Жаркий июль этого года ознаменовался относительной тишиной на рынке сотовой связи Беларуси. В вялой схватке схлестнулись лишь давние противники — life:) и velcom. Однако обе компании, как можно заметить, не особо рвутся в бой, и нет сомнений, что творческий перерыв не связан с массовыми отпусками сотрудников маркетинговых отделов. На данный момент сложившаяся ситуация устраивает всех игроков.
В середине месяца Озджан Эрмиш, генеральный директор life:), дал интервью Onliner.by, которое вышло в виде отдельных новостей. Амбициозный топ-менеджер откровенно признался, что конкуренция с life:) в сфере голосовых услуг бесперспективна для МТС и velcom: «Для нас стоимость не имеет значения. Мы просто испепелим конкурентов. Мы все тут сумасшедшие в том, что касается „голоса“».
Конкуренция бесперспективна и для самого рынка. Можно с большой долей уверенности сказать, что тариф «Бесконечный» от life:) — это то дно, ниже которого нет ничего: ни коммерческой выгоды, ни надежд на рост доходов в будущем. Несмотря на наличие такого сверхдешевого предложения у конкурента, миллионы абонентов velcom и МТС остаются верны своим операторам и руководство компаний должно быть благодарно им в высшей степени.
В странах развитого капитализма подобная благодарность проявляется, как правило, в программах лояльности. Дождутся ли чего-то подобного белорусы? Как показывает практика, пока этим не займется life:) — не дождутся.
В июле life:) пошел на очередной непопулярный шаг — продлил количество периодов оплаты U8230 при сохранении уровня платежа. Несмотря на то что Озджан Эрмиш оправдывает повышение цен на смартфон требованием Huawei, существует вероятность, что рост стоимости более чем на $140 спровоцирован намерением турка выжать из повышенного спроса максимальный профит. Это, в частности, подтверждает объявленная цена на аппарат при условии единоразовой выплаты — 899 тыс. рублей. Таким образом, наличие относительно выгодной рассрочки остается единственным козырем при попытке продавать U8230 по новой цене: все же телефон переходит в руки абонента «всего» за 139 тыс. рублей.
Вообще все непопулярные шаги life:) направлены на рост выручки. Правда, такого крупного повышения оператор ранее не допускал, предпочитая следовать тактике выкачивания денег из абонентов мелкими порциями. Но так или иначе тактика не работает: низкий ARPU остается главной проблемой компании.
Белорусский рынок мобильной связи насыщен уже несколько кварталов подряд — все низко висящие фрукты сорваны. «Свободных» абонентов, которые впервые в жизни подключаются к мобильной связи, уже практически не осталось.
У компании life:) налажена весьма быстрая система подключения: получение SIM-карты, даже если вы явились за ней в офис дилера, занимает около минуты. У других операторов пока все по-старинке: если не считать припейд-тарифов, то нужно по-прежнему обойти по кругу кассу и сотрудника отдела продаж, через которого проходит за смену кипа документов. Но даже в таких условиях рост числа новых абонентов (точнее, SIM-карт) третьего оператора замедлился — по меркам предыдущих стахановских подключений life:).
Три квартала подряд ARPU компании колеблется вокруг цифры $2,5. Это неточный показатель, вычисленный очень приблизительно: в отличие от Telekom Austria и МТС, Turkcell не считает, что инвесторам нужно знать об ARPU белорусского оператора. К тому же величина активной абонбазы life:) остается неизвестной. На данном этапе исполнения бизнес-плана, судя по всему, ключевым показателем является именно количество абонентов, а не их качество.
Абоненты life:) тратят на мобильную связь примерно 7500 рублей в месяц — этот показатель не изменяется уже три четверти года. Если предположить, что средний абонент пользуется голосовыми тарифными планами оператора, цифра вполне удобоваримая. Но, по логике вещей, стоимость 3G-предложений значительно выше, а значит, если рост ARPU не происходит, то выручка от реализации услуг третьего поколения пока не в состоянии создать значительное влияние на финансовые показатели компании.
