Дополненная реальность

 
682
19 марта 2010 в 20:43
Источник: Рао Хассан
Источник: Рао Хассан

Дополненная реальность (augmented reality) — измерение, отличное от виртуальной реальности. Это не альтернативный настоящему мир, а его преобразование за счет дополнения, включения в реальную среду виртуальных элементов. Фактически суть дополненной реальности заключается в появлении «слоя» получаемых из интернета либо запрограммированных данных, каким-либо образом связанных с реальными объектами.

Сферы возможного использования этой технологии весьма широки. Они могут быть связаны не только с актуальными компьютерами или портативными устройствами, но и применяться в менее технически развитых отраслях. К примеру, в начале 2009 года датская компания AgroTech, специализирующаяся на интеграции технологических новинок в сельское хозяйство, представила проект с использованием дополненной реальности.

Фермерам были предложены очки со специальными датчиками. Их предназначение заключается в распознавании различных объектов и отображении сопутствующей информации о них (текущая погода, микроклимат помещений, заполненность складов и т. д.). В подготовленном видеоролике принцип действия этой системы объясняется на непосредственном примере.

Наиболее часто возможности дополненной реальности «завязаны» на персональных компьютерах либо портативных устройствах, которые выступают в качестве платформы-посредника.

«Десктоп-варианты» использования дополненной реальности сводятся, как правило, к распознаванию при помощи подключенной к компьютеру веб-камеры специального кода, после чего сигнал передается отдельно устанавливаемой программе. Благодаря тому, что размер такого тега невелик (примером тому может служить ARTag), у разработчиков имеется масса возможностей имплантировать его в различные предметы. Виртуальное изображение показывается на мониторе, а поскольку веб-камера отображает находящиеся поблизости предметы, возникает ощущение «дополненного отражения».

Наиболее простым способом взаимодействия является воспроизведение записанного ролика. Это можно использовать при создании оригинальной открытки (производство таких уже наладил Hallmark). Считываемый чип может быть также внедрен и в печатные издания, чем уже воспользовались Esquire и SoHo.

Более сложным и, соответственно, более интересным является не только отображение виртуальных объектов, но и управление ими. Это достижимо с помощью тех же чипов. Показательным примером в данной ситуации служит iTag — продукт компании Mattel. Благодаря дополненной реальности разработчики сумели создать виртуальные игровые модели (будь то техника или какие-нибудь герои). Чип встроен в небольшой пульт, посредством которого и осуществляется управление образом.



Некоторое время назад похожие возможности были предложены и промоутерами кинокартины District 9. Для того чтобы увидеть на своем мониторе управляемый виртуальный образ, нужно было поместить перед глазком веб-камеры распечатанную карточку с заданным изображением. Вслед за перемещением карточки изменялось и положение виртуальной модели.



Интересный эксперимент реализовала компания Adidas, поместившая тег в язычки своей обуви специальной модели. Разместив ботинок перед веб-камерой, пользователь сможет увидеть макет виртуального города. Остается открытым вопрос, насколько удобно пользоваться именно таким элементом управления.



Впрочем, более полно возможности дополненной реальности проявляются при использовании мобильных, портативных устройств. Типичным приложением, базирующимся на данной технологии, является наложение данных на карту. В целом, следует заметить, что для ориентированных на мобильное использование AR-программ (принятое сокращение для augmented reality) характерна активная эксплуатация GPS. Это повышает точность определения местоположения, а значит, сужает поиск подходящих вариантов соответствия, делает его более быстрым и релевантным.

Для визуального представления информации разработаны специальные приложения (их называют «браузерами дополненной реальности), которые доступны для наиболее развитых мобильных ОС — Android, iPhone. Примером тому могут служить Layar (layar.com) или Wikitude.

Принцип работы обеих программ одинаков: используя данные навигационного модуля, утилита обрабатывает получаемую с помощью камеры картинку для поиска соответствий и отображает их на дисплее. Если Layar предназначена для поиска различных категорий объектов (рестораны, больницы), то Wikitude ориентирована на выведение дополнительной информации о достопримечательностях.

Схожей функциональностью обладает TwittARound. Правда, как можно понять из названия, к получаемому при помощи фотомодуля изображению добавляется информация об отправленных недавно сообщениях в Twitter.

Использование мобильных устройств может успешно применяться и в развлекательной индустрии. Более полугода назад разработчики продемонстрировали вариант игры на основе дополненной реальности с использованием платформы Nvidia Tegra. На макет города, который помещается на столе, направляется глазок камеры устройства. Преобразованное программой изображение показывает на экране уже не пустую карту, а заполненную виртуальными игровыми персонажами.



Внимание привлек и релиз игры Gunman для iPhone, цель которой — «застрелить» заданного противника. Сюжет игры может иметь несколько модификаций, но ее ключевая особенность неизменна: передвигаться и целиться в своих противников пользователь теперь должен самостоятельно (в отличие от управления виртуальным персонажем).



Дополненная реальность может использоваться и для более практических целей. К примеру, в австрийском университете города Граца разработано приложение, позволяющее распознавать тип таблетки по фотографии.

Более привычным примером является предоставление данных о продукте по распознаванию его баркода. Не исключено, что в будущем вместо него на упаковку будут устанавливаться упомянутые выше теги, при помощи которых пользователь сможет получать не только необходимую информацию, но и рекламный ролик, к примеру. Для реализации такого шага потребуется и написание соответствующих приложений для мобильных устройств.

Что касается перспектив дополненной реальности, то в ближайшее время с высокой долей вероятности можно ожидать роста популярности и количественного увеличения приложений для мобильных платформ. Их функциональность будет сродни той, что была описана выше (скажем, появление афиши на экране при наведении камеры на здание кинотеатра и т. д.).

В «домашних» условиях популярность получат несложные трюки с дополненной реальностью (те же открытки, иные сувениры). Более дорогим удовольствием станет приобретение комплекта виртуальных игрушек (имитация реального управления виртуальными моделями).

Качественным прорывом станет развитие самостоятельных аксессуаров для дополненной реальности. Впрочем, для достойной реализации данного проекта потребуется минимизация сетевых и навигационных модулей, решение проблемы энергосбережения в таком небольшом устройстве и установка всей системы в оправу, например.

Ясно одно: дополненная реальность не станет еще одним гипотетически интересным, однако не реализованным в полной мере проектом. Уже сейчас работу в этой области ведет множество компаний из различных отраслей, и в скором времени данная технология сможет изменить привычный человеку способ восприятия действительности и получения необходимой информации.