Обзор рынка мобильной связи Беларуси, август 2010

 
162
03 сентября 2010 в 15:58
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Август подвел итоги второго квартала 2010 года: все три оператора отчитались о выручке, рассказали о количестве абонентов, а velcom и МТС — еще и об ARPU. Хотя life:) традиционно не обнародует данный ключевой показатель, расчеты дают возможность выяснить его приблизительное значение.

Оператор life:), как и год назад, провел второй квартал довольно тихо. По сравнению с громкими запусками первой четверти 2010-го апрель, май и июнь прошли в относительном затишье. Это не могло не сказаться на абонентской базе, которая, по официальным данным, перешла из стадии взрывного роста к плавному увеличению.

Этот факт имеет большое значение для оператора. Вероятнее всего, внутри компании происходит борьба между двумя маркетинговыми направлениями. В задачу первого входит достижение 2 млн. активных абонентов к концу текущего года, в задачу второго — рост выручки и выход на положительное сальдо.

Нет сомнений, что методы life:) по привлечению абонентов (читай — раздача SIM-карт всем желающим без каких-либо финансовых обязательств со стороны клиентов) негативно сказываются на ARPU. Сотни тысяч активированных карточек, позволивших их владельцам в течение какого-то периода говорить бесплатно или сэкономить тысчонку-другую, с одной стороны, дали возможность белорусскому офису отправить в Стамбул не один внешне привлекательный отчет, однако с другой — тонким слоем «размазали» и так небогатую выручку по всем этим карточкам-пустышкам.

Эрмиш не производит впечатления авантюриста, готового гнаться за дутыми показателями ради сиюминутной выгоды. Набрав какой-никакой костяк абонентской базы, Озджан-бей должен будет приложить титанические усилия, чтобы заставить клиентов тратить на life:) в разы больше, чем они делают это сейчас.

Увы, пока команде оператора это не удается. В прошлом году мы писали статью «3G, единственный шанс life:)», в которой подробно останавливались на обсуждаемой проблеме. По прошествии года после запуска сети третьего поколения можно констатировать факт, что компания все еще не научилась использовать столь важный для нее источник возможных доходов.

Это должно быть вдвойне опасно для оператора на фоне более успешных конкурентов, сумевших во втором квартале немного вернуть утраченные позиции по ARPU. Другими словами, во второй четверти года рынок сотовой связи Беларуси подрастал, но это происходило без участия life:).

В августе оператор начал не объявленную во всеуслышание акцию, в рамках которой отдельные абоненты получают скидки на пакеты трафика. Скидки очень существенные: 2 ГБ, например, вместо 49 тысяч рублей стоят всего 29 тысяч. Вероятно, в компании примеряются к спросу и готовят ввод предложения на постоянной основе для всех клиентов.

Те, кто получил SMS, уведомляющее о возможности купить более «тяжелый» пакет по сниженной цене, могут рассчитывать на скидку в течение года. Впрочем, это может быть всего лишь инструментом для удержания потребителей мобильного интернета: в отличие от голосовых услуг использование трафика никак не связано с номером или кругом общения, и абоненту ничего не стоит сменить модем, ведь они сейчас бесплатно раздаются в офисах всех компаний.

Намного веселее во втором квартале пошли дела у velcom. Несмотря на то, что курс евро сыграл в этом периоде на руку компании (отчетность в Вену идет именно в этой валюте), оператор и сам не сплоховал. Так, значение ARPU во второй четверти 2010-го стало лучшим с последнего квартала 2008-го, еще докризисного года. Выручка оператора зафиксирована на уровне EUR86 млн., а EBITDA — EUR42,2 млн.

Сравнивая этот показатель с тем же life:), можно провести любопытные вычисления. Так, если бы каждый абонент Эрмиша тратил на связь столько же, сколько абонент Дуза, в копилке «БеСТа» во втором квартале оказалось бы EUR31,3 млн., или около $40,6 млн. вместо $11,1 млн.

