Последнее двадцатилетие прошлого века в кино по праву можно назвать эпохой Арнольда Шварценеггера. Большая карьера для него началась с «Конана-варвара», потом был разрушительный во всех смыслах «Терминатор», затем — «Коммандо», «Красная жара», «Вспомнить всё», «Правдивая ложь» и т. д. Почти все фильмы сегодня воспринимаются как настоящие кинолегенды. Не стал исключением и «Хищник», во время съемок которого едва не сошлись в схватке две величайшие звезды экшенов того времени.
Съемочная группа
Существует легенда, будто идея снять картину о злобном пришельце, которого мутузит мускулистый вояка, родилась из шутки. Мол, было бы интересно посмотреть, как будет выглядеть противостояние Рокки Бальбоа и инопланетянина из фильма Стивена Спилберга. Сильвестр Сталлоне в «Хищника» не попал, да и местная инопланетная тварь мало похожа на добродушного E. T.
Сами сценаристы утверждают, что все это лишь домыслы. На самом деле сначала они придумали историю о братстве пришельцев-охотников, которые устраивают сафари на людей. Из-за ограниченного бюджета и технических возможностей сценарий пришлось подкорректировать — остались один охотник и небольшая группа американского спецназа.
Бюджет, к слову, был немаленьким для фильма, снимать который доверили 36-летнему новичку. До «Хищника» в портфолио Джона МакТирнана был только слабый триллер «Кочевники», лишь потом он стал известен как режиссер «Крепкого орешка», «Последнего киногероя» и «Аферы Томаса Крауна». Дебютанту позволили осваивать бюджет в размере $15 млн, что сегодня с учетом инфляции составляет около $32 млн.
Немалую часть бюджета потратили на уже ставшего знаменитым «Железного Арни». Впрочем, продюсеры были готовы спустить любые деньги, лишь бы заполучить столь яркую «звезду».
А еще почему-то в фильме очень хотели видеть Сонни Лэндэма, сыгравшего в итоге роль Билли — индейца, одного из членов отряда. Актер был знатным любителем подраться, поэтому на съемочную площадку его пустили только с телохранителем, который должен был защищать от Сонни Лэндэма остальных актеров.
Самого Хищника должен был сыграть Жан-Клод Ван Дамм — пожалуй, один из основных актеров-соперников Шварценеггера в лихие киноманские 1980—90-е. Бельгиец даже в течение двух дней приходил на съемочную площадку, но в конце концов подрался с одним из каскадеров, заявил, что не хочет быть «ходячим спецэффектом» с закрытым лицом, и был таков.
Роль пришельца в итоге досталась афроамериканцу Кевину Питеру Холлу с «баскетбольным» ростом 2,2 метра. После «Хищника» он еще снялся в продолжении фильма да промелькнул в сериале «Звездный путь: Следующее поколение». В начале 1990-х актер попал в автокатастрофу, ему сделали переливание зараженной крови и вскоре он умер от СПИДа.
О съемках актеры вспоминают с содроганием. Львиную долю времени съемочная группа провела в мексиканских джунглях. Из-за грязной воды почти все страдали от диареи. Некоторые актеры похудели на 10—15 килограммов, ограничивая себя в пище. Делали они это не ради съемок, а ради того, чтобы не подцепить какую-нибудь заразу. По словам исполнителей главных ролей, во время работы над «Хищником» больше требовалась выносливость, а не актерское мастерство.
Специально нанятый военный инструктор гонял киношных коммандос по 50 километров пешком, утомлял многочасовыми силовыми упражнениями, заставлял карабкаться по деревьям в джунглях. Из-за сложной пересеченной местности чуть ли не каждую сцену приходилось снимать по шесть-восемь раз, прежде чем получалось что-нибудь достойное.
Хищник
Первый Хищник был совсем не похож на то, что мы знаем по фильмам одноименной франшизы. По словам режиссера, вся съемочная группа долго ждала, когда же дизайнеры и художники по костюмам покажут грозного инопланетянина. Когда в джунгли наконец привезли резиновый костюм пришельца, все увидели не ловкого и устрашающего охотника, а жалкую маленькую тварь с глазом посреди вытянутой морды. Существо больше походило на какого-нибудь Джа-Джа Бинкса из «Звездных войн», но не на хитрого убийцу.
Любопытно, что этот образ по макету выбрал сам Джон МакТирнан. Лишь увидев уже готовый костюм, режиссер понял, что снимать такую штуковину не получится. И дело даже не в нелепом виде. В конструкции Хищника было два сустава на ногах, поэтому актер не смог бы ходить самостоятельно. Его должны были подвешивать на тросах, после чего в дело вступали бы кукловоды. Делать все это в условиях джунглей не представлялось возможным.
С нелепым Хищником отсняли шесть дублей, после чего от образа пришлось отказаться. Встал вопрос о прекращении съемок. Фильм спас мастер спецэффектов и грима Стэн Уинстон, которому студия разрешила создать собственный вид пришельца всего за шесть недель.
