Обзор рынка мобильной связи Беларуси, апрель 2010

 
196
07 мая 2010 в 19:15
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Апрель оказался тем месяцем, когда еще более очевидной стала тенденция к усилению конкуренции операторов сотовой связи в передаче данных и продаже оборудования. Компании практически перестали инициировать «движения» в плоскости голосовых услуг, все больше и больше насыщая актуальные предложения категориями из области доступа в интернет.

Оператор life:) отметился нововведениями в пакетах трафика, velcom сконцентрировался на пиаре новейших технологий, представленных в его сети, а МТС лишь частично запустил 3G-сеть, пообещав «бесшовно» перейти на LTE. Что на самом деле стоит за этими «движениями» — в сегодняшнем обзоре рынка.

Планировалось, что МТС станет главным генератором информационных поводов в апреле. От компании ждали запуска 3G-сети на открытии ТИБО-2010 и новых предложений для конечных абонентов, однако ни первого, ни второго в полной мере не случилось, хотя все говорило об обратном.

Во-первых, партнеры МТС, занимающиеся подготовкой к запуску, готовились именно к 20 апреля; во-вторых, в приглашении на встречу с топ-менеджментом компании недвусмысленно значился логотип Huawei, поставщика оборудования для оператора. Тем не менее в МТС, видимо, посчитали, что возможные имиджевые потери от некачественной работы 3G будут бо́льшими, нежели от задержки старта, и объявили лишь о частичном запуске. Ныне абоненты могут передавать данные в новой сети, но не имеют возможности звонить в ней и создавать видеосоединения.

Отставание от главного конкурента в запуске 3G генеральный директор МТС Владимир Карпович назвал «стратегическим решением», которое напрямую связано с «бесшовным» и прогнозируемым в обозримой перспективе переходом на LTE. И действительно: на стенде оператора в рамках форума ТИБО демонстрировался работающий модуль 4G, а во время встреч с топ-менеджментом тема перспектив внедрения LTE у МТС поднималась неоднократно.

Реальное же положение дел, вероятнее всего, несколько иное.

Во-первых, ситуация, когда на рынке уже более полугода в сфере 3G монопольно работал life:), а velcom отчитался о запуске более месяца назад, не терпит промедления. Широкий выбор тарифов у конкурентов, снижающиеся цены на трафик, доступность оборудования в рамках разнообразных акций и проблемы в собственной EDGE-сети оказывают определенное давление на клиентов. Шанс, что они станут двойными абонентами, велик.

Во-вторых, сама по себе технология LTE не дает никаких видимых преимуществ по сравнению с высокоскоростными надстройками 3G. Достигаемых ныне скоростей в подавляющем большинстве случаев достаточно для среднестатистического абонента, озабоченного просмотром YouTube и закачкой больших файлов с торрентов и файлообменников. Вкупе с узким выбором терминалов и их дороговизной острая необходимость перехода к LTE, очевидно, отсутствует. А перспективы окупаемости внедрения — и подавно.

Наконец, сама по себе демонстрация 4G на стенде не Huawei, а Nokia Siemens Networks говорит о том, что в Беларуси по-прежнему находится всего один LTE-модуль, который мы неоднократно видели на протяжении последних полутора лет.

Задержка старта 3G может быть обусловлена исключительно внутренними проблемами в компании. Как вариант — финансовыми затруднениями или долгим торгом с китайским вендором по стоимости поставки. Ведь не стоит забывать, что у МТС два владельца, зачастую имеющих разнополярные взгляды на стратегию.

Поэтому в первые недели апреля оператор проявил чудеса скорости и работоспособности и отстроил сеть из 50 базовых станций 3G для передачи данных, в полной мере осознавая пагубность дальнейшего промедления. Переход к передаче голоса отложен по причине низкой емкости обновленной сети: автоматически переключившиеся в 3G телефоны армии абонентов вернут их в годы начала деятельности МТС и напомнят о том, каким тогда было качество. По нашим сведениям, полный переход на третье поколение компания планирует осуществить во второй половине мая.

В остальном МТС действовал так же, как и в предыдущие месяцы, то есть отметился минимальным количеством маркетинговых инициатив, что позволило не вмешиваться в конкуренцию по голосовым услугам между velcom и life:). Как и прежде, основным локомотивом подключений в линейке остается тариф «Отличный», который за апрель успел «обрасти» предложением по телефонам в рассрочку и акцией по скидке на абонплату. В марте оператору удалось переломить тенденцию оттока и набрать 20 тысяч новых абонентов.

