Игры прошлого: приставки «Денди», «Сюбор», Sega, SNES

 
21 января 2013 в 18:26
Автор: Константин Сидорович. Фото: dendygames.wordpress.com, Wikipedia, Flickr, smilaforum, baraholka.onliner.by, old-games.ru, IGN
Автор: Константин Сидорович. Фото: dendygames.wordpress.com, Wikipedia, Flickr, smilaforum, baraholka.onliner.by, old-games.ru, IGN

Все идет к тому, что в ближайшие полгода Microsoft и Sony представят следующее, уже восьмое, поколение игровых приставок. Графика еще больше приблизится к реальности, Kinect и прочие подобные манипуляторы станут еще умнее, а игры рано или поздно перейдут только на загружаемый контент без необходимости пользоваться дисками.

Многие ли помнят о предыдущих поколениях игровых приставок? Какой была она — эра до PlayStation и Xbox, до дисков и онлайна? Как проводили время заядлые белорусские геймеры в 1990-х? Сегодня, в этой по-ламповому теплой статье с большим количеством восклицательных знаков, отдадим дань памяти первым четырем поколениям игровых консолей.

Первое поколение. Первая в классическом понимании игровая приставка увидела свет в 1972 году. Название первопроходца — Magnavox Odyssey. Дорогущая система на транзисторах, без процессора, с имитирующими разные цвета накладками на телевизор, не умевшая воспроизводить звуки и отображающая на экране телевизора только вертикальную черту и три точки. Картриджи обходились без электронных компонентов и играли роль простых перемычек, соединявших определенные генераторы сигналов внутри приставки. Все 28 игр так или иначе использовали простую схему: каждый из двух игроков может управлять своей точкой по вертикали и горизонтали. А еще к Magnavox Odyssey можно было купить световой пистолет — для отстрела все тех же точек.

Дедушка...
...и бабушка (Atari Pong) игровых консолей

Потом были еще разные версии Magnavox Odyssey, со звуком и без, дорогие и не очень, некоторые даже с цветной графикой. Большинство из них могли порадовать скучающих геймеров только двумя-тремя играми. Конкуренцию «Одиссее» помимо многочисленных клонов составила только Atari с приставкой Pong. Закат первого поколения пришелся на 1977 год, когда умы и души игроков стала занимать Atari 2600.

В СССР с приставками было туго. В 1980-х, когда за границей вовсю набирали популярность консоли второго, третьего и четвертого поколений, советские дети могли рассчитывать лишь на клоны Odyssey и Pong, выпускавшиеся под маркой «Электроника». Чтобы приобщиться к геймерскому счастью, приходилось надеяться на расторопность родителей, поднаторевших в поисках дефицитных товаров. С «Электроникой» дела обстояли не лучше, чем с колбасой: приставка, за которую приходилось отдавать ползарплаты, была практически неуловимой и распродавалась всемогущими продавцами «по блату».

Второе поколение. В 1977 году набравшаяся опыта Atari выпустила приставку Video Computer System (она же Atari 2600), которая стала синонимом игровых систем второго поколения. Мегагерцевый процессор, звуковой чип, цветные игры — настоящее чудо техники по тем временам!

Atari 2600, первая легендарная консоль

Культовой Atari 2600 стала не сразу, а лишь после того, как разработчики научились делать к ней качественные игры. До сих пор отдельные энтузиасты выпускают проекты, работающие на эмуляторах Atari 2600. Потом было огромное количество подражателей, рынок заполонили разномастные производители, несовместимые друг с другом консоли и картриджи, а также низкокачественные игры. 1983 год запомнился кризисом индустрии видеоигр, из которого отрасль благополучно выкарабкалась благодаря Nintendo — наступила эра царствования NES.

Нас все эти западные страсти благополучно обошли стороной. Советские дети по-прежнему только и могли что мечтать об «Электронике».

