Солнечный октябрь придал силы операторам сотовой связи Беларуси, и они вновь включились в извечную борьбу за абонента. Традиционно чуть в стороне от активных боевых действий стоял МТС, хотя поведение крупнейшего оператора в ушедшем месяце все-таки нельзя назвать спячкой. Так или иначе, компании продолжают работать в двух основных направлениях — передачи данных и продажи оборудования. Усиление этих тенденций — прогнозируемая реакция на запросы рынка: абонентам нужен интернет и выгодные условия покупок телефонов и модемов.
Прошли времена, когда компании в основном соревновались на поле голосовых тарифов. Мало того что рынок этих услуг перенасыщен (проникновение сотовой связи в Беларуси вскоре достигнет 110%), так еще и действия life:), продавившего цены до невообразимого ранее уровня, привели к стагнации в данном направлении. Впрочем, это нельзя назвать негативным явлением.
Основным полем для маневра стала передача данных, и поле это сохраняет хороший потенциал не только в ценовом плане. Больше возможностей в развитии соответствующих услуг остается у velcom, ставшего, видимо, заложником устаревшего биллинга: оператор пока предоставляет только стандартную линейку пакетов, в то время как конкуренты имеют в своем портфеле более широкий ассортимент услуг мобильного интернета.
Австрийская компания ввела в ушедшем месяце тарифный план «Связь без обязательств», который предоставляет альтернативу абонентам, желающим пользоваться передачей данных, но не стремящимся связывать себя контрактом на ежемесячный пакет. Название тарифа на грани фола как раз и призвано донести до клиентов velcom это преимущество — возможность оплачивать интернет только тогда, когда он реально нужен, а не согласно строчкам в договоре.
Впрочем, velcom был бы не velcom, если бы не дополнительные условия, усложняющие пользование «Связью без обязательств». Речь, конечно, о невозможности перейти на данный тариф с любого другого, а также об ощутимо дорогих внутрисетевых и межсетевых звонках. Брать с клиента 149 рублей за соединение в «родной» сети — это архаизм «долайфовских» времен и преграда на пути универсального тарифа, созданного как для звонков, так и для интернета.
Что мешает velcom дать возможность подключать пакеты трафика к любому тарифу в любое удобное время, как это реализовано в «Связи без обязательств», остается загадкой. Или, как уже говорилось выше, устаревший биллинг, или какая-то маркетинговая философия по размножению SIM-карт и двойных абонентов. Тариф этот, не имеющий обязательных платежей и абонплаты, удобен в качестве второй карточки.
Кроме нового ТП компания провела работы по модернизации других пакетов трафика. В частности, было увеличено количество мегабайтов до 150 в «младшем» пакете WEB 75, введен новый WEB 250s, удвоены пакеты в рамках тарифов Smart1 и Smart2, а сами они переименованы в Smart500 и Smart1000 соответственно.
Можно предположить, что и velcom, и другие операторы и далее будут наращивать объемы трафика при существующих ценах, так как для компаний это выгоднее, чем прямая конкуренция по стоимости услуг мобильного интернета. Раз снизив цену, оператор не сможет вернуться к прежней и при этом вынужден будет реагировать на растущие запросы абонентов в плане количества трафика.
Еще одно нововведение velcom — старт подключений на акционный тариф «Дела семейные + 100», позволяющий абоненту получать к стандартному набору услуг на данном ТП еще и 100 минут во все сети. Стимулирование продаж конкретно этого тарифа, выбранного основным в нынешней линейке компании, является, вероятно, вынужденной мерой. С «потяжелевшей» по сравнению с «Лето зовет!» абонплатой и с одинаковым набором «любимых» номеров и цен на звонки он вряд ли стал хитом.
Оператор life:) в ушедшем месяце больше запомнился скандалом, разгоревшимся из-за постановления Минторга, нежели своими предложениями. Озджан Эрмиш пожаловался на «несправедливую журналистику», но сам же признал, что по расчетам БелГИЭ 3G-сеть Diallog по проценту радиопокрытия территории страны больше, чем у life:). Подробнее об этом вы можете послушать в нашем подкасте.
