События, произошедшие в мае 2010 года на белорусском телекоммуникационном рынке, в ближайшем будущем могут сказаться на отрасли сотовой связи в целом. Жители Беларуси получили ультрадешевые предложения от life:), а конкуренты младшего игрока — головную боль в связи с этим.
Турецкий инвестор в открытую демпингует, но рассматривает этот процесс исключительно через призму собственной «исторической миссии». «Это революция!» — заявил Озджан Эрмиш журналистам, собравшимся на встречу с топ-менеджментом life:) в гостинице «Виктория», не уточнив, последует ли за переворотом на рынке телекома «смутное время».
«После прихода life:) конкуренты снизили цены и перестали их повышать. Вы это чувствуете», — продолжил генеральный директор компании. По информации топ-менеджера, показатель выручки с минуты (ARPM) на рынке упал на 64% по сравнению с тем, что было до прихода оператора. Это, по мнению life:), свидетельствует о большей доступности связи.
Была ли сотовая связь такой недоступной до прихода турецкого инвестора? Несомненно, нет. На 1 декабря 2008 года в нашей стране насчитывалось почти 8 млн. абонентов. Все экономически активное население Беларуси вкупе с пенсионерами, студентами, школьниками готово было платить на 64% больше за минуту соединения. Обрушив цены, life:) телефонизировал оставшуюся часть жителей страны (видимо, далеко не самых состоятельных) и наводнил рынок двойными абонентами. Все это не только за свой счет, но и за счет конкурентов, вынужденных снижать цены.
Между тем агрессивная ценовая политика не приносит компании фантастических результатов. Показатель ARPU в первом квартале существенно не вырос, оставаясь на уровне $2,5 с абонента, а ключевой показатель экономической деятельности EBITDA продолжает быть отрицательным.
Оператор life:) набирает абонентов ускоренными темпами (1,4 млн. по подсчетам Turkcell и 1,2 млн. по подсчетам белорусской компании), но сколько из них приносят существенную выручку, сказать сложно. Можно было бы ориентироваться на количество 3G-клиентов, однако публиковать динамику роста потребителей трафика life:) перестал, остановившись на 95 тысячах обладателей модемов и 105 тысячах абонентов, пользующихся интернетом при помощи мобильных телефонов.
Абстрагируясь от общего положения рынка сотовой связи страны, ставшего реальностью благодаря «исторической миссии» life:), нельзя не отметить важную социальную роль компании, которая действительно сделала услуги GSM/3G более чем доступными. В мае оператор продолжил выводить на рынок тарифы-убийцы, в частности модернизированный «Бесконечный» с бесплатными внутрисетевыми и межсетевыми за 99 рублей. При обязательном платеже в 4900 (это даже меньше скудного ARPU life:)) тарифный план не имеет конкурентов и при умелом продвижении должен стать достаточно популярным в 2010 году.
Удар на фронте интернет-предложений был не менее болезненным для других игроков. Оператор начал одаривать модемами даже тех, кто готов оплачивать всего 500 МБ трафика. При этом первые три месяца указанный объем будет начисляться за смешную сумму в 9900 рублей.
Наконец, предложение-конструктор «Всё в одном» с неограниченными звонками и SMS внутри сети и 750 МБ трафика в нагрузку — дань моде на аналогичные тарифы у конкурентов, появившиеся незадолго до ввода их собственных 3G-сетей. При этом нельзя не отметить удобство нового предложения, представленного не в качестве отдельного тарифа с соответствующими порогами вхождения в виде отдельной SIM-карты и необходимостью посещать центр обслуживания для подключения, а в формате услуги, назначаемой при помощи USSD-запроса.
В рукаве у Эрмиша еще один козырь, выхода которого конкуренты ожидают с опаской. Речь о давно анонсированных Android-смартфонах, которые вот-вот должны появиться в магазинах life:). Правда, окончательных условий продаж и глубины субсидирования широкая общественность пока не знает и реально оценить силу предложения ныне не представляется возможным.
