«Домашняя сеть»: высокие скорости в тарифах — не более чем маркетинг

 
27 ноября 2013 в 8:30
Автор: Ян Альшевский
Автор: Ян Альшевский

Мы продолжаем беседовать с руководителями небольших белорусских Ethernet-провайдеров. В прошлый раз на вопросы корреспондента Onliner.by ответил Сергей Дрозд, руководитель Flynet.by. Разговору с ним предшествовало интервью с одним из соучредителей Unet.by Владимиром Волосенковым. В этот раз о своей компании расскажет директор «Домашней сети» Дмитрий Египко.

— Раньше были разрозненные сети. Решили объединить? На старте работали неофициально? То есть с чего началось? С пяти компьютеров в соседних квартирах?

— Домашние сети, ставшие в дальнейшем провайдерами, начинались и у нас, и в России одинаково. Поначалу это были знакомые, товарищи, друзья, любительская инициатива по соединению нескольких компьютеров просто ради интереса, обмена фильмами, совместных игр и использования интернета.

Однако быстрый рост количества абонентов в такой стихийно возникшей сети неизбежно поставит вопрос: будет ли это и дальше «любительство» или работу можно выполнять профессионально и на коммерческой основе? Мы выбрали для себя второй путь, о чем не жалеем — за прошедшие годы сеть смогла в несколько раз увеличить количество абонентов и территорию охвата. Если учесть, что основными инвестициями были только наши собственные средства, умения, знания, опыт и профессиональная подготовка, то достигнутые результаты можно назвать весьма неплохими.

— Каковы первые шаги коммерческого проекта? Заработать денег, сделать правильный задел на будущее? Или все происходило спонтанно?

— Мы увидели перспективное направление и стали его развивать. Мы не ставили во главу угла качество или коммерческие интересы. Нам показалось, что это интересное направление, востребованная услуга, которая пользуется спросом, и что сейчас эта ниша еще свободна.

— В какой-то момент пришлось легализоваться?

— На старте мы работали неофициально. Это распространенная ситуация из-за большого количества сложностей и проблем, которые создает государство для начинающего бизнеса. А потом вдруг появилась информация, что скоро придет крупный игрок, все купит и построит свою сеть, а нас, «нелегалов», выкинет.

Мы засуетились, уже было что терять. Начали бегать по крупным фирмам, официально играющим на рынке провайдинга, с твердой уверенностью в том, что они четко понимают правила, законодательную и нормативную базу и помогут нам (не безвозмездно, конечно) легализовать построенную к тому времени достаточно крупную сеть передачи данных.

Обращение в «Атлант Телеком», «Деловую сеть», еще к одному провайдеру открыло удивительную картину: оказывается, законодательной и нормативной базы для строительства сетей Ethernet на территории микрорайонов просто нет! Более того, теперешним игрокам рынка эта область неинтересна и напоминает детские забавы, неперспективные и неприбыльные. Но нам повезло, мы встретились с грамотным человеком. Помощь нам оказал руководитель компании «Соло» Владимир Ивашкевич (некоторое время назад его компания была поглощена оператором «Атлант Телеком». — Onliner.by). С его помощью мы смогли организовать свою работу таким образом, чтобы добиться роста абонбазы, перестройки всей инфраструктуры на профессиональное оборудование и перевода любительской сети в коммерческое русло.

— Какие операторы представлены в вашем районе, с кем в итоге приходится конкурировать?

— Ну, в первую очередь, конечно, «Белтелеком» — он есть везде. И он оказывает очень существенное влияние на рынок. Скажу больше: цены на доступ именно он сейчас и формирует, остальные провайдеры вынуждены подстраиваться под его предложения. Абонент не лыком шит и при малейшем дисбалансе цен «голосует рублем», переходя на «Белтелеком». Приходится держать планку и предоставлять услуги на более высоком уровне и за меньшие деньги. Есть также очень сильный оператор «Космос ТВ», активно предлагающий услуги в тех же районах, но по другой технологии.

Пересекаемся по территории с несколькими другими коммерческими провайдерами, но конкурируем спокойно, без эксцессов, острых конфликтов не случается. А с большинством коллег из других сетей дружим: иногда и выручать приходится соседей в аварийных ситуациях, и самим обращаться за помощью.

На местном рынке появился еще один очень сильный конкурент — МТС. Связана ли его активная деятельность с продажей доли государства, как говорят в кулуарах, или эта организация просто увидела для себя еще один рынок — точно я сказать не могу. Однако выход его на сцену сильно изменит соотношение сил остальных игроков. Это очень сильная конкуренция.

Но основной конкурент пока — это все же «Белтелеком». На мой взгляд, парадокс ситуации в том, что компания умудрилась своими руками уложить собственный рынок, демпингуя и необоснованно снижая цены на услуги доступа в интернет как для физических, так и для юрлиц.

Возможно, конечный потребитель остался в плюсе, так как дешевый доступный интернет есть теперь практически везде. Это заслуга «Белтелекома», и это очень «социально». Однако этот же ход ограничил возможности заработка на данном рынке и остановил его развитие. Раньше прибыль позволяла вкладывать бóльшие деньги в развитие инфраструктуры и сервисов, теперь же улучшения качества, расширения спектра предлагаемых услуг ожидать не приходится — все белорусские провайдеры работают на самоокупаемости, и только.

— ЖЭСы докучают, мешают работе?

— Такого не бывает. Мы дружим и активно сотрудничаем с ЖЭСами на территории наших микрорайонов.

— А со стороны жильцов препоны случаются?

— Была ситуация. Председатель товарищества одного дома сказал: у нас есть один провайдер, другого нам не надо. Учитывалось ли мнение жильцов — неизвестно… Зачастую вот такое самоличное решение местного начальника лишает возможности выбора десятки и сотни потенциальных абонентов.

