Январь 2011 года установил на рынке мобильной связи Беларуси своеобразный антирекорд за последние полтора года. Речь о количестве событий, которых было удивительно мало — последний раз аналогичная ситуация фиксировалась в августе 2009-го.
Стоит отметить, что обзор рынка с этого месяца меняет привычный формат — актуальные события будут обсуждаться директором Onliner.by Александром Стельмахом и шеф-редактором Денисом Блищом. Концентрация аналитики увеличена в два раза!
Денис Блищ (Д.Б.): Мы уже не единожды поднимали тему уменьшения активности компаний, находя тому несколько причин. Так, с одной стороны, сказывается высокий уровень насыщения рынка и удовлетворенности спроса, а с другой — заметное снижение маркетингового давления наиболее агрессивного игрока — life:). По нашим сведениям, последнее связано со сложной финансовой ситуацией компании — сил и средств пока хватает только на технологическое развитие, но не конкуренцию с «большой двойкой».
Александр Стельмах (А.С.): Компании life:) хотелось бы, чтобы абонентская база росла быстрее, а отток у МТС и velcom увеличивался, но в 2010 году наметившаяся было тенденция оказалась сломлена. Вероятно, это сказывается на возможностях младшего оператора инвестировать в маркетинг.
Д.Б.: Да. Например, в январе 2009-го бушевали страсти после «девальвации», когда life:) был единственным оператором, не пошедшим на рост цен и сделавшим на этом определенный пиар. В 2010 году Озджан Эрмиш строил рекламную кампанию на эксклюзивном 3G и дешевых телефонах по контрактным схемам. Поэтому затишье начала 2011-го в стане life:) таково, что его нельзя не заметить. Единственная активность января — продвижение по вопросам внедрения LTE. В частности, в ушедшем месяце состоялась пресс-конференция генерального директора «Белтелекома» Константина Тикаря, на которой топ-менеджер подтвердил намерение компании построить тестовую зону сети четвертого поколения.
А.С.: Назревает странная ситуация, когда владелец самой крупной доли в лидирующем белорусском сотовом операторе МТС собирается конкурировать с ним же при помощи LTE. Возможно, это наблюдение говорит о том, что «Белтелеком» не будет владеть контролирующим пакетом МТС к моменту развертывания коммерческой сети 4G.
Д.Б.: Мне кажется, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что «Белтелеком», хоть и владеет 51% доли оператора, особо не вмешивается в операционную деятельность МТС, так что конкуренция может быть уместна.
А.С.: Так или иначе, в состав совета директоров входят представители «Белтелекома», и нам неизвестно, есть ли в их правилах оказывание какого-то влияния на работу оператора. В любом случае логика такая: «Белтелеком» получает от МТС большие деньги и, начав конкуренцию по LTE, может сам уменьшить этот поток. Именно такая ситуация сложилась в Telenor и Altimo, споривших по поводу выхода «Билайна» на украинский рынок.
Д.Б.: Впрочем, ситуация в Беларуси с 4G не так однозначна. Интерес к технологии проявляет Yota, остающаяся долгое время в тени, и факт отсутствия движений со стороны пророссийской компании может о чем-то говорить. Она сохраняет нейтралитет по неизвестным причинам. У компании, вероятнее всего, есть сквозные частоты по всей стране для построения сети. У них есть необнародованная лицензия, в которую уже успели внести неназванные изменения. Получается, компания ждет некоего ключевого решения, без которого нет возможности или смысла начинать бизнес. Может, финансирования?
А.С.: У нас давно была информация, что Yota пришла в Беларусь всерьез и надолго, это не инвестиционный проект с неясной судьбой. Кроме того, можно предположить, что у компании в Беларуси хороший административный ресурс. И при этом столь долгая пауза. Ведь чем дольше она затягивается, тем сложнее будет конкурировать с устоявшимся 3G-рынком уже работающих операторов, держащих своих абонентов в том числе многомесячными и годовыми контрактами по субсидированному оборудованию. Заминка может быть связана с проблемами российской «Скартел», являющейся владельцем части белорусской компании. У головного оператора, как известно, не все гладко с погашением кредитных обязательств и с выделением частот для сети четвертого поколения — они были фактически перераспределены в пользу аффилированной с Министерством обороны РФ компании.
Д.Б.: Да, данную версию можно пока считать исключительно версией, так как «железобетонной» информацией из офиса Yota мы не располагаем. Коммерческий директор компании Милош Сурла буквально «просил подождать», чем мы, собственно, и занимаемся.