Третье поколение. Именно с него начинается полноценная эра виртуальных развлечений. Говоря о третьем поколении игровых приставок, мы сталкиваемся с двумя реальностями — зарубежной и постсоветской. Первые настоящие игровые консоли добрались до нас только после крушения СССР, в первой половине 1990-х годов. В США, Азии и Европе уже приближался период приставок пятого поколения, тогда как мы радовались «8-биткам» и завидовали обладателям «16-биток». Что же происходило в нашей, такой близкой и одновременно такой далекой, реальности?

Nintendo Entertainment System собственной персоной
Famicom — версия NES для Японии

Сверхпопулярная Nintendo Entertainment System продиралась до суверенной Беларуси сквозь капиталистические дебри десять лет, да так толком и не добралась. Оригинальные NES были у нас редки, как кости динозавра, а вместо них постперестроечные территории наводнили китайско-российские клоны знаменитого «японца». «Денди» (ох уж этот кошмарный логотип в виде приторного слона с опухшими глазами) и «Сюбор» — эти непонятные слова знал любой школьник. Первый клон с тайваньских заводов привозила российская компания Steepler, второй клон — чистокровный русифицированный «китаец». Любопытно, что компанией-производителем Zhongshan Subor Educational Electronics управлял Дуань Юнпин, затем основавший корпорацию BBK.

«Денди»

У нас почему-то больше были распространены вот такие «Сюборы», хотя функционально они практически не отличались ни от «Денди», ни от NES. А это значит, что для счастливых владельцев консолей был доступен невероятно, непостижимо, умопомрачительно гигантский «парк» игр на картриджах.

«Сюбор» с двумя турбо-джойстиками и пистолетом!

Ах да! Всем пришлось выучить и надолго запомнить труднопроизносимое слово — «картридж». На нем могла быть одна игра, а могли быть и десятки, но чаще всего — две. В массе своей желтые, реже голубые и черные коробочки редко покупали, зато часто меняли в специальных точках на рынках: две игры — на две игры + доплата. А еще хитрые продавцы каким-то образом делили игры на «элитные», «средние» и невостребованные. Само собой, обменять картридж с одной средней игрой на крутую было почти невозможно. Разве только с большой доплатой, да и то не факт.

Классика жанра — «Сюбор» с картриджами на ковре

Запах клея, электроники и картона… Процесс распаковки коробки с новой консолью приносил столько радостных впечатлений от предвкушения последующих геймерских марафонов, что впечатывался в память раз и навсегда. Жаль, не существовал тогда YouTube, ведь он был бы сверху донизу завален роликами в стиле unpacking.

В немаленькой коробке помимо самой приставки, блока питания и кабеля для подсоединения к телевизору находился стартовый картридж а-ля 9999 in 1 и — о чудо! — световой пистолет. Каждый должен помнить свою первую утку, убитую из него! Игры с поддержкой этой штуки встречались редко и особым разнообразием не отличались: знай отстреливай все, что внезапно появляется на экране. Кроме уток помню еще какую-то игру о ковбоях в шляпах и мексиканцах в сомбреро. Еще на «коробочном» картридже в обязательном порядке был «Марио». Звуки выбивания монеток из кирпичей, скользящих между камнями черепах, а также прыгающего, стреляющего и спускающегося в канализацию сантехника наверняка ставили бы в качестве рингтонов, будь тогда подходящие мобильники.

«Высокие» картриджи считались неходовыми. Обычно на них были старые игры

Мало кого интересовал 1,66-мегагерцевый процессор «Сюбора», ОЗУ объемом 2 КБ или видеопамять емкостью 2 КБ. Определяющим фактором «крутости» приставки была так называемая «битность». Любой дошкольник, проснувшись среди ночи, мог сказать вам, что «8-битка» («Сюбор» или «Денди») — это клево, но «16-битка» (Sega Mega Drive или Super Nintendo — консоли четвертого поколения) — это фантастика! То, что речь шла всего лишь о 8- или 16-битном процессоре, почти никто и не знал.

