Обзор рынка мобильной связи Беларуси, январь 2010

 
289
05 февраля 2010 в 20:48
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Январь традиционно считается самым тихим месяцем на рынке телекоммуникаций. Операторы заканчивают активное продвижение предновогодних услуг, а новую волну акций — к 14 февраля, 8 марта и другим важным датам — еще не начинают. Тем не менее без событий не обходится. Если в прошлом году таковые приходили извне (девальвация и как следствие — повышение тарифов), то в этом дровишки в топку народных обсуждений подбрасывали сами компании сотовой связи.

Оператор life:) продолжил видоизменять свои тарифы в угоду постоянно меняющимся планам руководства — как белорусского, так и иностранного. Симптоматично, что неприятные для абонентов новости компания публикует в пятницу вечером после окончания рабочего дня, переняв порочную практику у южных соседей. Законодательным нормам это не противоречит, но выглядит несолидно.

Изменения коснулись практически всех тарифных планов. С виду их можно расценить как косметические, однако налицо желание оператора административными методами повышать доходность с абонента. Так, если раньше в рамках ТП «Простой life:)» абонент мог рассчитывать на 100 минут во внешние сети по 69 рублей, то теперь количество минут не ограничено, однако цена их уже составляет 99 рублей. Или — плюс один доллар с клиента.

Не так страшен этот перманентный рост цен у life:), как сама неустойчивость ценовой политики. Наверное, это утомляет клиентов оператора даже больше, чем бесконечные проблемы с работой сети и ошибки в биллинговой системе, которые компания официально признает. Но неустойчивость эта — следствие отсутствия полной свободы действий у Озджана Эрмиша, генерального директора life:).

Если в прошлом году компании Turkcell важно было удостовериться в жизнеспособности проекта белорусского life:), и перед белорусами ставилась задача набрать заветный миллион клиентов, то 2010-й по воле иностранных инвесторов должен пройти под знаком роста ARPU. Делать это рыночными методами — путем стимулирования потребления основных и дополнительных услуг — времени нет. Остается старый добрый административный рычаг — под сенью пятничного вечера объявлять о повышении тарифов.

Так или иначе, поток людей в магазинах life:) не иссякает. Подключив за январь еще 100 тысяч SIM-карт, оператор вновь стал лидером по скорости роста базы. Усиленная раздача карточек приносит свои сомнительные плоды: проникновение сотовой связи в Беларуси не без участия life:) достигло практически 100%.

В январе оператор привез в страну еще одну партию ZTE T100, которых наконец хватило всем желающим. В ближайшее время компания планирует вернуть на полки магазинов и 2G-аппараты Huawei, однако уже не за 49 тысяч, а за 69 тысяч рублей. Условия акции, в рамках которой будет распространяться этот телефон, содержат в том числе упоминание о 10 «любимых» номерах. Звонки на них будут бесплатными в течение года.

До этого в сети life:) априори декларировались бесплатные звонки на любые номера компании. Вполне вероятно, новая акция станет предвестником еще больших изменений в финансовых планах оператора. Правда, по сравнению с недавно обнародованными на Onliner.by планами компании условия этой акции могут измениться.

Австрийская компания тоже не смогла удержаться от непопулярных шагов. В январе она дважды «порадовала» свою клиентуру новостями о повышении тарифов: сначала это было подано под соусом унификации стоимости входящих звонков в роуминге, затем — исходящих на короткие номера. В обоих случаях речь шла о заметном росте цен.

В четвертом квартале оператор привлек на свою сторону 121 тысячу клиентов. Компания практически не была замечена в раздаче своих SIM-карт, поэтому можно констатировать, что речь идет о реальных людях, готовых тратить свои кровные на услуги velcom.

Высокие продажи продолжают во многом держаться за счет успешного «Салюта минут», который при прочих равных хорошо конкурирует со схожими предложениями от остальных игроков рынка. Данный тарифный план переведен на постоянную основу, на него можно перейти с любого другого ТП — все это говорит о пользе предложения не только для абонентов, но и самой компании.

Хорошие продажи velcom на протяжении нескольких кварталов говорят о сильной маркетинговой стороне оператора. Очевидно, что тот же «Салют минут» не является чем-то инновационным для белорусского рынка, однако его упаковка в красивую обертку «1000 минут во все сети» делает свое рыночное дело. Если сравнивать тариф с «Простым», психологический выбор будет сделан, вероятнее всего, в пользу «Салюта». Сомневающимся напомнят о «престижности» velcom, широте его базы и покрытия, качестве. А если дело будет происходить в мультибрендовом салоне, сыграет свою роль и фактор мотивирования продавца. Все это и есть маркетинг.

Оператор не только демонстрирует хороший рост, но и догоняет МТС. Еще какое-то время назад могло казаться, что ситуация, когда австрийцы начнут опережать по подключениям лидера рынка, маловероятна. Теперь же очевидно не только это, но и быстрое сокращение разрыва баз.

Было бы наивно полагать, будто белорусско-российскую компанию сложившаяся ситуация устраивает. Нет, не устраивает. Но лидер рынка, к сожалению, пока не готов ввязываться в борьбу за клиента, звонящего во внешние сети. Ходят слухи, что линейка тарифов «Расчетливый», как раз и предназначенная для этого, не приносит оператору желаемой прибыли. Ставить эксперименты и дальше в МТС не намерены и концентрируются на извлечении дохода со звонков внутри сети и передачи данных.

И так не баловавший абонентов новыми предложениями, МТС в январе, что касается маркетинговых инициатив, перешел в режим зимней спячки. В ушедшем месяце не было ни одной заметной акции. Серия мелких инициатив — старт услуги SMS-Extra, продажа еще одного телефона с возвратом денег, кое-какие другие предложения — не в счет.

Оператор продолжил зарабатывать репутацию социально ориентированной компании, финансируя то посещение детьми из хосписа новогодних представлений, то поддерживая музыкальные вечера в Бресте, то отправляя в Ванкувер олимпийцев. Все это, конечно, здорово, но по сути имеет мало общего с рынком сотовой связи.

Рынок же чутко реагирует на интересы МТС. Декабрь, не единожды становившийся не только для оператора, но и для всего рынка рекордным по подключениям, принес компании порядка 20 тысяч абонентов. Это нормальная цифра для «мертвого» месяца, но не для декабря.

Несомненно, что молчание оператора — часть некой общей стратегии. Но все меньше остается сомнений и в том, что эта стратегия может стать крупнейшей ошибкой компании за всю ее историю. Достаточно будет взглянуть на то, сколько в четвертом квартале (который практически полностью прошел именно под знаком «молчания» белорусско-российского оператора) заработал МТС, а сколько — velcom и life:).

Не менее интересен тот факт, что 25 января в Министерстве связи и информатизации принято решение о выдаче 3G-лицензии австрийскому оператору. Аналогичного решения относительно МТС не последовало. Факт этот в пресс-службе компании нам не подтвердили, но молчание оператора красноречивее любого свидетельства. Поговаривают, что это связано с внутренней процедурой подготовки. По другой версии — причина в неоконченном тендере на поставку оборудования.

Оба оператора «большой двойки» активно готовят свои сети к запуску 3G. По сведениям Onliner.by, как минимум один из них может нажать «красную кнопку» уже через месяц. Хотя на сегодняшней пресс-конференции министр связи Николай Пантелей высказал предположение, что старт сетей произойдет позже первого квартала. Истина, как всегда, где-то рядом.