А.С.: Зато чуть более ясны намерения life:). В январе средства массовой информации получили приглашение на мероприятие по поводу презентации тестовой зоны LTE от этой компании. Известно, что оператор заинтересован и в коммерческой эксплуатации сети, но вопрос пока упирается в административный момент.
Д.Б.: Да, до 1 сентября государство обязалось провести конкурс на соответствующую лицензию и частоты, однако все мы помним длинную эпопею с появлением 3G в Беларуси. Между началом тестирования технологии в 2006 году и фактическим ее появлением в 2009-м прошло очень много времени. Не повторится ли сериал и в этот раз?
А.С.: Не стоит забывать об экономической целесообразности данного мероприятия. В конце февраля компании опубликуют финансовые отчеты за IV квартал 2010-го, и мне кажется, что хоть количество абонентов 3G и будет продолжать расти (и вместе с ним ARPU), это не станет резким скачком. Скорее можно будет вести речь о замедлении падения доходности с одного абонента.
Д.Б.: Таким образом, ввод LTE, скорее всего, не принесет операторам особенных дивидендов. Достаточно вспомнить пример life:), после ввода 3G у которого ARPU практически никак не изменился. И даже сейчас, когда была почищена база от «молчунов», он составляет всего $3,4 — чуть-чуть больше самого маленького месячного пакета трафика. И это учитывая тот факт, что у life:) наибольшее количество абонентов 3G, по данным компании.
А.С.: А LTE — другая технология, она тоже требует инвестиций, расширения транспортных сетей, маркетинговых вливаний, платы за лицензию, наконец. И хотя уже сейчас у операторов часть инфраструктуры готова к внедрению 4G, нажатия «красной кнопки» будет недостаточно.
Д.Б.: Озджан Эрмиш говорил, что оптимальный срок ввода LTE в Беларуси — 2012 год. Мне кажется, он прав.
А.С.: К этому времени можно ожидать удешевления технологии, появления широкого ассортимента терминального оборудования. Но, так или иначе, LTE у нас в стране грозит стать скорее имиджевым проектом.
Д.Б.: И коврового покрытия городов вряд ли стоит ожидать. Скорее следует рассчитывать на точечное покрытие — бизнес-центры, торговые площадки, места скопления людей.
А.С.: Надо отметить, что ввод LTE в Беларуси нецелесообразен, пока национальный оператор электросвязи не может решить проблему плавного показа роликов на YouTube. Так сложилось, что белорусских пользователей интернета интересуют в основном зарубежные сайты, поэтому критически важно расширять внешний канал, строить магистральные сети. Без этого расширение «последней мили», коей станет в том числе LTE, не имеет никакого смысла.
Д.Б.: Таким образом, лишь Yota, наверное, сделает большую ставку на LTE. Остальные, возможно, ограничатся имиджевой стороной вопроса и продолжат наращивать присутствие в 3G.
А.С.: Январь также запомнился историей с поломками планшетов ZTE V9, которые распространяются через магазины life:). Так случилось, что устройство, приобретенное для редакционных нужд Onliner.by, вышло из строя, и это позволило вскрыть целую проблему с первой партией аппаратов.
Д.Б.: Так сложилось, что обстоятельства дали нам возможность «раскрутить» тему. Мы выяснили, что в первой партии из 5000 штук несколько процентов бракованных, и производитель связывает это с программным обеспечением. Сейчас же проблема и вовсе устранена. Но уже после этого мы узнали, что конкретно наше устройство сломалось не программно, а аппаратно, и до сих пор находится в ремонте.
А.С.: В любом случае, поставьте на наше место обычного человека. Дорогостоящая техника выходит из строя через несколько дней, и хотя life:), к его чести, заменяет аппарат на аналогичный от Huawei, ситуация неприятная. Возможно, этот случай окажет влияние на отношения между компаниями, например life:) перейдет к полному брендированию устройств. Но отказа от кооперации с ZTE не будет — Озджану Эрмишу необходимо уходить от своеобразной монополии Huawei в части терминального оборудования и закреплять работу с другими брендами.
Д.Б.: При этом life:) традиционно рассматривает сегмент дешевых устройств, где более или менее качественную технику представляют два этих китайских вендора.
Направить свое мнение о новом формате обзора рынка сотовой связи вы можете по адресу db@onliner.by или в твиттер-аккаунт Onlinerby.
Компания Onliner предлагает производителям и дистрибьюторам мобильных телефонов исследования рынка этих устройств в Беларуси. Ознакомиться и заказать продукт можно на странице an.onliner.by.
Фото: Максим Малиновский, Влад Борисевич