События последнего месяца ушедшего года еще убедительнее доказали, что рынок сотовой связи в Беларуси достиг стадии зрелости и резких перемен, инициированных изнутри, ждать не стоит. Точнее, речь идет о поразительно малом для предновогодней лихорадки количестве маркетинговых движений. Сотовые операторы провели декабрь в ритме обычного месяца, словно он не отмечается повышенным спросом покупателей.
Любопытно, что старейший GSM-оператор построил свою предновогоднюю стратегию не только с использованием традиционных инструментов (скидки, акции), но и применив достаточно спорный прием. Речь идет об акции, в рамках которой компания обязуется перечислять по 10 тысяч рублей с каждого подключения или продажи оборудования. Конечно, сам факт щедрого благотворительного акта вызывает только положительные эмоции, однако стимулирование продаж путем рекламы этой акции выглядит неоднозначно.
Оператор velcom регулярно отчитывался о количестве собранных средств и заявил о преодолении рубежа в 1 млрд. рублей. Эта сумма говорит нам в свою очередь об объеме продаж и подключений за декабрь: неполный месяц принес компании 100 тысяч контрактов. Весьма внушительные обороты! До выхода отчета Telekom Austria неизвестно, какова в этом объеме доля SIM-карт и сколько разошлось оборудования.
Говоря о телефонах и модемах, в очередной раз подчеркнем приверженность компаний тренду стимулирования продаж абонентских терминалов. Вопреки расхожему мнению, маржа, заложенная в стоимость оборудования, имеет малый вес в общей массе доходов операторов. Компаниям выгодно реализовывать терминалы по иным причинам: устройства «привязывают» абонента к единожды выбранной сети, гарантируют определенные уровни ARPU и потребления услуг.
Так, в декабре velcom вновь продлил свою долгоиграющую «Смартрассрочку», опять начал продажи ультрадешевого ZTE R221, сделал скидку до 35% на ряд других моделей и предложил в рассрочку Huawei U7520 и Nokia 5250. Столь высокая активность в направлении продаж телефонов подтверждает предположение о стратегической выгоде от реализации терминалов. Абонент не только становится источником устойчивого ARPU, но и — что немаловажно в высококонкурентной среде телекоммуникаций — его поведение на оговоренный контрактом срок предсказуемо и стабильно.
Оператор МТС действовал в декабре в схожем с velcom ключе, то есть практически не делал видных инициатив. В частности, еще в конце ноября заместитель генерального директора компании Артем Васильев в интервью Onliner.by заявил, что МТС не планирует ввод новых тарифных планов в последнем месяце года. Они и не понадобились: на роль инструмента по поддержанию интереса к голосовым ТП сгодилось продление тарифов «Крестики-Нолики», «Будь практичнее. Любимый на год» и «Простые слова». Вкупе с модернизированным «Отличным» этого вполне достаточно в условиях насыщенного рынка и близкого дна рентабельности в голосовых услугах.
Как и velcom, МТС вывел на рынок ультрабюджетный аппарат — Samsung E1081T, который получился даже на 4 тысячи дешевле. Привязка продажи телефона к «Отличному» может говорить об оценке оператором аудитории этого тарифа, которую составляют низкодоходные клиенты, заинтересованные в экономии средств и пользовании только голосовыми/SMS-услугами.
Впрочем, опять-таки вопреки расхожему мнению, большинство потребителей сотовой связи действительно заинтересованы только в голосовых услугах, а из терминалов предпочитают самые дешевые и надежные. Этот факт, в частности, подтверждает ежемесячное исследование рынка продаж мобильных телефонов в Беларуси, проводимое Onliner.by: по объемам реализации аппараты стоимостью до $100 занимают около трети рынка, а еще 50% — у устройств до $250.
Стадию массовой реализации дешевых телефонов life:) проходил в конце 2009-го и начале 2010 года. В прошлом же месяце оператор решил не связываться с этой нишей. Вероятнее всего, объяснение такому поступку следующее: компания не зарабатывает на голосовых услугах и реализация устройств с этой целью теряет свою привлекательность. С другой стороны, оператор смирился с невозможностью достичь отметки в 2 млн. абонентов до конца 2010-го и условно бесплатные ультрадешевые мобильники, таким образом, тоже ни к чему.
Зато у life:) высок интерес к потребителям трафика и, соответственно, телефонам классом выше. В декабре начались продажи Huawei U7519 на ОС Brew 4.0. Устройство способно работать как модем с поддержкой скорости 3,6 Мбит/c. Вместе с телефоном продается комплект услуг из голосового, SMS и интернет-трафика.
Как и конкуренты, life:) сделал входной порог при покупке аппарата равным $10. Правда, в отличие от R221 и E1081T, общая стоимость телефона от Huawei составляет 688 тысяч.
Интерес турецкой компании к потребителям трафика очевиден и обсуждался нами не единожды. В декабре же стала известна конкретная стоимость этого интереса — ARPU интернет-серфера на life:) составляет $7,6, что, в принципе, сравнимо со средним доходом у конкурентов (речь в целом обо всех абонентах).
Еще одна любопытная инициатива оператора — начало продаж второго планшета, ZTE V9. Выбор устройства от другого китайского вендора говорит о том, что life:) пока не решается взяться за «таблетки» более высокого ценового диапазона. Предварительные тесты в редакции Onliner.by показали, что отличий между Huawei S7 и ZTE V9 немного, и переплата в 200 тысяч, возможно, нецелесообразна. Впрочем, окончательный ответ на этот вопрос будет дан в готовящемся обзоре.
Волею судеб планшет на третий день после покупки сломался, и поверхностный анализ показал, что V9 чаще выходит из строя, чем S7 (об этом неофициально сообщали в центре продаж), но о массовости проблемы пока говорить рано.
В декабре вновь дал о себе знать старожил отечественного рынка — оператор Diallog. В последнюю неделю года компания запустила акционный безлимитный тариф, позволяющий в неограниченном количестве потреблять трафик по цене от 15 тысяч рублей при выполнении ряда условий (подключение на определенный тариф и баланс не менее 100 тысяч).
Маркетинговый ход понятен: до конца зимы абонент сможет пользоваться безлимитом по невероятно низкой цене, но после окончания акции на его счету останутся внушительные средства, которые, разумеется, будут списаны за продолжение оплаты тарифа. Таким образом, цена этого безлимита не столь очевидна. Кроме того, Diallog получает кредитную линию от своих абонентов.
При детальном рассмотрении акции становится понятно, что ее привлекательность высока лишь для тех, кто уже пользуется услугами оператора или собирался перейти на него. Для охвата массовой аудитории не хватает прозрачных и стабильных условий.