За последнее время в редакцию Onliner.by пришло несколько писем от абонентов, с которых, по их словам, белорусские операторы незаконно пытаются взыскать разные суммы. Во всех случаях, судя по рассказам людей, речь идет о фиктивных договорах на обслуживание, составленных кем-то с использованием данных жертв, но без их согласия.
«От имени компании life:) в мой адрес поступают письма от коллекторской компании об уплате долга. Проблема заключается в том, что я НИКОГДА не заключала НИКАКИХ договоров с этой компанией», — пишет Алена.
По словам девушки, в милиции удалось выяснить, что кто-то заключил договор на ее аннулированный паспорт, с поддельной подписью и в городе, который пострадавшая никогда не посещала. Тем не менее на адрес старой прописки Алены продолжали приходить письма с требованием оплатить долг. Как утверждает девушка, впоследствии оказалось, что на ее аннулированный паспорт было оформлено 14 договоров, по двум из которых есть задолженность, а life:) готовит документы для подачи в суд.
«Мне предложили только один вариант — доказать, что я не заключала договоров с этой компанией, то есть самой подавать в суд и доказывать, что я никогда не приходила ни в один центр продаж life:) и не заключала договор, предъявив паспорт, в котором на каждой странице проштамповано „аннулирован“», — возмущается Алена.
В подобной ситуации оказался еще один наш читатель. Алексей так описал схему:
«Промоутеры компании life:) при оформлении договора на 3G-модем завладевают паспортными данными жертвы, в дальнейшем промоутер оформляет несколько договоров на данное лицо, изменяя только прописку, чтобы в скором времени жертва не узнала о долге. Спустя какое-то время компания была вынуждена обратиться в суд с просьбой найти и взыскать с абонента сумму долга.
Судебные исполнители отправляют тьму писем на „левый“ адрес, указанный в договоре об электросвязи. После выхода срока об оплате штрафа судебные исполнители являются по данному адресу с конфискацией имущества владельца, но либо адреса не существует, либо там такое лицо не проживает. После этого исполнители начинают проверку по данному лицу, устанавливают его место прописки и высылают письма туда».
Также к нам обратилась абонент МТС, со счета которой списывают деньги за долги другого человека. В 2014 году Мария подключилась к оператору, а через полгода заметила, что с ее счета начали пропадать деньги. Девушке пояснили, что на ее имя зарегистрирован модем с задолженностью. Долг решили погасить путем переноса денег с нынешнего действующего счета на старый «провинившийся».
«Мне сообщили, что в 2012 году я подключалась и активно пользовалась услугами МТС. Но у меня тогда был velcom и ни одного номера от МТС! Мне предложили оформить жалобу и продолжили снимать деньги с нынешнего счета», — рассказала абонент. «В копии договора, который я якобы подписывала, была не моя подпись, не мой почерк и, самое интересное, не мои данные! Имя, фамилия и дата рождения правильные, а адрес прописки и выдавшее паспорт РУВД — нет», — утверждает девушка, уверенная, что кто-то завладел размещенной на последней странице ее паспорта информацией.
«Возникает вопрос: почему оператор при подключении не сверил данные с паспортом? В МТС уверяют, что присылали предупреждения на „мой“ адрес. А на самом деле — на тот, который я увидела впервые в этом договоре», — добавила Мария.
В октябре Onliner.by писал об абоненте velcom, попавшем в ситуацию, которая практически совпадает с историей Марии.
Представители операторов крайне неохотно комментируют подобные случаи. Оно и понятно — договор есть, задолженность есть, значит, надо взыскивать долг с абонента. Установить нарушения и признать возможные факты мошенничества можно только после соответствующего расследования. Поэтому в первую очередь пострадавшим советуют одно — идти в милицию и писать заявление.
Насколько масштабна проблема, говорить пока рано. Тем не менее, чтобы минимизировать возможность возникновения таких неприятных ситуаций, не лишним будет напомнить азбучные истины — не стоит «светить» своим паспортом направо и налево, а договоры лучше заключать в операторских салонах, а не у посредников.