Минский фотограф и астроном Виктор Малыщиц многим известен своими прекрасными фотографиями ночного неба, а также timelapse-видео про ночную Беларусь на фоне искрящихся звезд. О своих увлечениях Виктор рассказал в интервью корреспонденту Onliner.by.
— Виктор, добрый день! Расскажите, как вы начали снимать и пришли к астрофотографии.
— Году в 2000-м, в старших классах, я взялся за пленочный «Зенит». Начиналось все стандартно: с рассветов-закатов, котиков и собачек. Были и порывы к чему-то более творческому. Конечно, хотелось перейти на технику получше.
Первым цифровым зеркальным фотоаппаратом стал Canon EOS 350D. Сразу с ним и пошел в коммерцию, узнал, что такое фотобанки. В то время попасть туда было легко, а сейчас — перенасыщение по всем темам. Поскольку со временем я перешел на нормальную технику и был уже астрономом, захотелось увлечения объединить. Мы часто с друзьями выезжали с телескопами под звездное небо, и конечно, хотелось еще и сфотографировать, сначала для собственного интереса.
— Расскажите о своем увлечении астрономией. Вы преподаете на физфаке БГУ?
— До недавних пор я просто работал на физфаке и преподавал на геофаке. Работа, как говорят, должна быть либо для денег, либо для удовольствия. Там, к сожалению, не было ни того, ни другого. Нынешний уровень студентов — ну я не знаю… На физфаке еще остались сильные студенты, а вот уровень геофака настолько низкий, что просто все, что ты доносишь студентам, им абсолютно не нужно.
В астрономии очень много разделов, которые относятся к географии: небесные сферы, системы отсчета координат, системы отсчета времени. Это имеет самое непосредственное отношение к географии, потому что до GPS-эры они определялись астрономическими методами. Студенты не понимают именно географических основ, ладно бы только физику. Поэтому с этого года я из университета «сбежал».
Теперь я преподаю в 29-й гимназии и немного в лицее БГУ. И то, и то — сугубо для души, несколько часов в неделю. Уровень учеников в лицее отличный. Меня поражает их увлеченность и старание, с которым они подходят к учебе, их эрудированность, образованность. Там действительно интересно работать, плюс там можно на белорусском языке обучать.
— Как вы снимали timelapse? Сколько времени это занимало?
— Снимать приходится довольно далеко от Минска: возле городов обычно сильная засветка. Если у вас нет собственного транспорта, вдоль железной дороги достаточно много темных мест. Извечные проблемы — это поиск места и погода. Зимой у нас длинные ночи, а погода почти всегда пасмурная.
Зимой очень много ярких звезд — небо поворачивается той частью, где самые интересные созвездия. Правда, если небо чистое, скорее всего, страшный мороз. Я побаиваюсь простоять в поле всю ночь при минус двадцати: вдруг не заведусь? Да и техника подводит — быстро разряжаются аккумуляторы, заклинивает слайдер.
Летом, наоборот, погода чудесная и ночи ясные, но короткие и зачастую светлые.
Самое лучшее время для съемки — с августа по октябрь, по 2—3 часа ночью. Из каждой поездки можно привезти лишь небольшую серию, кусочек съемки. Вот этот кусочек после обработки будет иметь продолжительность секунд 5—6. Ради них порой и едешь за 100 с лишним километров. Нет возможности за ночь переехать еще в какое-то место и снять там, потому что ночь короткая.
Но от Минска ехать нужно далеко, минимум 70 километров, и снимать не в сторону города. А отъехав от него, желательно не попасть на другие города. Например, в направлении Молодечно вообще невозможно снимать, хотя природа там красивая.
Нужно обеспечивать нормальное энергопитание, чтобы во время съемки все не погасло и не отвалилось. Ночью температура падает, роса выпадает. И если ночь влажная, без обогрева камеры можно продержаться максимум 30 минут. Хотя бы на 1—2 градуса выше температуры среды — и никакой росы.
На выходных (а многие только тогда и смогут поснимать) это гиблое дело. Все места, куда ты можешь добраться, будут заняты теми, кто празднует что-то, или парочками в машинах. Проезжаешь в темноте, ничего не видишь, выставляешь технику — машина рядом стоит. А люди высовывают голову и смотрят, что на них камера наставлена. Тогда они спохватываются, включают фары, отъезжают. И весь ролик испорчен паразитным светом фар, получается. Поэтому нужно искать место глухое.
При ночной съемке я бы советовал вообще промежутки не делать, потому что жалко этого драгоценного времени. Поэтому я снимаю без интервала, кадр за кадром.
