Человек человеку муравей. Рецензия на блокбастер «Человек-муравей»

 
17 июля 2015 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Идти на премьеру очередного кинокомикса не хотелось. Во-первых, почти все весенне-летние блокбастеры, кроме «Безумного Макса», оставили после себя лишь послевкусие разочарования. Во-вторых, Человек-муравей — не самый раскрученный герой вселенной Marvel, поэтому особых ожиданий от киноадаптации не было. Да и комиксы, честно говоря, порядком приелись. К нашему удивлению кино получилось хоть и одноразовое, но не раздражающее и пригодное для просмотра не самыми теплыми летними деньками.

Клишированный сюжет «Человека-муравья» вряд ли удивит кого-нибудь кроме учащихся младшего школьного возраста. Согласно голливудским комикс-канонам, в фильме есть злобная мегакорпорация, которой заправляет лысый «Хитман» Даррен Кросс. Воспользовавшись научными наработками своего бывшего наставника — профессора Хэнка Пима, беспринципный негодяй научился сокращать межатомные расстояния (смотреть картину тем, кто хорошо учил физику в 9-м классе, может быть мучительно больно!), или, проще говоря, уменьшать предметы, а позже — и живую материю.

Перед планетой замаячила новая угроза. Террористическая организация «Гидра» готова уменьшить своих бойцов до размера блох, облачить их в супергеройские костюмы и отправить это «оружие абсолютного превосходства» завоевывать мир. На защите покоя и стабильности граждан стоит изобретатель «уменьшательной» технологии. Правда, Хэнк Пим уже староват для супергеройских подвигов, поэтому в качестве свеженького Человека-муравья присмотрел местного благородного воришку Скотта Лэнга, отсидевшего за «робингудство» в кутузке и готового ради дочери пойти на «последнее дело». Вот тебе позволяющий уменьшаться до размера насекомого суперкостюм, выводок послушных боевых муравьев и высокие моральные идеи. Пора спасать Землю!

Вообще ,«Муравей» — фильм больше про криминальную аферу, саботаж вражьей технологии и похищение зловредного супергеройского костюма «Желтый шершень». Здесь не так много всего того комиксового экшена, которым зрителей кормят в «Мстителях», но это и не плохо. «Человек-муравей» просто слегка другой — он ежесекундно дурачится и настраивает на расслабленную несерьезность происходящего.

Здесь никто не пытается заигрывать со зрителем. Лента подкупает своей предельной, даже чистой простотой. Все сюжетные действия вы спокойно предугадаете с первых минут и до финальных титров. Есть злодеи и герои, никто из них не претендует на двойственность характера и не преподнесет ни одного сюрприза. Кто бы мог подумать, что такой старомодный подход пойдет на пользу фильму в киноэру, когда терминаторы бороздят пространственно-временные просторы и до зевоты стараются удивить ностальгирующих зрителей.

Искренняя сюжетная простота в сочетании с легким юмором делают «Человека-муравья» приятным зрелищем, недостатки которого авторы даже кое-где смогли удачно обыграть. Вот, кажется, картина мчится в бездну мелодраматизма, а ты уже начинаешь жалеть, что тратишь время на посредственную премьеру. Но в следующий момент сценаристы, которым, наверное, самим стало неловко за пустой эпизод, самокритично высмеивают сцену.

Так весь хронометраж и идут рука об руку несерьезность происходящего и классические блокбастерные приемы. Мощную боевую сцену в микромире насекомых обязательно проиллюстрируют кадрами того, как эта же возня выглядит глазами обычного человека. Сметающий все на своем пути грозный поезд превращается в сошедший с игрушечных рельсов пластмассовый паровозик, сводящий вроде бы пафосный эпизод к фарсу. Самоирония — это очень хорошо, особенно если она помогает вытянуть фильм.

Впрочем, добротный непошлый юмор — не единственное достоинство «Человека-муравья». Хотя экшена в ленте действительно немного, спецэффектов зрителю предлагают предостаточно. Посмотреть на окружающий мир глазами «насекомого» дают часто, и почти каждый раз это «Вау!». Увидите сами, как сильно продвинулись технологии со времен выхода «Дорогая, я уменьшил детей».

Любопытно, что первую картину о Человеке-муравье планировали снять еще в конце 1980-х, но передумали именно из-за выхода «Дорогая, я уменьшил детей». К работе над фильмом вернулись в 2003-м, причем идею создания ленты активно продвигал Эдгар Райт, который должен был выступить ее режиссером. К счастью или нет, но в итоге автор «Типа крутых легавых» был вынужден уйти из проекта. Пришедший ему на смену Пейтон Рид снял достойный фильм, но, уверены, часть оторванного безумия картина потеряла.

Украшением ленты стала роль Майкла Дугласа, в последнее время нечасто появляющегося в хорошем кино. Сыгравший Человека-муравья Пол Радд гармонично вписался в образ жулика-раздолбая и, в отличие от Криса Пратта в «Стражах Галактики», кривлянием не раздражает. А вот злодей вышел совсем тривиальным. Хотя это скорее сценарная недоработка, а не вина Кори Столла.

«Человек-муравей» рассеял наш первоначальный скепсис. Да, вы не будете переживать за героев и следить за сюжетными перипетиями, потому что гении и злодеи известны с первых минут и действуют строго в рамках жестко прописанных характеров. Зато можно отдохнуть за просмотром воздушно-легкого летнего кино с хорошим юмором и незаезженными спецэффектами. Просто и смешно? Иногда такой микс идет только на пользу. Наша оценка — 7 из 10.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by