Самый молодой игрок рынка сотовой связи Беларуси в апреле заметно сконцентрировался на нишевых предложениях по передаче данных. В самом начале месяца life:) ввел пакет «ночных» 10 ГБ, затем снизил стоимость ходового пакета на 500 МБ до 19 тысяч, а в середине апреля увеличил «вес» почти всей линейки «Интернет» и дал старт суточным пакетам.

Чуть ли не ежемесячное обострение борьбы на рынке услуг мобильной передачи данных говорит о все еще имеющемся потенциале конкуренции в плане снижения цен. Представители компаний сотовой связи неофициально выражают опасения по поводу беспрецедентно низких тарифов, но закрутившийся маховик пока не остановить. Оператор life:), намеревавшийся зарабатывать в Беларуси именно на передаче данных, целей пока не достигает (если судить по отчетам Turkcell). Показатель ARPU остается низким даже по белорусским меркам, а бурный рост абонбазы не позволяет генерировать сколь-нибудь значимой выручки.

Похоже, все идет к тому, что аттракцион неслыханной щедрости вскоре остановится. Цены на интернет или замрут на какой-то отметке, или пакеты по низкой цене будут предоставляться только под какие-то особые гарантии со стороны абонента (покупка оборудования, длительная подписка и т. д.). Прогнозируя такое развитие событий, life:) начал занимать ниши во всех возможных вариантах предоставления услуг по доступу в интернет.

Еще одна точка пересечения между операторами — борьба на пиар-фронте. Толчком к развитию пока еще экзотической для Беларуси формы конкуренции стало внедрение 3G и его надстроек. В частности, обнародованные данные о количестве базовых станций life:), обеспечивающих работу сети третьего поколения в Минске, вызвали сомнения в стане одного из его конкурентов и у нетмониторщиков. Еще большее сомнение вызывают рекламируемые скорости передачи данных в сети life:) HSPA+, которые, увы, пока невозможно проверить.

Зато проверка реальных скоростей в сети velcom дала ожидаемые результаты. Скорости, что называется, средние по Европе — от 1 до 5 Мбит/с. При этом австрийский оператор усиленно пиарит сам факт появления HSPA+ во всех 4 городах, где работает 3G-сеть velcom, а его конкурент life:) давит на проводимую оптимизацию существующей сети и наличие третьего поколения в 33 населенных пунктах.

Разговоры о появлении LTE в Беларуси, начатые life:) и продолженные МТС, из того же разряда. Итоги прошедшего 27 апреля заседания Государственной комиссии по радиочастотам, на котором должны были рассматриваться вопросы выделения соответствующих частот, пока засекречены. Вероятнее всего, госкомиссия в этот день решала другие задачи, однако соискатели из числа сотовых операторов кое-какие гарантии по частотам получили. Есть сведения, что все это будет облечено в документальную форму уже в мае.

Однако сам факт строительства тестовых зон и даже теоретически возможная коммерческая эксплуатация 4G в Беларуси будут оставаться «пиаром ради пиара» до тех пор, пока компании сотовой связи не начнут честно продвигать соответствующие услуги, не занимаясь пусканием пыли в глаза ради мифических побед на маркетинговых фронтах.

Оператор velcom провел месяц достаточно спокойно. Единственным заметным «движением» в апреле был ввод тарифного плана «Я+ТЫ», особенностью которого является наличие двух SIM-карт с общим счетом. Причем второй из номеров обходится владельцу дороже первого. Вводя очередной «парный» тариф, компания продолжает наращивать базу и пытается найти инструмент, позволяющий не снижать ARPU. Вероятнее всего, «Я+ТЫ» не станет локомотивом подключений летнего сезона, но определенную аудиторию завоюет.

По сведениям Onliner.by, velcom не будет участвовать в гонке за виртуальный LTE: оператор решил не подавать заявление на выделение соответствующих частот и намерен сконцентрироваться на развитии 3G-сети. Возможно, компания посчитает нужным направить большее количество средств на строительство и продолжит развивать отдел продаж оборудования.

Именно доступность абонентских терминалов станет в будущем главным рычагом рекламного давления на клиента. Время гонок за несуществующими скоростями и невостребованными технологиями непременно уйдет.