На каком-нибудь европейском рынке ситуация, созданная усилиями life:), могла бы стать причиной для разбирательств антимонопольной службы, однако в Беларуси в ближайшее время этого не произойдет. По сведениям Onliner.by, конкуренты оператора пока не намерены инициировать соответствующее расследование и даже не считают нужным обращаться к регулятору. Компании надеются переждать бурю, справедливо оценивая финансовые возможности белорусской «дочки» Turkcell. Мол, рано или поздно демпингование должно закончиться, а там…
Любопытно, что смена парадигмы у life:) вряд ли одномоментно вернет белорусский телекоммуникационный рынок в «дотурецкую» эпоху. На пути к светлому финансовому будущему операторов станут не только недовольные абоненты, но и белорусское государство, откровенно вмешавшееся в ценообразование на услуги сотовой связи в кризисный январь 2009-го. Процесс возврата к более высоким ценам может растянуться на долгие годы (как это было у МТС, отучавшего клиентов от 30-рублевых звонков внутри сети не один сезон) и уж точно не завершится ростом на 64%.
Достаточно спокойный май в станах velcom и МТС был как раз обусловлен активным толканием локтями со стороны life:). Пожалуй, впервые оба оператора отказались открыто вступать в конкуренцию с младшим игроком, посчитав, что возможные потери ARPU в будущем будут выше, чем результаты сиюминутных побед.
Компания velcom провела месяц так, как будто и не было никаких революций под предводительством Эрмиша. Оператор продолжал строить 3G-сеть, запустил мобильное телевидение и обновил предложения по телеметрии.
Вероятнее всего, такая стратегия на фоне исторической миссии конкурента оправданна. Не единожды вступая в маркетинговые баталии с life:), австрийцы, судя по всему, нащупали свой потолок щедрости и на бо́льшие уступки не готовы.
В первом квартале рост абонбазы velcom практически остановился, что вызвано, скорее всего, ее чисткой по итогам 2009 года. Оператор вплотную подходит к психологической отметке «менее 40% рынка» и несомненно потеряет в обозримом будущем оставшиеся 1,2%. Причем не без усилий life:), генеральный директор которого еще полтора года назад обещал, что каждая из трех компаний будет владеть только третью абонентов.
Показатель ARPU компании остается неизменным уже два периода подряд, однако из-за продолжающегося девальвационного давления операционная прибыль снизилась сразу на 4 млн. евро.
Оператор МТС в мае наконец отпраздновал запуск 3G-сети. Правда, «отпраздновал» — громкое слово. Компания даже не созвала по этому поводу пресс-конференцию и не начала продажу дополнительного оборудования, отложив, по некоторым сведениям, этот вопрос до лета. Абонбаза оператора продолжает то немного подрастать, то незначительно снижаться. В частности, в апреле настала очередь снижения на 0,1%. Так или иначе, факт стабилизации количества клиентов говорит о том, что абсолютное их большинство остаются верными компании и в худшем случае покупают или берут бесплатно вторую SIM-карту life:).
Главным маркетинговым событием мая в МТС стала модификация «Расчетливых». Оператор определил потолки накопления мегабайт и минут, а младшему ТП из новой линейки добавил 10 МБ ежесуточного трафика. Тарифы получили новую жизнь и в рекламно-информационном пространстве, заслужив, наконец, отдельную достойную рекламную кампанию и благосклонность публики, которая готова потреблять тарифы-конструкторы при помощи своих высокотехнологичных устройств. Теперь у каждого GSM-оператора в Беларуси есть свои подобные предложения в разных ценовых диапазонах.
Наконец, Onliner.by совместно с белорусско-российским оператором объявил о старте акции «Создай свой тарифный план!», в рамках которой летом этого года станет доступно предложение, сформированное на основе предпочтений пользователей нашего ресурса. Подключиться на него можно будет только тем, кто зарегистрирован в системе Onliner.by.