Игорь Сукач: «Настоящие анлимы появятся у частных провайдеров уже в ноябре»

 
1155
30 июля 2010 в 19:34
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Частным провайдерам Беларуси не позавидуешь. Вся их современная история — это безуспешное противостояние «Белтелекому», борьба за клиента в заведомо неравных условиях. Выигрывая на позициях тарифицируемых предложений, частники практически без боя сдались в части безлимитных ТП. Обвешав свои условные анлимы «звездочками», они растеряли настоящих и будущих клиентов, пересевших на «Домоседы» от национального оператора электросвязи.

Однако на белорусском рынке интернет-провайдинга могут наступить перемены. Ассоциации «Белинфоком», в состав которой входит в том числе «Атлант Телеком», удалось договориться с монополистом о либерализации условий ведения бизнеса и добиться снижения цен на жизненно важные для себя позиции — стоимость трафика и аренду канала. Первого ноября произойдет дальнейшее понижение их стоимости, и тогда частники, наконец, смогут предложить белорусам полноценные безлимитные тарифные планы.

Правда, до конца поверить в это было сложно. И, как оказалось, не зря. Буквально через несколько часов после беседы с Игорем Сукачем, генеральным директором «Атлант Телекома», «Белтелеком» в 2 раза ускорил свои «Домоседы». Тем не менее текст интервью мы оставили без изменений, с мыслью «как было бы, если бы…»

— Переговоры были очень сложными, — признается топ-менеджер. — Встречи проходили на уровне не только национального оператора электросвязи, но и вице-премьера Семашко, Минсвязи, Минэкономики. В результате появилась договоренность о снижении цен для операторов электросвязи, которое проводится в два этапа — с 1 июля и с 1 ноября.

Первый этап позволил не работать нам в убыток. Второй этап позволит начать вкладывать деньги в крупные проекты по развитию инфраструктуры. Это не прихоть в рамках бизнеса, а насущная необходимость, без которой невозможно существование провайдера в будущем. Ведь перед нами ставятся задачи Минсвязи по увеличению абонбазы, да и сами пользователи ждут прихода «Атлант Телекома» в те районы Минска, где нас пока нет.

Вообще существование частных провайдеров — это ожидания самого общества, имеющего право выбирать между качественным продуктом в конкурентной среде.

— Почувствует ли рядовой абонент либерализацию условий ведения бизнеса, или высвободившиеся средства уйдут на развитие инфраструктуры?

— Мы находимся в конкурентной среде. Стоимость формируется не только в силу издержек на покупку трафика у «Белтелекома». Во многом все наши ценовые предложения последнее время формировались неконкурентно, мы де-факто следовали за национальным оператором электросвязи. Да, изначально было понятно, что это путь за грань экономической целесообразности, однако провайдерам ничего не оставалось делать.

В ноябре у нас есть шанс войти в настоящий рынок и начать конкурировать по-настоящему, самим формировать привлекательные предложения, а не следовать за «Белтелекомом». Другими словами, безусловно цены изменятся.

— Есть ли у вас гарантии того, что 1 ноября, одновременно со снижением цен для частных провайдеров, «Белтелеком» не начнет свою игру с тарифами для собственных абонентов и вы не вернетесь в те же условия, в которых были раньше?

— Такой гарантии, конечно, нет. В нашем соглашении заложены договоренности только по снижению цен для операторов электросвязи, но никак не оговорены действия самого «Белтелекома» на потребительском рынке. Если он в два раза увеличит скорости на своих безлимитных тарифах, мы вновь будем вынуждены последовать за ним, но это отбросит нас на предыдущие позиции.

— Не было даже устных договоренностей?

— Разговоры были, но ставить вопрос о фиксации стоимости ШПД на рынке конечных абонентов некорректно в принципе. Все же мы конкуренты, и это навредило бы рынку.

— Считаете ли вы равными условия работы на рынке провайдинга для частных компаний и национального оператора электросвязи?

— Пока есть законодательно прописанная монополия «Белтелекома» на пропуск трафика между провайдерами и выход за пределы страны, говорить об этом нельзя. Кроме того, национальный оператор является де-факто единственным в стране владельцем инфраструктуры в масштабах всей Беларуси.

Равная среда будет тогда, когда «Белтелеком» перестанет монопольно владеть внешним каналом, а на рынке будет 2—3 международных оператора. Равная среда также невозможна без выбора оператора, пропускающего трафик внутри страны.

— Ассоциация «Белинфоком» выступала с таким предложением к правительству. Был ли ответ? Ждать ли белорусам демонополизации данной сферы?

— Не могу сказать, явилось ли это реакцией на действия «Белинфокома», но наибольшие подвижки произошли с подписанием указа №60, в котором предусматривается появление альтернативного оператора по присоединению к внешним сетям. Рано или поздно этой возможностью кто-то воспользуется. Я ожидаю, что в следующем году. Но, как вы понимаете, такие глобальные изменения не гарантируют моментального развертывания сети. Потребуется не менее еще одного года на ввод ее в строй. Таким образом, белорусам придется жить в условиях монополии как минимум до 2012 года.

