Обзор рынка мобильной связи Беларуси, ноябрь 2010

 
2246
06 декабря 2010 в 18:53
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Белорусские мобильные операторы в 2010 году работают в унисон с отечественной торговлей: пока во всем мире набирает обороты предновогодняя лихорадка, компании словно предпочитают этого не замечать. Операторов сложно обвинить в бездумной спячке — отсутствие активных «боевых» действий оправданно. Если раньше декабрь считался месяцем, идеально подходящим для гонки за абонентом, то в нынешние времена это не так. Все абоненты, даже проживающие в глухих деревнях, давно настигнуты и исправно вносят свой вклад в ARPU.

Впрочем, это не снимает перед компаниями задачу достигать новых высот. До прихода life:) ее решение заключалось в постоянном привлечении абонентов, которых хватало и на velcom, и на МТС. Сейчас операторам приходится труднее, ведь, помимо возросшей конкуренции, на рынке не осталось свободных абонентов.

Компании life:) по понятным причинам приходится тяжелее всех, что, безусловно, придает импульс маркетинговому отделу. Правда, в последние месяцы его не хватает на совершение исторических прорывов. Так, в ноябре лишь начались продажи планшета Huawei S7. Хоть оператор вновь стал первым в Беларуси, предложившим подобное оборудование, назвать его массовым нельзя.

Вопрос, почему life:) сбавил темпы своей маркетинговой агрессии, остается открытым вот уже который месяц подряд. После начала продаж U8230 компания словно удовлетворилась захваченной долей рынка и перестала раскачивать отрасль. Поначалу это можно было объяснить необходимостью выжать из смартфона все возможности, но как это объяснить теперь, когда акция растеряла свою привлекательность после ответов конкурентов?

Одной из основных версий может быть незавидное финансовое положение компании. Вложенные в сеть и привлечение абонентов средства пока дают сравнительно малый эффект (ARPU — около $3,4), а оборот не позволяет начинать новые крупномасштабные действия.

Причины затишья в стане «большой двойки» иные, отнюдь не финансовые. Они кроются в оценке положения на рынке МТС и velcom и влияния на него life:). Другими словами, «большая двойка» видит себя слишком крепко стоящей на ногах, чтобы стремиться к лидерству в выводе уникальных для Беларуси предложений. Факт малого влияния life:) доказывают устойчивость абонентских баз МТС и velcom, низкий процент оттока и кулуарные разговоры: представители «большой двойки» говорят об уменьшившемся проценте «двойных» абонентов и «прыгунов». И это — несмотря на внешне эффективные действия life:). Таким образом, МТС и velcom сейчас выгоднее анализировать новые предложения через опыт их внедрения у младшего конкурента и лишь потом делать аналогичные шаги. Так и происходит.

Вообще, 2010 год был не таким успешным для life:), как прошлый. Младший оператор предыдущей зимой заряжал небывалым оптимизмом, но затем начал сдавать по всем направлениям. Помимо почти полной остановки во втором полугодии конвейера новых предложений, life:) впустую потратил много сил на создание имиджа «инновационной компании», лидера в 3G-покрытии.

Получив полугодовую фору от Минсвязи на развитие третьего поколения, оператор начал отставать, по количеству городов уже проигрывая velcom. Пикантности этой ситуации добавляет разгоревшийся не без участия Озджана Эрмиша скандал с предписанием Минторга о недостоверности соответствующей рекламной кампании. В Высшем хозяйственном суде идет разбирательство по этому вопросу, но оно грозит затягиванием: обе компании сменяют друг друга на посту лидера чуть ли не каждую неделю.

Наконец, наиболее осязаемый показатель — количество абонентов. Год назад оператор громко объявил об активации миллионной SIM-карты, и казалось, что Озджан-бей готов явить миру еще одно чудо — включить 2-миллионного клиента под следующий Новый год. Однако отчет Turkcell за третий квартал охладил пыл: по новой методике на конец сентября у оператора было всего 1,2 млн. абонентов (по старой — 1,5 млн.). Вместе с отсутствием сильных предложений за октябрь — ноябрь можно уверенно сказать, что к бою курантов ни о каких 2 млн. нельзя вести и речи.