Почему так происходит, сказать сложно. С одной стороны, цены на мобильный интернет невысоки, с другой — белорусы окончательно подсели на безлимитные тарифы традиционных провайдеров и не воспринимают доступ в интернет как полноценный без возможности выкачать за месяц сотню гигабайт трафика. Интернет через телефон или модем с ноутбуком остается «доступом на всякий случай». Как показывает практика, «всякие случаи» не требуют покупки тяжелых и дорогих пакетов.
Не сказать, что life:) — единственный оператор, столкнувшийся с подобной проблемой. Куда более обширная армия пользователей мобильного интернета у velcom также не оказывает существенного влияния на ARPU. Австрийцы в лучшем случае констатируют неизменность данного показателя по сравнению с предыдущим периодом. Правда, отчет Telekom Austria за вторую четверть, во время которой можно было бы ожидать роста количества потребителей мобильного интернета, еще не готов. В то же время можно предположить, что потребности абонента velcom в сфере ШПД не намного выше потребностей абонента life:).
В июле velcom объявил о старте программы «Смартрассрочка». К слову, уже не первый раз австрийский оператор воспринимает успех life:) как выпад именно в свою сторону. Программа объединяет продажи 23 аппаратов по сниженным ценам и позволяет пользоваться 250 МБ трафика, включенными в стоимость. Укол в младшего конкурента — цена на Xperia X10 mini, равная 899 тыс. рублей.
Программа, возможно, вызовет несколько больший интерес, чем традиционная продажа мобильников через магазины velcom по сумасшедшим ценам, однако австрийцы вряд ли рассчитывают серьезно заработать на ритейле дорогих аппаратов. Проблемой тому служит не только медленный сервис в центрах обслуживания, но и странная рекламная кампания с малопонятным слоганом «Все smart». В общем, перед нами тактический ответный ход на инициативу life:), на который velcom не пошел бы, если бы его не вынудил конкурент. Ведь если продавать смартфоны в рассрочку с трафиком — отличная идея, то почему австрийцы раньше этим не занимались?
Любопытно, что МТС при этом предпочитает вариться в собственном соку, как будто абстрагируясь от событий на рынке сотовой связи Беларуси. В частности, создается устойчивое впечатление, что в компании еще не знают, что вскоре будет год, как в стране действует 3G-сеть, а ближайший конкурент недавно объявил о покрытии оной всех областных центров.
В чем нет равных МТС, так это в запуске голосовых тарифов для тех, кто знает цену каждой копейке. Тарифный план «Простые слова», об акционном старте которого объявлено в июле, позволит экономным людям перейти на новый уровень экономности и сохранить для бюджета тысячу-другую за месяц.
Ввод тарифного плана, который самоуничтожится в полночь под Новый год (абоненты будут переведены на ТП «Отличный»), преследует лишь одну цель — продолжать привлекать абонентов, которые вдруг осознали, что звонят на номера МТС больше, чем на какие-либо другие. Как показывает практика, подобная стратегия не является ни проигрышной, ни выигрышной: абонбаза оператора остается на стабильном уровне уже долгое время. Правда, в июне она немного подросла — на 20 тысяч.
Также в июле начались подключения на тарифный план «Onliner.by» — абсолютный конструктор, наиболее гибкий тариф в Беларуси. За несколько недель его абонентами стали порядка 1000 человек. Тариф можно настраивать под конкретные потребности (например, безлимит внутри сети и большой пакет трафика).
Еще одним событием июля стало обнародование решения Государственной комиссии по радиочастотам относительно заявки «Белтелекома» на выделение WiMAX-частот. Несмотря на внушительный статус национального оператора и сосредоточение монополии на внешний трафик, компания осталась без коммерчески выгодных частот. По сведениям Onliner.by, бóльшую часть из них сумела получить Yota, которая претендует и на оставшуюся — для строительства LTE-сети.
Понять, зачем кому-то приходит в голову вкладывать гигантские средства в белорусский рынок мобильного ШПД, пока не представляется возможным. Финансовая отчетность компаний, давно присутствующих в этой сфере, наглядно доказывает всю бесперспективность таких действий.