Несмотря на то что первый весенний месяц выдался, как и ожидалось, богатым на события в телекоммуникационном поле страны, ни один из его игроков не сумел остаться в стороне от нареканий абонентов. Пожалуй, только МТС избежал незавидной участи быть подвергнутым критике, но так сложилось в основном благодаря единственному предложению — благосклонно принятому ТП «Абсолют».
Белорусско-российский оператор неожиданно для всех вывел супертяжелое предложение для отечественного рынка — безлимитный тарифный план «Абсолют» с абонентской платой 290 тысяч рублей. Назвать его полным анлимом можно все же только с натяжкой — звонки в международных направлениях ограничены 200 минутами.
По большому счету, «Абсолют» — это и есть пакетированное предложение этих самых двух сотен минут за рубеж, а все остальное — «рюшечки», позволяющие оператору назвать ТП безлимитным. Ведь, вооружившись калькулятором, несложно подсчитать, что такие услуги, как SMS, MMS, внутрисетевые и межсетевые звонки, а также передачу данных можно купить дешевле, в том числе в линейках МТС.
Теоретически «Абсолют» можно использовать как безлимитный мобильный интернет, однако во времена повальной доступности ADSL-подключений и начала развития WiMAX («Белтелеком» уже предлагает беспроводной «Домосед плюс» за 80 тысяч без ограничения по трафику и с бесплатным оборудованием) это было бы опрометчиво. Разве что в глубокой провинции. Но сколько тамошних жителей могут позволить себе интернет за $100?
В общем, хоть ТП «Абсолют» интересное и яркое предложение для белорусского рынка, все же оно принципиально нишевое, по большому счету даже не нуждающееся в массированной рекламной кампании, которая сейчас проходит на телевидении. Кроме прочего, сам телевизионный ролик не вызывает восторга и оставляет скорее вопросы о продвигаемом товаре, чем ответы.
Тарифный план «Абсолют» — предложение к тому же запоздалое. По нашему мнению, оно было бы более полезным до выхода на рынок life:).
В марте МТС самоустранился от конкуренции между velcom и life:). Подобную политику оператор проводил весь конец осени и большую часть зимы, лишь в феврале представив свой «Отличный», который заинтересовал целевую аудиторию, схожую с поклонниками аналогичных предложений у австрийцев и турков. Аналитики белорусско-российского оператора, похоже, считают, что конкуренция с двумя зарубежными инвесторами приносит больше вреда, чем пользы, и предпочитают стравливать абонбазу мелкими дозами (минус 4 тысячи за февраль), нежели провоцировать агрессивных life:) и velcom на очередные сильные предложения.
Данная тактика оправданна: отток абонентов, судя по годовому отчету, в четвертом квартале снизился. И это на фоне очень высокой стоимости привлечения нового клиента — аж $19.
Вместе с тем МТС расписывается в собственном бессилии перед действительно мощными конкурентами. Не раскачивая рынок вводом новых тарифных предложений, оставляя за собой многомиллионное ядро абонентов, оператор принял вынужденную выжидательную позицию. Это опасное молчание.
Помимо того, что у абонентов растет недовольство качеством интернет-доступа, падает и сам интерес к компании. В частности, в феврале на форуме Onliner.by компания заняла предпоследнюю строчку по популярности среди операторов сотовой связи (ниже только Diallog). Все это говорит о том, что клиентура заждалась сладкого пряника, например новых тарифов на передачу данных.
Оператор МТС последним представит свою сеть HSPA+ — это произойдет уже в апреле. Вероятно, к запуску компания предложит и новые пакеты интернета или даже соответствующее оборудование. В этом вопросе важно не переполнить чашу терпения абонентов, вынужденных из-за верности оператору все еще пользоваться архаичным EDGE.
Как мы помним, начало марта было ознаменовано шоком и трепетом под маркой life:) — запуском собственной сети 3,75G. Шок и трепет вышел, скажем прямо, исключительно на словах. Вся шумиха вокруг модернизации сотни базовых станций была поднята лишь в пику velcom, с целью отобрать статус самого технологичного оператора у австрийцев.
Без вывода на рынок оконечного оборудования эффект в умах абонентов не закрепился: субъективно третий оператор остается скорее «оператором неожиданных перемен», нежели революционной компанией, первой предлагающей новые технологии. Хотя фактически life:) в этом вопросе действительно лидер, что могут оценить, правда, лишь технические специалисты, занимающиеся изучением построения HSPA-сетей.
Ожидается, что турки привезут в Минск китайские модемы в ближайшее время. Наверняка им будет довольно сложно их продать: роль сыграет и более высокая цена, и отсутствие финансовых возможностей глубоко субсидировать аппарат, и клиентура, у которой будет право выбора как минимум между velcom и life:).
