Рецензия на фильм «Робот по имени Чаппи»

 
08 марта 2015 в 15:00
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Шесть лет назад мало кому известный Нил Бломкамп внезапно заявил о себе мощной социальной фантастикой «Район №9». Молодой выходец из Южной Африки показал, что под покровительством Питера Джексона на относительно небольшой бюджет можно снять не только умный, но и зрелищный фильм. Как итог — четыре номинации на «Оскар».

Однако потом был посредственный «Элизиум: Рай не на Земле», за который режиссеру даже пришлось извиняться. Мы посмотрели «Чаппи» и узнали, удалось ли «исправиться» Нилу Бломкампу.

У «Робота по имени Чаппи» и «Района №9» много общего, в том числе центральная тема о «паршивых овцах». Только если в фильме пятилетней давности изгоями были инопланетяне, то в новой ленте отдуваться за человеческие грешки приходится роботу с титановой шкурой и ранимой душой. К слову, обе картины фактически представляют собой развитие идей, заложенных Нилом Бломкампом в короткометражках.

Недалекое будущее. Трущобы Йоханнесбурга заполонили «робокопы», которые успешно поддерживают порядок и сдерживают преступность. Полиция довольна, законопослушные африканцы не могут нарадоваться на своих железных хранителей, самим металлическим стражам порядка время от времени обновляют прошивку, чтоб работали побыстрее да похитрее.

Все лавры вроде бы должны достаться инженеру, который продвинул проект с роботами по месту работы в военной корпорации. Несмотря на заслуги, молодой человек скромно трудится в офисном закутке, отгородившись от десятков коллег картонными стенами. И невдомек ему, что, как во всяком более-менее крупном офисе, его старается подсидеть коллега с похожим, но не принятым руководством проектом создания «злого робота» из того же «Робокопа» почти 30-летней давности.

Параллельно, пока африканский планктон строит козни и плетет интриги, банда фриков (Ниндзя и Йоланди из группы Die Antwoord), решая собственные проблемы, получает единственного робота с сознанием ребенка и пытается сделать из него «тру гангстера»…

Скажем прямо, как фильм «Робот по имени Чаппи» сильно уступает «Району №9». Дело не в другом масштабе, а в неорганичном сочетании разных элементов картины. Как кинематографисты ни пытались, но социальной драмы из «Чаппи» не вышло. Мелодраматические эпизоды получились переигранными, рассуждения о сущности сознания, человечности, роли создателя и отличии живого от неживого — вторичны, банальны и глуповаты. Право, фразы вроде «Почему вы, люди, всегда так плохо поступаете?!» надо было вырезать еще на этапе написания первого чернового варианта сценария.

Благо почти все остальное в фильме жуть как хорошо. Настоящее украшение — Die Antwoord. Фактически фанатам группы показали двухчасовой клип с Ниндзей, Йоланди и «приглашенной звездой» в виде Чаппи. Не знаете, чего ожидать от картины Нила Бломкампа? Посмотрите клипы Die Antwoord — фильм выдержан в той же стилистике.

Нелепые татуированные воришки, смешные розово-желтые пушки, «вырвиглазные» интерьеры с забавными фаллическими росписями, даже стандартные клиповые атрибуты Die Antwoord — все это фанаты группы будут подмечать и радоваться, как дети, вживую увидевшие любимых героев из мультиков.

Странный, безумный, яркий клип — вот что такое «Робот по имени Чаппи». Клип, из которого попытались сделать кино. Хорошо, что один только по-инопланетному оторванный вид Йоланди с тремя разноцветными часами на руке сводит к фарсу и натужную мелодраму, и высосанную из пальца философию. А уж когда к ней присоединяется Ниндзя с золотой фиксой во рту…

Экшена в фильме не так много, как хотелось бы, но интерес к тому, что происходит на экране, держится весь фильм. Здесь полно действительно смешных шуток, явных и не очень. Карикатурный качок-злодей будто из Double Dragon или укутанный в одеяло Чаппи и читающая ему сказку Йоланди забавны сами по себе, а некоторые гэги раскрываются только если вы хорошо знакомы с клипами Die Antwoord.

«Робот по имени Чаппи» подойдет, чтобы скоротать вечерок. Да, здесь есть уйма сюжетных и логических несостыковок (оставим на совести авторов эпизод со считыванием сознания из железной головы робота), процесс развития Чаппи показан рвано, порой раздражает навязчивый продактплейсмент (пейте Red Bull и играйте в PS4!). Но заряд позитива от милого робота, дурашливой игры солистов Die Antwoord и бодрого боевичка вы точно получите — развлечение вышло знатное!

В картине почти нет назидательства и чересчур приторного морализаторства. Фильм не претендует на престижные награды и не готов стать шедевром на все времена. Оттого и смотрится кино легко, как блокбастер-однодневка. Другое дело, если вам не по душе чудачества южноафриканских рэперов, а от «Робота по имени Чаппи» вы ожидали чего-то большего.

Если сам по себе «Чаппи» хорош, то сравнение с «Районом №9», к сожалению, будет не в его пользу. Все-таки без покровительства Питера Джексона достичь высоко установленной планки Нилу Бломкампу пока сложно. Прогресс по сравнению с «Элизиумом» есть, но рука у молодого режиссера еще не набита, чтобы повторить свой первый полнометражный успех.

Как итог — хорошее семейное (с некоторыми оговорками) кино для тех, кто пришел посмотреть на робота, и отличный двухчасовой клип Die Antwoord для фанатов. А вот тех, кто ожидает глубины «Района №9», скорее всего, ждет легкое разочарование.