— Если таковая возможность появится у «Атлант Телекома», вы воспользуетесь ей?

— Мы очень серьезно ее рассмотрим. Но наша стратегия построена на работе с конечными абонентами. Мы не планировали и не планируем становиться оператором дальней связи и строить межрегиональные каналы. Мы пошли бы на построение сетей внутри страны только в том случае, если бы это был единственный шанс работы в нормальных рыночных условиях.

Сегодня для работы внутри страны нам нужны каналы шириной порядка 1 гигабита. Какова должна быть стоимость такого канала, чтобы вести бизнес прибыльно? Сейчас, с ценами «Белтелекома», это далеко от реальности.

— Проект создания единой сети филиалов «Атлант Телекома» до сих пор существует?

— Проект существует, но отложен как минимум на год. Мы ждем внесения изменений в закон «Об электросвязи», которые позволят организовать подобную сеть на арендованных каналах.

— Еще несколько лет назад абонентов у byfly было меньше, чем у частников. Что привело, по вашему мнению, к потере лидерства частных провайдеров в сфере предоставления услуг в ADSL-сегменте?

— Два фактора. Во-первых, частные операторы не представлены по всей республике. Даже «Атлант Телеком», работающий в регионах, не покрывает Беларусь целиком. «Белтелеком» же присутствует и в районных центрах, где достаточно много абонентов.

Второй фактор — стоимость технического обслуживания линий. Сейчас национальный оператор электросвязи вывел на рынок предложение стоимостью 9900 рублей. Но столько стоит для «Атлант Телекома» только аренда абонентской линии. Если бы мы сделали аналогичное предложение, оно однозначно было бы убыточным.

Существование такой преграды в деятельности частных провайдеров, как необходимость арендовать линию, сдерживает рост абонбаз. Да, раньше данная позиция была не столь существенной. Интернет в стране был дорогой, и аренда не играла почти никакой роли в формировании тарифов. Теперь же она зачастую сопоставима со всей стоимостью предложения. Это вынудило всех игроков на рынке свернуть свои программы по развитию ADSL-доступа.

— За счет чего вы выживали все это время?

— Критическая ситуация была не столь долгой. Она нарастала, конечно, но не была экстремальной. Ранее мы продавали пакетированные тарифные планы, разделяя арендованный канал между несколькими абонентами, что приносило доход, позволяющий развивать свою сеть. Все изменилось тогда, когда популярность набрали безлимитные предложения у «Белтелекома». Мы же в этом сегменте сможем выгодно работать только с ноября.

— То есть абоненты дождутся настоящих анлимов без «звездочек» и особых условий после превышения порога трафика?

— Да, хотя говорить об этом пока рано.

— Ходили слухи, что у «Атлант Телекома» было сокращение штата весной.

— Да, это правда. Мы были вынуждены очень серьезно оптимизировать работу компании, однако это никак не сказалось на абонентах. Снижение зарплат и текучесть кадров сказались на уменьшении штата — многие просто ушли по собственному желанию. Сейчас мы вновь расширяемся.

— «Атлант Телеком» — одна из немногих компаний, вкладывающая значительные средства в построение Ethernet-сетей. Не поздно ли начата такая работа? Не произойдет ли смена технологий быстрее, чем вы завершите проект и сумеете вернуть вложенные средства? «Белтелеком», например, заявляет о своем намерении начать строительство сетей на основе пассивной оптики — оптоволокно в каждый дом.

— Мы не боимся конкуренции. Мы замечательно конкурировали с «Белтелекомом» на рынке ADSL, сможем конкурировать и в Ethernet. Абонент ведь только выигрывает от возможности выбора в своем доме между несколькими провайдерами.

«Атлант Телеком» не опоздал, но мог бы быть впереди, однако в течение двух лет процессы строительства сетей тормозились Мингорисполкомом.

— Сейчас бурно развиваются мобильные сети, позволяющие дать абоненту высокоскоростной доступ в интернет. Чувствует ли «Атлант Телеком» конкурентное давление со стороны сотовых операторов?

— Да, конкуренция чувствуется. Но, по моему мнению, мобильный интернет — это благо для фиксированного, прямой способ получать новых абонентов. Схема проста: тем, кому нужно «чуть-чуть интернета», выгоднее купить пакетированное предложение от сотового оператора. Однако тенденция такова, что все переходят на безлимитные предложения, а таковых на рынке мобильной связи пока нет. И абоненты уходят к провайдерам фиксированного ШПД. Сейчас поток от мобильных провайдеров больше, чем отток обратно.

— Какова динамика у «Атлант Телекома»?

— Абонбаза стабилизировалась в связи с существенным оттоком абонентов в так называемые самодельные домашние сети. После ввода 2-мегабитного анлима от «Белтелекома» многие покупают его в складчину и пользуются сообща. Это очень популярное предложение в региональных сетях.

Компенсация идет за счет индивидуальных подключений физических и юридических лиц. Мы оцениваем свою базу в 80 тысяч абонентов.

Фото: Максим Малиновский