Озджан Эрмиш, пообещавший в конце февраля закрыть все вопросы с голосовыми услугами новым мощным предложением, слово сдержал. На рынке появился ТП «Бесконечный», по сути конкурент «Свободного», с нулевыми внутрисетевыми (после покупки пакета за 4900) и дорогими межсетевыми. Эта явная попытка заключить трафик внутри собственной сети говорит как минимум о двух вещах: во-первых, life:) считает нормальным зарабатывать менее 2,5 доллара с абонента на голосовых услугах; во-вторых, оператор пытается снизить суммы, направляемые на субсидирование межсетевых соединений, и уменьшить расходы на интерконнект.
К ТП «Бесконечный» было бы логично предложить пакеты звонков в другие сети — по 20, 50, 100 или более минут. В итоге компания смогла бы вывести сильнейший тариф-конструктор, действительно закрывающий вопросы с голосовыми услугами. Пока же можно ожидать, что «Бесконечный» не вызовет особого ажиотажа, хотя и станет самым логичным выбором для того, кто хочет присоединиться к кругу общения, ранее сменившему оператора.
ARPU у life:) все еще на неудовлетворительно низком уровне. Ни продажи телефонов, ни продажи пакетов интернета не покрывают сотен тысяч «молчунов», считающихся «активными», но по сути являющихся «мусором» в базе. Оператор регулярно вычищает «мертвые» SIM-карты, но так как BTL-акции по их раздаче все еще актуальны, процесс этот перманентен.
Тарифный план «Бесконечный» стал действенным инструментом для life:) по переводу «забытых» на SIM-картах денег на счета компании. Оператор объявил о переброске «молчунов» со «Свободного» и «Простого» на данный тариф. Если у абонента осталось на счету более 4900 рублей (плюс налоги), они автоматически спишутся за услугу по предоставлению бесплатных внутрисетевых звонков, которой, конечно, мало кто воспользуется в таком случае.
Любопытно, что новость об этом намерении компании всплыла лишь благодаря бдительности форумчан Onliner.by. Сообщение было опубликовано в правилах предоставления услуг по упомянутым ТП, а также в не самой популярной среди абонентов life:) газете «Рэспублiка».
Старейший GSM-оператор Беларуси с марта месяца наконец имеет право именоваться поставщиком 3G-услуг. Объявив 17-го числа о начале функционирования сети третьего поколения, австрийцы разрушили недолгую монополию life:) на белорусском рынке.
Но, как и все остальные игроки рынка, в первом месяце весны оператор не отработал должным образом. Помимо того, что компания дала старт довольно «сырой» сети, проблемы с работой в ней отмечаются нами даже в начале апреля. Правда, в отличие от life:), velcom хотя бы привез в Минск и Гомель новейшие китайские модемы, способные работать по технологии HSPA+. Их себестоимость (с сертификацией, растаможкой и транспортировкой) — около 180—200 долларов.
С одной стороны, объявленные на пресс-конференции тарифы на пакеты передачи данных порадовали, с другой — разочаровали. Во-первых, velcom перестал поддерживать микропакеты с малым количеством трафика (остался только WEB 75), предложив в основном покупать минимум 750 МБ в месяц. Цена на пакет — 24 900 рублей — многим пришлась по душе. Но расчет оператора очевиден: низкая стоимость привлечет дополнительных клиентов, однако не каждый сможет потратить столько мегабайт.
Во-вторых, маркетинг velcom посчитал возможным продавать большие пакеты трафика по одинаковой в пересчете на мегабайт цене — 30 рублей. Компания решила не вступать сейчас в конкуренцию с life:) в плане передачи данных, установив примерно одинаковые с ним цены. Это связано с желанием не привлекать в сеть «качков», чтобы те не обваливали ее. Правда, уровень потребления трафика растет, и через некоторое время, возможно, velcom придется пересмотреть свою позицию.
Да, стоит подчеркнуть, что так или иначе белорусский рынок делает шаги в направлении безлимитного мобильного интернета. Остается открытым вопрос, у кого «дрогнет рука»?
Оператор velcom заметно нацелен на набор абонентской базы. В середине месяца компания вывела предложения для новых клиентов ПРИВЕТ, которые могут получить две SIM-карты по цене одной. В начале апреля австрийцы запустили тариф «Я+ТЫ», особенностью которого также является наличие двух номеров. Причем оплачивать услуги будет только один человек. Заметно, что нынешний маркетинг velcom ставит перед собой однозначную цель — не давать развернуться life:). При условии «молчащего» МТС это может дать результат. Правда, цена его однозначна — продолжающий снижаться ARPU.
Субъективно борьба с life:) на разных фронтах (привлечение абонентов, тарифные планы, нацеленные на удовлетворение спроса на межсетевые звонки, первенство в технологиях и т. д.) сказывается не только на падении заработков и росте абонбазы, но и на имидже австрийской компании. Окончательно распрощавшись с романтикой конца 90-х и отсутствием возможности позиционировать сотовую связь больше чем просто связь, оператор velcom, наверное, не придает этому значения. Во времена острой конкуренции нет времени на пафос и раздувание щек.