Иногда страшно вспоминать о том, что творили приставки с юным постперестроечным поколением, дорвавшимся до заокеанских развлечений. За обычным Bomberman время бежало так стремительно, что можно было незаметно для себя прогулять все уроки, всего лишь забежав на переменке за формой для «физры». Эх, седьмой класс, помнишь ли ты меня? Я тебя — нет…

Взрослые, безусловно, пытались бороться с этим безобразием и даже придумали несколько мемов. Самый популярный среди них был такой: приставки портят телевизоры. Изображение, выводимое консолями на лупатый ЭЛТ-телеприемник, действительно отличалось повышенной яркостью, чем и пользовались родители в своей аргументации.

После нехитрой настройки соседи у себя дома могли смотреть по телевизору, насколько успешно вы проходите «танчики» или другие игры. Увидев что-нибудь интересное и необычное, можно было попробовать устроить обмен. Чего-чего, а интересных и необычных игр для «Сюбора»/«Денди»/NES хватало. Где еще вы так «зависали», как в серии о «Черепашках-ниндзя»? Где еще был настолько разнообразный геймплей, как в «лягушачьих» Battletoads & Double Dragon? А Final Fantasy? Игра, которую я почему-то пропустил, но о которой ходило огромное количество легенд. Captain America and the Avengers, Super Contra, Duck Tales, «Чип и Дейл», разные Робокопы, Терминаторы и Бэтмены, Castlevania, «Семейка Аддамсов», «Аладдин», вестерн Gun.Smoke, «Книга джунглей», Jurassic Park, потрясающий Metal Gear… Огромное количество хитов и бесконечный фан!


Скоростное прохождение «Марио» за 5 минут

Однако всем всегда хотелось чего-то большего. Например, вон ту классную 16-битную штуку.

Четвертое поколение. Приставки четвертого поколения у нас мирно сосуществовали с клонами NES. В отличие от последней, Sega Mega Drive и Super Nintendo продавались оригинальные — наверное, скопировать эту мощь китайцам тогда еще было не под силу. У каждого школьника середины 1990-х обязательно был друг с 16-битной приставкой, в большинстве случаев — с Sega Mega Drive.

Первая версия Sega Mega Drive
Sega Mega Drive II

В Японии эта консоль появилась еще в 1988-м, а спустя пару лет добралась до Европы. К нам, как водится, доползла еще позже. По сравнению с «Сюбором» приставка стоила дорого, и далеко не все родители, и так не особо одобрявшие увлечения своих чад, потакали их желаниям. Квартиры же тех, у кого каким-то образом появлялась Mega Drive, служили местом паломничества друзей и одноклассников. И посмотреть было на что. Первой игрой, которую я увидел на Sega Mega Drive, стала Mortal Kombat II. Это был полный разрыв шаблонов о том, что из себя вообще могут и должны представлять игры! Плавные, почти как настоящие, движения бойцов, волшебный звук, речь — почти кино! Комбинации кнопок для выполнения спецприемов добивания вроде «фаталити» или забавного «бабалити» передавались, как говорится, из уст в уста. Обычно их находили случайным образом, танцуя пальцами по геймпаду, или подсматривали в специальных журналах. Последние покупали редко, в основном просили ни о чем не подозревающего продавца «посмотреть» и старались запомнить нужные коды к той или иной игре.


«Фаталити» в Mortal Kombat II


«Бабалити»!


Иногда в Mortal Kombat побеждает дружба

В Беларуси, как, наверное, и в России, продавалась модифицированная версия консоли — Sega Mega Drive II. От оригинала она отличалась более лаконичным дизайном и компактными размерами. Еще в магазинах можно было найти версии в коробках с черным и зеленым оформлением. Никто точно не знал, в чем разница, но предполагали, что у «зеленой» более совершенная графика. На самом деле Sega, скорее всего, просто поменяла дизайн упаковки и начала рекламировать на обратной стороне коробки свою новую консоль — Sega Saturn (пятое поколение приставок).

