аудитории. Я люблю, когда меня аргументированно критикуют: это шанс стать лучше. Потому внимательно читаю все, что мне пишут в личных сообщениях, и стараюсь каждому дать ответ, принять к сведению критику, исправиться.

Пишут много, интересуются делами, зовут сыграть. Были времена, когда я отвечала на тысячу сообщений в день, и теперь печатаю буквально с закрытыми глазами. Но для меня это не беда, я люблю позитивное общение.

Сейчас прямых эфиров уже поменьше. Люди как-то обозлились. Видя, как девушка играет в Dota, от них появляются реплики из разряда «иди на кухню». Я же стараюсь отшучиваться по этому поводу: «Мой компьютер и так стоит на кухне, мне даже идти никуда не надо!»

— Ты девушка и геймер. Сложно ли быть еще и девушкой геймера?

— В отношениях девушки и парня — геймеров есть весомый плюс: они понимают, что такое игра. Знают, когда можно подойти поговорить, а когда лучше оставить киберспортсмена одного, не мешать ему. Я понимаю, что парню нельзя сказать: «Эй, поставь-ка Dota на паузу».

Очень здорово, что мы можем играть вместе, обсуждать матчи. Хотя сейчас говорим о Dota меньше, стараемся избегать ее в общении. Ведь и от игры можно устать. Ее и так слишком много в нашей жизни, потому нужно делать перерывы на обычный человеческий отдых.

С парнем Милу свела, конечно же, Dota. Пара играла в одной тусовке, поддерживала хорошие дружеские отношения.

— Но у каждого была своя жизнь в разных городах. А однажды мы встретились вживую на одном офлайн-турнире. Там мы оба заняли вторые места — он с мужской командой, я с женской. Три года Айрат приезжал ко мне в Минск, я к нему в Казань. Мы старались пересекаться на различных мероприятиях.

C трудом верилось, что из отношений на расстоянии что-то получится. Все-таки Казань и Минск — это полторы тысячи километров. Но все сложилось благополучно, и я могу поблагодарить Dota и того парня, который предложил мне в нее сыграть.

Dota не только свела Милу со второй половиной, но и позволила не задумываться о ежедневных походах на работу.

— Огромный плюс в том, что я не должна куда-то идти и зарабатывать деньги, не должна устраиваться в какую-то компанию, чтобы получать каждый месяц зарплату. У меня есть возможность «стримить» и зарабатывать на этом. Можно через рекламу от спонсоров, можно получать деньги в виде доната [пожертвований. — Прим. Onliner.by] зрителей. Не то чтобы получается очень много, ведь я не «стримлю» каждый день. Но если задаться целью, то можно заработать хорошие деньги.

Конечно, у меня есть планы на будущее. Но это отдаленные планы, мечты. Хочу остаться в киберспорте, но в другой роли: не как игрок или комментатор, а как менеджер команды. Хочу собрать свой состав, искать и открывать новые таланты. Пока это такая маленькая мечта.

Поступают приглашения в проекты наподобие школы киберспортсменов. Пока они очень сырые, вялые и больше напоминают авантюру типа «быстрее срубить много денег, пока люди ведутся». Я не такой профессиональный игрок, чтобы кого-то учить, да и играю меньше, чем раньше.

Можно услышать очень много негативных комментариев о Dota, а также о киберспортивном мире в целом. Чаще всего так говорят из-за недостатка информации и глупых стереотипов а-ля «геймеры — это задроты, которые круглые сутки сидят за компом и не видят ничего, кроме него». На самом деле киберспорт — это самый быстроразвивающийся спорт в мире. С каждым годом интерес к нему растет, проходят зрелищные турниры, призовые исчисляются десятками миллионов долларов. Пора бы задуматься: до сих пор ли компьютерные игры — это игрушки?

Многие родители, видя, что их любимое чадо засиживается за компьютером, чаще всего не поддерживают увлечение ребенка: «на играх не заработаешь», «зрение посадишь» и так далее. Я считаю, что нужно увидеть грань. Если у ребенка и правда есть талант, то почему бы не поддержать его? На том самом чемпионате, о котором мы говорили, выиграла команда с 15-летним игроком. На команду ребята заработали больше $6 млн.

Dota — это невероятно интересная стратегия, где важны реакция, способность предугадывать действия соперника и умение работать в команде. И каждый может раскрыть в ней свой талант. Просто нужно уметь разглядеть его.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by