Однако в отличие от life:) австрийскому оператору не приходится идти на распределение выручки среди огромной армии «молчунов», привлечение которых не стоит в задачах компании. За квартал прирост базы составил всего 28,6 тысяч абонентов. Годом ранее, как мы помним, velcom получал значительно больше клиентов, и высказывались даже предположения о возможном первенстве оператора в среднесрочной перспективе. Замедление роста, скорее всего, говорит о возросшей конкуренции с life:). Эрмиш, сделавший ставку на борьбу за абонентов с velcom, добился некоторого успеха.

Весь август оператор продавал смартфоны по специальной акции — своеобразному ответу на Android-предложение life:). Нам неизвестно, сколько удалось реализовать аппаратов через офисы австрийцев (пресс-служба ограничилась лишь констатацией успеха данной акции), но это не так и важно. Важен сам факт перехода всех операторов от удовлетворения базового спроса клиентов на голосовые и иные услуги к удовлетворению спроса на товар другого порядка — оборудование. За это, безусловно, следует благодарить life:), впервые в стране начавшего продавать смартфоны с выгодой не только для себя, но и для абонентов.

Самый насыщенный август выдался у МТС, который наконец запустил свою сеть 3G — сразу во всех областных центрах. Желание охватить все шесть регионов страны вполне объяснимо: затянутый ввод сети третьего поколения требовал некоторой компенсации с маркетинговой точки зрения.

Впрочем, до этого компания отчиталась о финансовой деятельности во втором квартале. Как и velcom, МТС несколько подрастил ARPU и MoU, однако в меньших масштабах из-за роста курса доллара. Куда любопытнее выглядит уменьшающийся показатель оттока абонентов — 6,1% вместо прежних 6,4%. Это не может не говорить о снижении влияния life:) на нестабильных клиентов МТС. Данный оператор, как крупнейший в стране, является самым чувствительным к натиску Эрмиша. И если натиск остается, а отток уменьшается, значит инструменты конкурента все менее эффективны.

В конце августа МТС предложил ряд маркетинговых инициатив, направленных на удовлетворение спроса на мобильный интернет. Модификация «Интерн@йт», «Гипер.Net» и всей линейки «Коннект» в незначительных объемах говорит о нежелании компании вступать в открытую ценовую конфронтацию с life:) (как мы писали раньше, ситуация на рынке передачи данных сейчас устраивает всю троицу).

Конкуренция будет нарастать в качестве самих услуг и их ассортименте. Так, безлимитный интернет на экране мобильного телефона при помощи Opera Mini от МТС — первый шаг в этом направлении. Безусловно, не последний — как у оператора, так и у коллег по цеху.

Как и писал Onliner.by в новостной ленте, МТС начал продажи брендированных смартфонов производства китайской Huawei на базе Android. Первым на рынок не случайно выведен более простой, чем U8230, аппарат — U8110. Компания life:), ранее вышедшая с подобным предложением, «отхватила» себе бóльшую часть абонентов, готовых сменить оператора ради дешевого смартфона.

МТС остается либо конкурировать в цене, либо отоваривать собственных стабильных клиентов чем-то подобным. Для первой задачи годится U8110, для второй — U8500. Последний поступит в продажу несколько позже, но это не опасно: абоненты ждали несколько месяцев, подождут и еще пару недель.

Завершая обзор, хочется подчеркнуть тот факт, что «большая двойка» операторов Беларуси продолжает проводить политику безынициативности: все заметные акции и предложения в той или иной мере являются ответом на действия life:). Однако подобная ситуация не является проигрышной ни для МТС, ни для velcom, фиксирующих только рост показателей. Именно life:) становится заложником собственных же инициатив, подсказывая рынку следующие шаги и не получая от них практически никакой выгоды. Эффект абонентских баз и привычек клиентов пока еще сильнее энергичности Эрмиша.