Сдать билет, вернуть попкорн. Рецензия на фильм «Фантастическая четверка»

 
38 357
21 августа 2015 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Снять плохой фильм очень легко, Уве Болл подтвердит. Другое дело — снять ужасный фильм за $120 миллионов. Нет, правда, абсолютное большинство выходящих в прокат картин — полный шлак. Но при таком-то бюджете можно рассчитывать хотя бы на обилие достойных зрительского взора спецэффектов.

Новая «Фантастическая четверка» — уникальная лента. Особенная в своей безобразности. Фильм обливали грязью еще во время съемок, режиссер рассорился со всеми, с кем мог, и буквально отрекся от своего дитяти. Куда ушел весь творческий запал? Как можно было спустить в унитаз больше сотни миллионов самых что ни на есть американских денег? Зачем Marvel позволила 20th Century Fox испоганить свой комикс?

Ладно, никуда не деться, придется признать, что «Фантастическая четверка» стала худшим блокбастером за неполные восемь месяцев этого года. Картину заслуженно смешали с грязью, не оставив ей ни единого шанса. Но мы все же попробуем найти в ленте что-нибудь хорошее. На нее спустили $120 миллионов! Не может же быть все совсем плохо!

Во-первых, в «Фантастической четверке» занят хороший актер Майлз Теллер. Один, но хороший. Правда, играет из рук вон плохо. Ну и пусть, зато как блистал в «Одержимости»! Талантище! В кинокомиксе роли как таковой у него нет, поэтому во время просмотра можно вспоминать его игру барабанщика.

Во-вторых, «Фантастическая четверка» имеет все шансы войти в какие-нибудь специализированные учебники о том, как нельзя снимать кино. Честно, здесь целый кладезь ошибок для начинающих режиссеров, актеров, сценаристов, специалистов по спецэффектам, декораторов и даже студийных уборщиц.

В-третьих, «Фантастическая четверка» идет всего полтора часа. Редкое достоинство! Времени как раз хватает на то, чтобы вздремнуть или погрузиться в раздумья о грядущем. И попу не успеешь отсидеть. Как бы то ни было, но полтора часа мучений лучше, чем два. Вряд ли кто-то с этим поспорит.

В-четвертых… Хорошо-хорошо, больше «Фантастическую четверку» хвалить не за что. Откровенно говоря, если вас все-таки угораздило купить билеты на этот фильм, самое время поторопиться их сдать. Вместе с попкорном, если заготовили и его.

О том, что не получилось, говорить тяжко. Потому что не получилось все. Возьмем, к примеру, жанровый вектор кинокомиксов. Обычно мы получаем или разудалый экшен («Мстители»), или почти готичную драму с душевными терзаниями («Бэтмен» Кристофера Нолана). Создатели «Фантастической четверки» попытались вобрать в себя обе парадигмы, но вышло все так, будто пьяные студенты решили в рамках местного капустника переснять на мобильный телефон какую-нибудь «Космическую одиссею» Кубрика.

Около часа режиссер со товарищи изо всех сил пытается выжать драму из давно усохшего лимона. Минут за 20 до конца ленты внезапно вспомнили — надо же и экшена добавить. Фильм-то про супергероев! Быстро, между пьянками-гулянками и разговорами «за жизнь» («Мы одна семья, бла-бла-бла… Родные должны заботиться друг о друге, ко-ко-ко…») строим вторую телепорт-машину и объявляем о старте «фантастического боевика».

Вместо экшена получилась заварушка уровня Power Rangers — примитивная, неинтересная, зато не затянутая (привет «Трансформерам»!). Внезапно объявляется Дум (похожий на обгоревшего Мистера Хэнки из «Южного парка» злодей), о котором давно забыли и до которого по большому счету зрителю нет никакого дела. Благо через несколько минут с ним расправятся, можно выдохнуть и закурить.

«Фантастическая четверка» — те же Power Rangers, только с гигантским бюджетом

Джошуа Транк явно рассчитывал на продолжительный, часа эдак на два с половиной, хронометраж или на две части одной истории. Вроде бы есть попытки раскрыть образы персонажей, показать их становление как супергероев с осваиванием обретенных способностей. Следы ножниц, безжалостно прервавших потуги режиссера, видны на протяжении всего фильма. В итоге остались лоскутки с намеками на некие задумки, так и не воплощенные в финальной версии картины.

Во время просмотра ленты постоянно ловил себя на мысли, что из «Фантастической четверки» надо было делать сериал. «Мыльной» сущностью от кинокомикса разит за три версты. Да, сериал не супер, но своих поклонников точно бы нашел. Прямо как упомянутые выше «Могучие рейнджеры» — уровень исполнения примерно тот же.

А так даже непонятно, кому адресован такой фильм. Для взрослых он чересчур наивен, даже примитивен. Для детей скучен (сидевший неподалеку ребенок лет десяти заснул через полчаса после начала). Целевой аудитории нет, ведь даже приверженцы комиксов подняли шум из-за «неканоничного» афроамериканского Человека-факела.

Одному из самых популярных комиксов Marvel катастрофически не везет с экранизациями. Первая попытка адаптировать для большого экрана историю четырех супергероев даже не добралась до релиза. Картины 2005 и 2007 годов подверглись столь изощренной критике, что 20th Century Fox пообещала переснять франшизу. Свое слово студия сдержала, вот только перезапуск вышел еще более беззубым, чем предшественники.

Кадр из «Фантастической четверки», так и не вышедшей на большие экраны

Наша оценка — 3 из 10. По одному баллу за хронометраж, неуловимый дух Уве Болла и взрывающего головы от Мистера Хэнки.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by