Обзор рынка мобильной связи Беларуси, сентябрь 2010

 
213
01 октября 2010 в 21:37
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Несмотря на то, что сентябрь традиционно считается началом нового делового сезона, операторы сотовой связи Беларуси не проявили особой активности в ушедшем месяце. В последнее время локомотивом конкуренции и маркетинговых движений оставался life:), однако сентябрь продолжил тенденцию всех летних месяцев: Озджан Эрмиш и его команда предпочитают скорее молчать, чем продолжать раскачивать рынок.

Вероятнее всего, тому несколько причин. Так, по сведениям Onliner.by, оператор переживает не лучшие финансовые времена. Кредитные ресурсы были по большей части освоены в первом полугодии и ушли на строительство сети, а турецкий инвестор заметно осушил денежный поток, направленный в белорусскую компанию.

Кроме того, сказывается голод на оригинальные предложения. За 2 года работы в Беларуси life:) в основном осваивал простой и понятный инструмент привлечения клиентов — низкие цены и нули со «звездочками». Действительно уникальных для белорусского рынка предложений было не так много, хотя и не отметить их нельзя: телефоны с годовыми контрактами, модемы на аналогичных условиях, смартфон U8230. Все это приносило дивиденды. Однако эффект от любых, даже самых привлекательных предложений не длится в высококонкурентной отрасли мобильной связи так долго, как хотелось бы бизнесу. Конкуренты не дремлют, рынок насыщается. Сейчас в любом магазине life:) можно без проблем купить смартфон Huawei, бывший когда-то жутким дефицитом.

Как мы уже отмечали в прошлом обзоре, стратегия тишины заметно сказалась на абонбазе life:). Темпы ее роста, ставившие еще год назад рекорд за рекордом, снизились до весьма скромных. В отчете Turkcell за второй квартал оператор официально объявлял о 1,5 млн. абонентов. По данным же Озджана Эрмиша, на конец июня у life:) было около 1,3 млн. клиентов (совершивших платное действие в течение последних трех месяцев). С тех пор данные об абонбазе не распространялись — по правилам оператора на это имеют право или материнская компания, или генеральный директор в Беларуси. Тем не менее, по некоторым сведениям, количество реальных активных абонентов life:) с того времени изменилось несущественно.

Достигнет ли оператор планки в 2 млн. к концу текущего года? С повестки дня данная задача не снята — и это является третьей возможной причиной маркетингового затишья последних месяцев. Впереди у компании главный бой года — предновогодний, и команда Озджана Эрмиша копит силы, чтобы выйти из него победителем.

По сведениям Onliner.by, life:) намерен начать выходить из спячки с середины октября. Правда, о том, какие формы примет маркетинговая активность компании, говорить пока еще рано.

В сентябре же, тем не менее, у оператора было одно важное нововведение — пакет PRO, включающий 1000 минут во все сети, 1000 SMS и 1 ГБ трафика. При цене в 49 тысяч рублей он является самым выгодным из подобных предложений у конкурентов. Однако выстрел life:) может вновь быть «в молоко»: «тяжелые» абоненты более верны своим операторам, чем «легкие», готовые за 5 тысяч менять контракты как перчатки. Как правило, тот, кто в свое время подписывался на большой пакет услуг, дорожит своим номером больше.

Любопытно было проследить и за началом конкуренции между операторами в сфере торговли смартфонами с бонусами. Запуск МТС Android сказался на величине первых трех платежей за U8230, которые снижены до 49 900 рублей (оставшиеся 15 неизменны — 69 900), что несколько повысило привлекательность предложения life:), но оказалось несравнимо с первоначальными условиями продаж Huawei, когда платежей было не 18, а всего 12.

Еще одним важным напоминанием абонентам о том, сколько на самом деле стоит данный аппарат, стала новость о начале продаж U8230 для юридических лиц. Несмотря на то, что life:) не объявил цену на смартфон для корпоративных клиентов, нам удалось узнать, что с НДС она составляет около 770 тысяч рублей.