С технической стороны 16-битные приставки на голову превосходили 8-битных предшественников. Процессор Mega Drive работал уже на частоте 7,6 МГц, объем «оперативки» увеличился аж в 32 раза. Видеочип с 64 КБ памяти и поддержкой 512 цветов мог одновременно отображать на экране до 80 спрайтов! Опять-таки, все эти характеристики были важны только гикам, разгонявшим процессор до 25 МГц. Остальным было достаточно факта 16-битности и невообразимых красот, творившихся на экране телевизора.

Объем стандартного картриджа составлял уже не 50 КБ, как у NES, а целых 4 МБ. Нереально продвинутыми считались картриджи с дополнительным объемом памяти и батарейкой-таблеткой (!). Эти монстры умели запоминать сохранения: можно было гонять в хоккей, а в следующий раз продолжить с матча, на котором остановился в прошлый раз. Все картриджи для Sega Mega Drive были черными и продавались в крупных коробках — как DVD, только намного толще. О популярности той или иной игры можно судить по виду картриджа: если видите голую плату без пластикового корпуса — значит, игрушка «заюзаная» и стоящая.

Лицензионный!

Главным источником информации об интересных играх, кроме советов друзей, была снятая почти на коленках телепередача «Денди — Новая реальность» (у настоящих геймеров в подкорке засела фраза «Денди, Денди, мы все любим Денди! Денди — играют все!» из вступительного ролика). Сверху донизу пропитанная рекламой, программа держалась на харизме ведущего Сергея Супонева, профессионально «троллившего» тогдашнюю «школоту». Передача шла не более получаса, постоянно прерывалась рекламой и к тому же отчаянно пиарила магазины компании Steepler. Все это ей прощали за рассказы о горстке новых игр от неподражаемого Сергея Супонева.

Сами игры для тех, кто пересел с «Сюбора» на Sega Mega Drive, открыли врата в геймерский рай. Причем игровое пиршество могло продолжаться днями и ночами. Эх, Zero Tolerance, сколько ночей пришлось из-за тебя провести за джойстиком? Один из первых шутеров от первого лица захватывал ваши мысли и душу и не отпускал их до полного прохождения всех 40 уровней (главное — не забыть записать пароль для следующего уровня!). Вид «из глаз», занимавший от силы треть площади экрана телевизора, разлетающаяся квадратиками кровь врагов, бесконечные коридоры и глухие однообразные шаги — это был лучший в мире шутер!

Да что там Mortal Kombat или Zero Tolerance… Помните шикарную стратегию Cannon Fodder? А обе части о похождениях червяка Earthworm Jim? Или стильный Comix Zone? Еще были по-мультяшному реальный «Аладдин» (с музыкой, в отличие от версии для NES), классная головоломка The Lost Vikings, потрясающая action-RPG Beyond Oasis. Огромное количество игр. У каждого геймера тех лет наверняка есть свой рейтинг самых-самых, отдельные эпизоды которых до сих пор бережно хранит память.

Говоря о 16-битных приставках, нельзя не упомянуть Super Nintendo. Консоль была настолько передовая для своего времени, что легко обскакала Mega Drive по качеству игровой графики и звука и некоторое время на равных сражалась с 32-битными приставками. Отдельным трехмерным проектам даже требовался дополнительный сопроцессор, встраиваемый прямо в картридж. Увы, за всю эту мощь приходилось платить в прямом смысле слова — Super Nintendo стоила очень дорого и для большинства оставалась недоступным предметом вожделения.

Великая и ужасная Super Nintendo

В консольных войнах SNES в итоге обошла конкурента от Sega, но в Беларуси, по субъективным впечатлениям, популярнее все-таки была Mega Drive II. Те же, кому посчастливилось иметь дело с Super Nintendo, наверняка не забудут графические прелести кровавой Killer Instinct, новых выпусков Final Fantasy и трехмерной Donkey Kong Country. Большинству же оставалось только с открытыми ртами смотреть передачу Сергея Супонева.

Ближе к концу лихих 1990-х белорусская приставочная реальность потихоньку нагнала мировую. Пришло время PlayStation и Nintendo 64, игровых консолей пятого поколения. Но об этом — как-нибудь в другой раз.