— Как вы относитесь к будущему требованию указывать минимальные скорости доступа в интернет?

— Это очередная попытка государственных структур руководить тем, в чем они слабо разбираются. Любой оператор сможет показать абоненту любую скорость до тестового сервера. Все остальное работать не будет, но тестовый сервер покажет идеальные результаты. Такое требование изначально является бессмысленным, работать оно не будет, это просто вредная попытка «силового» решения возможной проблемы.

— Существует ли проблема «тяжелых» абонентов?

— «Тяжелые» абоненты нам особо не мешают. Мы считаем, что пользователь должен получать то, за что платит деньги, и это его право — быть «тяжелым». Однако при увеличении количества таких абонентов неизбежно падает качество обслуживания всех остальных. Тогда ситуация требует все больших усилий и затрат на поддержание надлежащего уровня услуг, поэтому такая тенденция меня не радует. Благо мы и не наблюдаем этого в последнее время, скорее наоборот.

— В Беларуси высокоскоростной безлимитный доступ по более высокой, европейской цене недостижим?

— Не стоит сравнивать европейские страны и Беларусь. Соцобеспечение, зарплаты, цены в магазинах — все разное. Хотя нет! В магазинах цены уже почти сравнялись, а зачастую и выше, чем в соседних странах. Однако зарплата ниже, и потому предложить здесь аналогичные условия не получится — абонент просто не способен платить за интернет столько же, сколько и соседи.

Да, можно предоставить быстрый анлим за высокую цену, но беда в том, что эту услугу купят только те, кому она нужна реально. А уж если купят — будьте уверены, они постараются использовать ее на все 100%. Единственная возможность сделать высокие скорости дешевыми — сделать их массовыми.

Для специалистов не секрет, что сейчас высокие скорости в тарифах — это не более чем маркетинг. Операторы прекрасно понимают, что предлагаемые ими 50 или 100 Мбит будут использовать полностью лишь несколько абонентов, подавляющее большинство потребляет значительно меньше. И если все абоненты попытаются использовать приобретенные 50 Мбит, каналы оператора будут перегружены, оператор «ляжет». Это как с абонентами сотовой связи — если все одновременно попытаются сделать звонок, оператор «захлебнется».

Нужен компромисс, но не в виде закона о «минимальной скорости канала». Это не компромисс, а просто очередной удар по оператору, бессмысленный и беспощадный.

— Как вы реагируете на жалобы, касающиеся доступа к таким популярным сервисам, как YouTube, или некоторым социальным сетям?

— Мы отвечаем следующее: проблема с интернетом не у вас или у нас. Проблема с интернетом в нашей с вами стране. Подробно объясняем, демонстрируем на примерах, показываем «трассировки». Но если ничего не помогает — абонент всегда может перейти к конкуренту, где через некоторое время обнаружит ту же проблему. Никто не экономит деньги на качестве, однако сфера нашей ответственности ограничена.

Выход в мир в стране производится через одного оператора, международные каналы которого по вечерам просто не справляются с нагрузкой. Анонсы маршрутов в сети, по которым абоненты «ходят» в Польшу через Россию, а в Россию через Франкфурт, заставляют задуматься: что-то не в порядке в Датском королевстве. (Смеется.) «Белтелеком» рапортует об очередном расширении канала, однако забывает уточнить, что бóльшая его часть является транзитом, а местным клиентам достаются лишь крохи.

— А с какими проблемами чаще всего обращаются пользователи?

— Жалобы на форумах о качестве доступа нельзя назвать репрезентативными для любого провайдера. Наш обычный абонент жалуется на элементарные проблемы: поймал вирус, не может разобраться в собственном компьютере. Несмотря на распространенность компьютеров, техническая подкованность среднего пользователя невысока. Признать свою неосведомленность сложнее, чем обвинить во всем оператора.

На самом деле, гораздо более значительные проблемы создаются роющими траншеи тракторами и грызущими кабели крысами. А вот непосредственно в самой сети технических проблем минимум — она грамотно построена и добросовестно и надежно функционирует.

— Как вы оцените квалификацию собственной техподдержки? Есть ли проблемы с кадрами?

— В крупных организациях служба построена следующим образом. Первая ступень фильтрует наиболее простые случаи и популярные решения, позволяет решать элементарные проблемы наподобие отключенного сетевого кабеля. Второй уровень — это более серьезные проблемы, которые могут быть связаны с биллингом, оборудованием и так далее. Третий — «настоящие» проблемы для системных администраторов.

У нас нет операторов первого уровня, владеющих минимумом знаний и бездумно читающих по бумажке инструкции. Абонент сразу попадает на высококвалифицированного специалиста, владеющего всей необходимой для решения вопросов информацией. Поэтому да, проблемы с поиском и обучением таких кадров есть, но зато подготовленные специалисты способны решать почти любые вопросы самостоятельно.

— Какими вы видите идеальные условия для ведения бизнеса?

— Строительство сети сейчас превращено в какое-то безумно сложное хождение по инстанциям, с получением разрешений «на территории», согласованиями строительства со множеством инстанций, с обязательствами застраивать выданные территории полностью и в указанные сроки. И штрафные санкции за невыполнение этих условий! Возникает вопрос: а зачем вообще пытаться управлять, да еще так неэффективно?

Если бы государство перестало мешать работать в этой области, при открытых и равных возможностях операторы сами бы быстро покрыли наиболее прибыльные районы, а затем начали экспансию на остальные территории безо всякой регуляции. Рынок сам себя очень быстро отрегулировал бы.

— Что бы вы сделали на месте структуры, ответственной за весь белорусский интернет?

— Первым и единственным моим шагом было бы ее упразднение.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by