Снимаю на Сanon, потому что у меня фамилия с ней созвучна. Вот и все про технику — лучше про павильон «Космос» на ВДНХ. Он построен в 1939 году. В 1954-м реконструирован, самой главной и красивой частью стал грандиозных размеров купол из стекла и стали.
Москва. Павильон «Космос» на ВДНХ.
В 1964 году стал функционировать как павильон «Космос», в котором выставлялись шлем первого космонавта, его партбилет, спускаемые аппараты, модели спутников и копия первого лунохода.
Экспозиция на ВДНХ работала до начала 1994 года, после чего павильон закрыли. Часть экспонатов забрали конструкторские бюро, часть — заводы. Некоторые экспонаты просто валялись на улице, другие забрал к себе музей космонавтики. Все экспонаты не спасли — некоторые скафандры и части «Салютов» и «Союзов» в 1990-х всплыли на крупных международных аукционах.
Но один из опытных образцов первого искусственного спутника Земли (его изображение вошло во все учебники) все же уберегли. Всего таких спутников было выпущено шесть. Один улетел в космос, другие разошлись по музеям и частным коллекциям. Некоторые космические вещи, в том числе и скафандр Гагарина, очутились в Вашингтонском музее астронавтики.
В павильоне стали продавать эксклюзивные автомобили, а затем — семена и саженцы. И лишь гигантский круглый портрет Гагарина, висящий на дальней стене в подкупольном пространстве, напоминает о былых временах. Хоть портрет и занавешен простыней, силуэт космонавта в солнечный день можно лицезреть.
• Татьяна
30 лет, 14-й год продает розы в павильоне «Космос» и не жалеет об этом. Много постоянных покупателей. Обеспечивает цветами не только россиян, но и часть Европы. Не подсовывает покупателям котов в мешке в виде роз с гнилыми корнями.
Считает, что в основании купола павильона заложены кресты. А его коллеги выдвигают предположение, что можно поклоняться Гагарину и на стенах проступают фрески (несмотря на то, что павильон построен как эллинг для дирижаблей).
29 лет в цветоводстве. В павильоне работает недавно, но узнала о нем 35 лет назад. Она застала времена, когда здесь экспонировали новейшие образцы космической техники — гордость СССР. Довольна, что работает в «Космосе», но печалится, что такой красивый павильон используется не по назначению. Надеется, что его когда-нибудь реконструируют, ведь обещали.
Просто любит цветы и процесс их продажи. Трудится в павильоне четвертый год, довольна и в других местах работать не хочет, потому что здесь светло и просторно.
• Алла
Продает саженцы, когда приходит на работу — как будто погружается в прошлое. Представляет, как в 60-е здесь выставлялись экспериментальная орбитальная пилотируемая космическая станция «Союз», луноходы, автоматические межпланетные станции «Венера-10» и «Марс-3», а Юрий Гагарин приходил сюда с дочкой Леной.
Говорит, что «кайфует» здесь на протяжении 12 лет. Продает саженцы неподалеку от большого портрета Гагарина. Правда, не все сразу примечают портрет, лишь белозубая улыбка и силуэт выдают «присутствие» космонавта.
Максим Малиновский, фотожурналист:
Забавно посмотреть: цветочки, тетечки и дядечки, постобработка. Но тема не раскрыта до конца, есть только портреты современных торговцев в бывшем «храме» и пара общих фото внутри. Для полноценной истории не хватает общего вида павильона с улицы и нормального крупного плана барельфного портрета, проступающего сквозь простыню (он то пересвечен, то недосвечен, то нерезкий). Гагарин — божество всея современной пилотируемой космонавтики, которая весьма ритуальна и традиционна. Каждый пилотируемый старт повторяется по канону, заложенному Гагариным: просмотр «Белого солнца пустыни», надевание скафандра, доклад Государственной комисии, остановка у кустика, «первое космическое ускорение» («пендель» при посадке в ракету)... Если доснимете это до конца, то вполне себе фотоистория получится.
Павел Поташников, фотограф-фрилансер:
Если бы не авторский текст, фотосюжет был бы неинтересен. Фотографии меня ничем не привлекли (кроме кадра с ракетой). Конечно, автор молодец, что поинтересовался судьбой героев снимков — думаю, изюминка именно в этом. Но хотелось бы еще и передать атмосферу, царящую в этом здании, а не про просто показать портреты и куски помещения. Печально, что такое место превратилось в рынок.
* * *
Традиционно мы публикуем работы, которые не попали в основную рубрику конкурса.
Присылайте ваши фотосюжеты и просто фотографии на адрес vb@onliner.by — у вас есть шанс выиграть зеркальную камеру и объективы на сумму $1000! С подробными условиями конкурса «Фотосюжет» можно ознакомиться здесь.