Фотографирую в RAW, в астрофотографии очень важно «вытащить» из теней максимум деталей. Кроме того, я заметил, что RAW-конвертеры очень хорошо в автоматическом режиме удаляют горячие пиксели. А их очень много, и они дико раздражают. Когда у вас звезды передвигаются по небу, горячий пиксель остается на одном месте и плывет, как летающая тарелка. Если снимать в mRAW/sRAW, автоматически эти пиксели не убираются, и чтобы их удалить, потом требуется много работы.
Если что-то такое осталось или какую-то небольшую область нужно сделать немного ярче, я делаю это через скрипт в Photoshop. Как некоторые говорят, «дорисовываю». Ну как сказать, поднимаю немножко яркость каких-то участков, чтобы выглядело естественным. Просто тем, кто снимает на южных широтах, доступны более яркие участки Млечного Пути.
У нас он блеклый, и хочется сделать его чуточку ярче. И поправить нужно только яркость его диффузной части, но не сделать заодно более яркими и звезды. К тому же на каждом кадре он в новом месте. Поэтому приходится самостоятельно писать скрипт для Photoshop c автоматическим получением маски, удалением звезд и их вычитанием, сложным смешиванием слоев.
— Что делать, если хочется поснимать звездный пейзаж или timelapse?
— Конечно, желательно располагать современной камерой, лучше всего полноформатной, чтобы меньше было шума на высоких ISO. Я, к примеру, снимаю на Canon EOS 6D и 5D Mark II. Важно иметь широкоугольный объектив. Может показаться, что 17 мм на кропе — это много, ведь все котики-собачки и гости во время застолья в кадр влазят… А небо — оно просто огромное! И ведь еще земли нужно поместить примерно на треть кадра. Так что нужен короткофокусный и светосильный объектив, хотя бы F/2,8.
Сама технология timelapse — просто один из способов визуализации. Она хорошо выглядит будучи включенной в клип, ролик, кино. Делать же целые клипы в стиле timelapse надоедает. Сейчас, с распространением цифровой техники, даже школьники бегают, снимают. Вот, например, про Минск чудесный ролик снял Артем Прядко. После этого появилось подобное видео и про Полоцк, Витебск, Молодечно, даже про поселок Октябрьский. Сама технология себя изживает, потому что всем уже надоело. Cо звездами у нас пока еще никто не снимал, поэтому было нетрудно занять эту нишу. Но второй-третий раз сними — станет скучно тоже.
— Что можно поснимать в наших широтах? Есть ли какая-то привязка ко времени года?
— Самое интересное, что есть на нашем небе, — это Млечный Путь. Он выглядит в пейзаже очень интересно, насыщает его художественностью. На обычном небе звезды получаются почти одинаковой яркости, потому что свет очень быстро заполняет пиксель матрицы до насыщения. От слабенькой звездочки будет белый пиксель и от яркой звезды такой же. Только самые яркие звезды на несколько пикселей расползутся.
Поэтому созвездия на обычном небе трудно найти, тяжело сориентироваться. Когда нет Млечного Пути, небо выглядит будто бы сгенерированным в Photoshop. Зимой небо красивое, но очень блеклое. Можно снимать Млечный Путь весной, в апреле-мае, во второй половине ночи, после двух часов он поднимается на достаточную высоту. С августа по октябрь Млечный Путь будет сиять на небе всю ночь.
— Что посоветуете начинающему астроному, какой телескоп купить?
— Если вы лишь недавно увлеклись звездами, пожалуй, не стоит сразу бежать за телескопом и покупать его. Главное — начать с правильных знаний в голове. В Минске есть клуб любителей астрономии, часто они готовы брать с собой новичков. Когда что-то знаешь про звезды, смотреть в телескоп значительно интереснее. Большинство людей, купивших телескоп, собираются увидеть там нечто похожее на снимки с телескопа Хаббл, но не увидят никогда.
Дело в том, что глаз не накапливает свет, поэтому мы эту красоту не увидим даже в самый большой телескоп. И тем не менее, когда ты видишь даже самое маленькое пятнышко и знаешь, что оно за несколько миллионов световых лет от тебя, — впечатление просто невероятное. Советую сначала начитаться книг, насмотреться фильмов. Тогда будет ясно, какой телескоп нужно купить, что в него увидеть. Но те, кто хочет экспресс-впечатлений, могут посмотреть в любой телескоп на растущую или стареющую Луну. Эта картина, по моему опыту, никого не оставляла равнодушным. Галактики и звездные туманности по вкусу далеко не всем. В Минске такие объекты увидеть очень тяжело. Даже если и повезет, выглядеть они будут непрезентабельно.