Это он придумал волосы-дрэды, воинственный облик и страшенную челюсть с шевелящимися жвалами, идею которой ему прямо в самолете подсказал Джеймс Кэмерон. Чтобы успеть к дедлайну, команда Стэна Уинстона работала без выходных — съемочный процесс и так задерживался. Наконец с тела Кевина Питера Холла сняли слепок, по которому смастерили костюм того самого Хищника, который стал легендой наравне с Чужим.
Почти все время актер ходил в маске инопланетянина. Единственной в прямом смысле отдушиной был легко отстегивающийся шлем. Так Кевин Питер Холл, облаченный в жаркий резиновый костюм, мог хотя бы дышать свежим воздухом. Для кадров, где Хищник «размахивает» своими жвалами, создали аниматронную голову с дистанционно управляемыми встроенными моторчиками.
По версии создателей фильма, Хищник — это очень подвижное, быстрое и прыгучее существо. Для съемки сцены прыжка с одного дерева на другое в костюм инопланетного охотника даже облачили обезьяну. Правда, дрессированный примат ни в какую не хотел прыгать в неудобном костюме, поэтому от идеи пришлось отказаться.
Безусловно, самым впечатляющим спецэффектом в картине был полупрозрачный Хищник, активировавший режим маскировки. Чтобы отснять эти сцены, Кевину Питеру Холлу надо было поменять свой резиновый костюм на мешковатый ярко-красный комбинезон, лишь контуры которого совпадали с очертаниями охотника.
Сначала снимали сцены с актером, потом из кадров удалялся красный цвет костюма, а затем их накладывали на фоновое изображение джунглей, которые «просвечивали» сквозь фигуру Хищника. Чтобы создать переливающийся эффект контуров монстра, для съемок фонового изображения джунглей (к которому применяли специальную маску смещения с повторяемой фактурой) кинематографисты использовали более широкую линзу.
Тяжело давались съемки теплового зрения Хищника. Оператор был вынужден использовать одновременно тепловизор и направленную на его экран камеру. При этом оба устройства приходилось перемещать синхронно. Иногда на съемки двух- или трехсекундного фрагмента уходило по шесть часов рабочего времени.
В качестве люминисцентной крови инопланетянина выступила странная смесь из лубриканта и жидкого вещества из светящихся палочек.
Пиротехника и декорации
Если помните, то первая треть фильма представляет собой самый что ни на есть лихой боевик в стиле 1980-х. Без использования пиротехники, разумеется, здесь было не обойтись.
Все взрывы и стрельба снимались по зарекомендовавшему себя сценарию. В местах «бабахов» закладывались управляемые на расстоянии пиропатроны. Такие же заряды, только поменьше, вместе с пакетиками искусственной крови прятались каскадерам в специальные жилеты. Как только начинает стрелять оружие с холостыми патронами, ассистенту остается лишь по очереди активировать заряды.
Забавно, но самым невероятным в «Хищнике» члены съемочной группы называли не пришельца, а… шестиствольный пулемет, с помощью которого бравый американский спецназовец поливает джунгли свинцом.
На самом деле это была модификация оружия, устанавливаемого на боевых вертолетах. Для стрельбы пулемету был нужен источник энергии, поэтому в полевых условиях стрелять из него без вертолета или другой техники было затруднительно. Чтобы решить проблему, пришлось пропустить через штаны стрелка кабель, который вел к спрятанному за деревьями источнику энергии.
Но и на этом проблемы не закончились. Дело в том, что пулемет расстреливал весь боезапас меньше чем за 20 секунд. К тому же из-за сверхвысокой скорострельности человек просто не мог удержать оружие в руках. Специалистам пришлось втрое замедлить вращение шестиствольной махины, чтобы решить оба вопроса. Для пущей надежности актер пользовался специальной подпоркой, которая частично спасала его от отдачи во время стрельбы.
Почти все, что зритель видит на экране, — настоящие джунгли в дебрях Мексики. Они были настолько густые, что перед съемками лес пришлось изрядно проредить, чтобы увеличить зону видимости. А чтобы листья выглядели ярче, деревья время от времени поливали водой из шланга, сбивая пыль.
Так что у декораторов «Хищника» работы было совсем немного — все самое нужное дала природа. Лишь для нескольких сцен они построили из пенополистерола и оргстекла пару искусственных, очень толстых деревьев, которых попросту не было в джунглях.
* * *
Джон МакТирнан говорил, что хотел снять простой качественный боевик в духе старой голливудской школы. В итоге «Хищника» номинировали на премию «Оскар», а для миллионов зрителей лента стала культовой. Вселенная картины расширилась настолько, что даже переплелась с еще одной легендой — миром ксеноморфов.
Как это часто бывает, последовавшие за «Хищником» продолжения становились все слабее и слабее оригинала. Зато перед нами замечательный пример того, как всего лишь один фильм зародил целое направление в развлекательной индустрии.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by