Рецензия на фильм «Гравитация»: почувствуй себя космонавтом

 
18 851
04 октября 2013 в 15:09
Автор: Константин Сидорович. Фото: kinopoisk.ru
Автор: Константин Сидорович. Фото: kinopoisk.ru

Вчера в Беларуси стартовал прокат одного из самых ожидаемых фильмов года — «Гравитация» Альфонсо Куарона. Лента не участвовала в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля, но была тепло встречена критиками и зрителями. Мы не могли пропустить фильм и отправились на первый же сеанс «Гравитации».

 

«Что тебе здесь больше всего нравится? — Тишина. Я бы хотела здесь жить»

На что бы вы ни настраивались, знайте, что «Гравитация» — это прежде всего зрелище, и только потом кино с сюжетом. От визуального ряда захватывает дух, а в отдельные моменты по коже бегут мурашки. Величественная и близкая, но одновременно далекая и опасная Земля, бездонный космос, рассвет с высоты 600 километров и северное сияние, затянутая облаками Австралия и голубизна океанов, даже спутники, космическая станция и обломки в картине Альфонсо Куарона невообразимо прекрасны.

Временами «Гравитация» начинает напоминать документалистику в стиле Discovery, только с гораздо более качественной графикой. Во время просмотра не возникает и мысли, что происходящее на экране — плод труда целой съемочной группы, а основные работы велись в павильоне и на компьютере. Эффект погружения колоссальный. Пожалуй, в современном кинематографе мало кому удавалось максимально приблизить зрителя к тому, что происходит на экране.

В какой-то момент ловишь себя на мысли, что ты там — в космосе, болтаешься вместе с героиней Сандры Буллок на «пуповине», удерживающей тебя от полета в беспросветную бездну, карабкаешься к люку, летишь к своему единственному спасению. Заслуга в этом не столько 3D-формата, сколько манеры съемки. Здесь любят кадры крупным планом, а иногда зрителя словно помещают в скафандр, еще больше усиливая эффект повествования «от первого лица».

Можно ли снять зрелищное кино о космосе без пришельцев, лазеров/бластеров, гиперпрыжков между звездами и прочей фантастической мишуры? Оказалось, что можно. Если вы не планируете становиться космическим туристом, но в космос хочется, прямо как в детстве, посмотрите «Гравитацию» — нигде больше не найти аттракциона с таким эффектом присутствия.

А еще обязательно прислушайтесь к фильму. Контраст какофонии звуков в построенных человеком «железных коробках» и абсолютная тишина космоса оглушает похлеще пушечных выстрелов над ухом. Да, в некоторых случаях режиссер идет на компромисс со зрелищностью, разбавляя ее хлестким звуковым сопровождением, которого не должно быть в космосе. Нам не кажется, что это пошло во вред картине, пусть реалистичность слегка пострадала. Вообще для человека, слабо знакомого с «космической физикой», в фильме все выглядит на удивление достоверно, и это подкупает.

 

«Мне страшно. Никто обо мне не вспомнит»

Главная героиня фильма — девушка с мужским именем Райан — имеет за плечами ворох комплексов и жизненных проблем. От них она бежит в космос, подальше от общества, воспоминаний и жизни. Всего за несколько часов она узнает, что проблемы могут возникнуть и на орбите, и на этот раз придется справляться с ними… или умирать.

Последний вариант не кажется таким уж неприемлемым. Куда проще просто плюнуть на все, пожалеть себя, после чего тихо, безболезненно, даже уютно уйти из мира, которому ты, как казалось, не нужна. Намного сложнее переступить через себя и убедить бороться не за прошлое или настоящее, а за будущее. Героиня Сандры Буллок находит несколько «ниточек», связавших ее с желанием жить дальше.

Борьба за выживание — это и есть главная сюжетная линия «Гравитации». Что делать, если ты осталась одна в космосе? Фильм лишь с большой натяжкой можно назвать фантастикой, скорее это производственная драма. Астронавт выполняет обычную для него работу в космосе, сталкивается с нештатной ситуацией и по мере своих способностей и умений пытается ее разрешить.

Во время просмотра «Гравитации» больше всего ассоциаций возникает с фильмом 18-летней давности «Аполлон 13». У них один антураж, во многом схожие сценарные ходы и приемы. Хотя лента Рона Ховарда, конечно же, не такая красивая, как рассматриваемый фильм. Зато основана на реальной истории.

Из относительно недавнего почему-то вспомнились «127 часов». Герой этой картины тоже в одиночку с помощью подручных средств борется с внешними обстоятельствами, только на земле, а не в космосе. Масштабы разные, но цель одна. А иногда, глядя на полураздетую Сандру Буллок, в позе зародыша вращающуюся в невесомости, возникают ассоциации с Сигурни Уивер и ее Рипли из «Чужого».

 

«Ты нашла водку?»

Проблема «Гравитации», как нам кажется, в том, что ее сильно перехвалили. От ленты изначально ожидаешь намного большего, чем получаешь в итоге. Фактически перед нами обычный, пусть и безупречно снятый, фильм-катастрофа. Никаких уж совсем неожиданных сюжетных поворотов здесь нет, за метафоричностью и глубоким смыслом по-прежнему лучше обратиться к «Космической одиссее» Стэнли Кубрика или «Солярису» Тарковского.

Нашлось место штампам вроде решающего наставления «учителя-гуру», шуткам про водку, русских и шпионский спутник. Благо их не много и они не отвлекают от главного в «Гравитации» — красивой картинки. Красота и возможность побывать «в шкуре» космонавта/астронавта за пару потраченных на билет долларов — вот чем способен увлечь фильм Альфонсо Куарона.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by