Уменьшение интереса к life:) объясняется не только снижением активности оператора, но и естественными причинами («привыкание» к поведению на рынке, его «нулям» и «бесплатному» оборудованию). Это сыграло на руку «большой двойке», представители которой неофициально для Onliner.by охарактеризовали третий квартал как крайне успешный. Впрочем, это видно и по росту основных показателей у velcom и МТС: подросли ARPU, MoU, выручка и абонбазы. Как уверяют сотрудники операторов — доходы увеличились не только за счет передачи данных.

В свою очередь, это не так хорошо для абонентов. Если рынок растет сам по себе, зачем делать лишние телодвижения? В ноябре velcom и МТС их практически и не делали. Первый лишь начал продавать Huawei U8150 Ideos, а второй модернизировал и без того относительно привлекательный ТП «Отличный».

Ситуация, когда все три компании устраивает статус-кво, сложившийся в силу ряда причин в 2010 году, опасна для телекоммуникационного рынка страны и грозит стагнацией. Жители Беларуси уже дважды сталкивались с чем-то подобным — во времена монополии velcom и дуополии на пару с МТС. Появление дестабилизирующего фактора (в 2002-м — тот же МТС, в 2008-м — life:)) самым благотворным образом влияло на ценовую политику, широту ассортимента и «гонку вооружений» — строительство сетей и улучшение их характеристик. По прохождению же этапа обустройства нового оператора на рынке телекоммуникационная сфера замирала.

По состоянию на конец 2010 года компании еще имеют запас для ценовой игры и уж тем более — для маркетинговых предложений, однако предпочитают его придерживать до худших времен, справедливо оценивая свои статусы высоко.

Таким образом, можно предположить, что предновогодний месяц не станет периодом, когда вновь закрутится колесо аттракциона неслыханной щедрости. Безусловно, компании постепенно выведут на рынок все заготовки, но вряд ли чем-то удивят. Абоненты могут ожидать неких «подарков», взамен оставляя свой автограф на годовом контракте.

В положении, когда операторы могут себе позволить расслабиться, шоки зачастую приходят не снаружи, а изнутри. Так произошло с velcom, чьи абоненты неожиданно задолжали компании внушительные суммы из-за SMS-утечек на короткие коммерческие номера. Сама по себе ситуация не была бы столь скандальной, если бы оператор не просто искал ее разрешения в судебном порядке, а реально обещал защитить своих клиентов «горячим» биллингом и политикой запрета на кредитование без запроса абонента. Пока же velcom винит во всем неких «третьих лиц», а информацию об установке новой биллинг-системы предпочитает держать в секрете.

К счастью, у тройки GSM-операторов впереди не только внутренние, но и внешние угрозы, способные придать нужный импульс всей отрасли. Постепенно на передний план выходит неосвоенная пока сфера LTE, и в ней расклад сил может кардинально измениться. Несмотря на то, что во всеуслышание заявлено о проведении коммерческого конкурса на соответствующие частоты лишь к 1 сентября 2011 года, Беларусь уже проходила урок на тему монополии в той или иной технологии.

Темная лошадка рынка телекоммуникаций — Yota. Доподлинно неизвестно, какой лицензией обладает в Беларуси компания с российскими корнями, и даже официально не объявлялось о получении ею сквозной по всей стране полосы в 30 МГц в диапазоне 2,5—2,7 ГГц, однако у будущего оператора большие планы. Вокруг Yota ходит много противоречивых слухов вплоть до собственного канала (что на данный момент запрещено законом, и право будет реализовано лишь в ходе конкурса) и безлимитных тарифов с ограничением по скоростям, но пока все это остается лишь слухами.