Реакция генерального директора на укол Минторга ожидаема: оператор строит свои рекламные кампании на двух «китах» — бесплатных внутрисетевых звонках и доступных услугах по передаче данных. Их доступность — это не только цена, но и покрытие. Нет никаких сомнений, что Diallog, хоть и обладающий большей 3G-сетью, менее доступен населению по другим параметрам, но закон есть закон. По нашим сведениям, life:) пока так и не опротестовал решение министерства.
Важным анонсом в октябре стала информация по планшету Huawei S7, который уже в ноябре появится в магазинах life:). Как и в случае со смартфоном, оператор вновь стал первым, кто сделал нечто подобное на белорусском рынке. Компания трезво оценила возможности продаж данного устройства и намерена дать его бесплатно тем, кто готов платить за пакет 5 ГБ в течение полутора лет. По большому счету, планшет станет подарком тем, кто уже и так пользуется самым «тяжелым» пакетом трафика life:). Остальным же такое предложение может быть не столь интересно — потребность в пяти мобильных гигабайтах возникает не часто и уж точно избыточна для планшета.
Также в октябре оператор обратил внимание на потенциал региональных рынков, начав свою работу с Гродно, где представлен отдельный тарифный план. Выбор именно этого областного центра говорит о том, что в нем или самые сильные позиции life:) среди других областей, или, наоборот, самые слабые. Для стимуляции предложения компания использовала свой последний ценовой аргумент — помимо традиционных бесплатных внутрисетевых звонков оператор даже не просит пополнять счет.
Вместе с презентацией тарифа, life:) распространил сведения об оцениваемой доле рынка и ARPU. Заявленные $3,4 дохода с одного абонента в кои-то веки совпали с официальными из квартального отчета Turkcell. В принципе, это не такой и плохой результат, однако очевиден слишком медленный рост показателя: год назад, с только-только стартовавшей сетью 3G, без продаж смартфонов, с более дорогими тарифами на голосовые услуги и мобильный интернет и немалой абонбазой, ARPU составлял $3,1. Вместе с хронически отрицательной EBITDA это не позволяет пока строить оптимистические прогнозы.
Оператор МТС в октябре инициировал два важных события на рынке мобильной связи Беларуси. Во-первых, дебютировал с бонусной программой, позволяющей абонентам накапливать баллы. Вероятно, она не получит большого успеха: польза от неких баллов станет явной только в случае, если клиент услышал про программу, подключился к ней и знает, как обращаться с бонусами. Активность со стороны абонента нужна компании для того, чтобы, с одной стороны, создать имидж заботливого оператора, а с другой — не ударить по ARPU.
Возможно, нужно еще какое-то время и обострение конкуренции, чтобы компании предложили программы лояльности с пассивным участием абонента, например снижение стоимости услуг после определенного периода пользования.
Во-вторых, у МТС начались продажи смартфона Evo (Huawei U8500), схожего по характеристикам с U8230 от life:). Главное преимущество Evo — это заметно более низкая цена. Абонент может сэкономить почти 110 тысяч в офисе МТС, если не пойдет в офис life:), но крупнейший оператор почему-то не считает нужным делать упор на данном аспекте и вообще не замечен в активном продвижении Evo.
Так или иначе, дела у МТС продолжают идти хорошо. В сентябре компания в очередной раз зафиксировала рост и без того могучей абонбазы — вновь на 20 тысяч. Редакция Onliner.by располагает информацией об успехе по этому показателю и у velcom. Объективно аутсайдером остается life:), заявивший под прошлый Новый год о достижении миллиона, а сегодня рассказавший лишь об 1,2 млн. абонентов. При этом активность, которую проявляет команда Озджана Эрмиша, не идет ни в какое сравнение ни с МТС, ни с velcom.
Борьба за абонента в предновогодние дни может стать для life:) решающей.