У МТС выдался удивительно спокойный месяц. И хотя фактический старт продаж его Android состоялся 1 сентября, а обновленные тарифы по передаче данных также стали действительны в первый день осени, объявлено обо всем этом было в августе. Весь месяц крупнейший оператор Беларуси занимался своим любимым делом — демонстрацией социальной ответственности бизнеса: компания приняла участие в самых разнообразных мероприятиях — от Дня белорусской письменности в Хойниках до «Дажынак» в Лиде.

Тем не менее кое-какое событие нельзя обойти стороной. 22 сентября ОАО «Мобильные ТелеСистемы» опубликовало очередной отчет о количестве абонентов у своих «дочек». Что касается Беларуси, то команда Владимира Карповича сработала здесь в августе на отлично: в копилке у оператора еще 20 тысяч клиентов.

И если МТС данный факт должен радовать, то конкурентов из life:) — безмерно печалить. В год, когда проникновение сотовой связи приближается к 110% и на рынке присутствует молодой агрессивный игрок, малоактивный гигант, являющийся крупнейшим оператором страны, продолжает увеличивать объемы. Тревожный факт!

Компания velcom провела сентябрь под знаком комедии «Дела семейные». Новый тариф оператора был прохладно встречен участниками форума Onliner.by, но это тот случай, когда мнение продвинутых пользователей сотовой связи мало интересует маркетологов-идеологов из Австрии. Судя по содержанию рекламных роликов, призванных смешить и завлекать абонентов на новый тарифный план (скажем прямо, не отличающийся особой привлекательностью), данное предложение направлено на аудиторию, позитивно воспринимающую дневные скетчкомы производства телеканалов вроде ТНТ.

Позволим себе предположить, что такая аудитория рассматривает выгоду того или иного тарифа, опираясь на собственную же систему координат, где во главе угла стоит «семья», «связь с родными» и возможность общаться между собой дешево. Подтолкнуть к решению подключиться призван простенький ZTE R221 за 10 условных единиц. Ну разве не смешные цены?

В общем, вопреки логике прокачанного абонента, данный тариф может снискать славу у домохозяек и жителей областных и районных центров, где широта связей зачастую ограничивается пятью «любимыми» номерами. Даже наличие такого атавизма, как абонплата, не отпугнет невзыскательных потребителей полуденных комедий: в силу отстраненности от рынка мобильной связи в народе еще крепки воспоминания о более высоких абонплатах. Сплошная выгода!

В последние дни месяца у velcom случился еще один запуск — стартовали продажи QWERTY-телефона Huawei G6600 по специальной программе рассрочки с бонусами. Телефон может стать популярным благодаря невысокой цене и вполне нормальному функционалу, годящемуся для проведения времени за общением в социальных сетях.

Оператор Diallog является редким гостем нашего ежемесячного обзора рынка, но в сентябре старейшая компания сотовой связи Беларуси вдруг вышла из летаргического сна и продемонстрировала свое понимание актуальных предложений для рынка. Пользователи получили возможность подключить услугу «Суточный безлимитный скоростной интернет», стоимость которой составляет 19 тысяч. Ее особенностью является необходимость быть подключенным на тарифные планы «МультиStart», «МультиPlus», «МультиActive» или «МультиActive — Экстра».

Как и в случае с velcom, предложение вызвало критику, однако целевая группа у Diallog несколько отличается от продвинутых пользователей из числа физических лиц — потребителей мобильного трафика. Старейший оператор остается той компанией, что имеет сильные позиции в корпоративном сегменте и обладает широкой сетью. Эти два фактора помогут получить с «Суточного безлимита» какую-никакую прибыль.

До конца года Diallog представит тестовую зону с технологией Rev.B, позволяющую в теории достигать скорости передачи данных в 14 Мбит/с. По данным Onliner.by, этот проект пока весьма скромный — компания обновит только 2 базовые станции в Минске. Однако в эксклюзивном интервью нашему сайту генеральный директор сообщил о том, что компанией заинтересовался некий крупный инвестор, готовый вкладывать средства в развитие Diallog. Откроет ли это третье дыхание оператору, покажет время.