До 200—300 долларов можно найти пристойные модели телескопов, в которые легко увидеть яркие интересные планеты. Мой первый телескоп стоил 75 долларов, ужасная пластмассовая поделка, правда, со стеклянными линзами и металлической трубой. Самое важное не размеры и не цена, а где он будет использоваться. Ну и необходимо выходить на улицу, ездить за город.
Нужна возможность выходить на улицу, ведь с балкона виден только маленький кусочек неба. Самый дешевый китайский телескоп покажет за городом больше, чем самый дорогой в пределах кольцевой.
— Можно ли фотографировать через телескоп?
— Ну сфотографировать Луну элементарно: любую «мыльницу» к окуляру телескопа подставил, снял. Только экспозицию подкорректировать остается. Фотографировать через телескоп — задача очень сложная. Я бы новичкам советовал вообще этим не заниматься.
Так получилось, что все матрицы чувствительны к ИК-диапазону, поэтому на них ставят специальный фильтр, чтобы была нормальная цветопередача. Однако этот фильтр «зарезает» ИК-диапазон и участок красной части спектра. И получается, что к туманностям фотоаппараты слабочувствительны. Поэтому этот фильтр нужно снимать и ставить с правильной полосой пропускания. Котиков после этого уже не поснимаешь: будут получаться розовыми.
Можно купить готовую камеру, а можно обычную — и доработать ее для астрофото. У каждой модели свои нюансы. У меня, например, Canon EOS 450D к телескопу специально куплен. Оказалось, там фильтр менять не нужно, просто достаточно выбросить один из двух установленных. Стоит это недорого, можно сделать в сервис-центре.
Кроме того, нужна монтировка для телескопа, которая с высокой точностью поворачивается за звездным небом. Даже самая качественная монтировка не позволит следить с точностью до угловых секунд, механика не может быть идеальной. Поэтому ставится один телескоп, который снимает, и рядом еще меньший телескоп с высокочувствительной камерой, быстро снимающей какую-то определенную звезду. Когда она видит, что звезда отклоняется, дается сигнал догнать/притормозить на компьютер. Совокупная цена всего этого достаточно большая, нужно потратить много сил на сборку и калибровку, а готовых решений нет. И поэтому, пока дойдет до первых снимков, интерес может угаснуть. На установку телескопа и калибровку уходит час-два. Я, честно говоря, только раз попробовал поснимать.
Вот этот кадр снят на Canon EOS 450D на фокусном расстоянии 420 мм, ISO 200 и выдержке в 20 минут. Тут очень большой перепад яркости — ядро очень яркое. С низким ISO более широкий динамический диапазон получается. Если снимать на высоких ISO и короткими экспозициями, тогда приходится одну экспозицию делать для периферии, другую для центра, а после клеить частями. Потому что одним кадром это никак не получится снять.
Ну и к тому же снимки получаются дико шумными. Чтобы с этими шумами воевать, астрономы снимают много кадров одного и того же объекта. Поскольку шум сам по себе имеет случайный характер, сложение большого числа кадров его нивелирует.
Различные эффекты — такие как горячие пиксели, шум считывания — являются достаточно регулярными. Поэтому кадр специально калибруется: делаются серии снимков с закрытым объективом. Я, к несчастью, забраковал часть съемки. Хотел склеить 25, а получил лишь 10 кадров.
Кстати, белорусские астрофотографы, снимающие планеты, известны на весь мир своими фотографиями, выжимают даже из скромных телескопов просто фантастическое качество. В интернете можно найти потрясающие снимки, сделанные и на старенькие Canon EOS 350D.
— Что планируете в дальнейшем?
— Я планирую завершить еще один проект, но он не астрономический. Я люблю не только звезды, но и свою страну. Есть желание сделать что-то более интересное про Беларусь, клип, который мог бы ее хорошо презентовать как за границей, так и для нас самих. Но не в стиле timelapse.
Когда соберется достаточно материала — обязательно покажу. Проект со звездами будет продолжаться, еще столько интересного про Беларусь не показано! Хотя наши пейзажи наиболее дороги самим белорусам, а в мире считаются малоинтересными. Но конечно, хочется поснимать и в других странах с ярким южным небом, ландшафтами гор и на побережьях. Звезд и неба уж точно на всех хватит!
Специальный бонус от Виктора Малыщица: pdf-руководство по съемке timelapse-видео звездного неба (на белорусском языке).
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by