Фоторепортаж: работа городской АТС

 
3359
11 сентября 2009 в 19:06
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ
Выигрывай AirPods 3 за покупки с доставкой Onlíner Prime

Это дело технических специалистов — знать устройство телекоммуникационного оборудования. Далекий от телефонии человек (коих подавляющее большинство) имеет полное право даже не подозревать о том, какой сложности инфраструктура создана для совершения звонков и передачи данных. Только в случае появления проблем с коммутацией мы начинаем задумываться о том, куда обращаться и на кого жаловаться.

Тем не менее всегда любопытно взглянуть на работу больших предприятий изнутри. Особенно для читателей нашего «профильного» ресурса. Для них и подготовлен данный фоторепортаж, рассказывающий о работе координатной АТС польского производства «Пентаконта».

Ведущий инженер службы электросвязи МГТС Александр Довнар рассказывает нам, что подобных автоматических телефонных станций в столице Беларуси осталось совсем немного. Тем не менее эти сложнейшие узлы исправно работают десятки лет и до сих пор верно служат тысячам абонентов.

Первая остановка нашей фотоэкскурсии — шахта. Александр Петрович рассказывает нам, что здесь сконцентрировано «кабельной емкости» на 22,5 тысячи номеров (ведь в здании находятся две АТС: одна старая координатная с 10-ю тысячами абонентов, другая новая цифровая с 12-ю с половиной тысячами). Но что самое любопытное: именно тут мы можем увидеть самый толстый (ну, или емкий) кабель телефонной связи во всей Беларуси. Это чудо может служить проводником одновременно до 2400 абонентов. Черный кабель буквально притягивает взгляд.

— В Минске есть подобные гиганты, — говорит Александр Довнар. — Но это действительно самый большой. В разных местах можно увидеть кабели емкостью 1800, 2000 жил, но не 2400 пар.

Кабели протянуты до этой комнаты со всего района по специальным коллекторам. Самая дальняя точка, где абоненты подключены к данной АТС, находится на расстоянии более 6 километров.

Интересуемся, каким образом устроена связь для соединения абонентов и различных экстренных служб — мол, здесь же, на «общих основаниях»?

— Да, вызов, скажем, 101 или 102 поступает поначалу именно сюда, на районную АТС, — говорит Александр Довнар. — Однако затем перенаправляется на спецузел, откуда распределяется к той службе, которую вы вызываете. Общий уровень защищенности станции перед всякого рода катаклизмами довольно высок.

Еще одно любопытное устройство, расположенное в этой же шахте — небольшая компрессорная станция. Это комплекс оборудования для содержания кабелей под избыточным давлением, обеспечивающий непрерывную подачу сухого воздуха в кабели с целью защиты их от попадания влаги и ведения систематического контроля герметичности оболочек.

Мы поднимаемся выше, непосредственно в зал, где установлена координатная АТС.

Первому впечатлению от этого помещения позавидуют даже любители острых ощущений — настолько оно огромно и… как бы это сказать, «технологично», что ли…

— Что ж вы хотели — 49 рядов стоек! — усмехается Александр Довнар. — 10 тысяч абонентов подключены к этой АТС.

Станция постоянно щелкает — именно таким звуком сопровождается соединение абонента. По количеству щелчков (а они не смолкают ни на секунду и раздаются из всех уголков помещения) можно прийти к выводу, что предположения об отмирании фиксированной связи — не более чем досужий миф. Станция буквально наводнена однообразно-монотонными звуками, не мешающими, впрочем, комфортно общаться.

Нас встречает инженер станции Лиза Метельская. Всего работу АТС обеспечивает около 8-10 специалистов, и тенденция такова, что их число идет к сокращению. На современных цифровых станциях количество специалистов в несколько раз меньше.

Теперешние АТС переносят пиковые нагрузки достаточно свободно. Доступность связи для абонентов — 100%. Остались дни, когда звонков достаточно много, например 8 марта. Интересуемся, как АТС справляются с пиковыми нагрузками в новогоднюю ночь и другие праздники.

Оказывается, невозможность дозвониться в такое время — это не только из-за перегрузок, но и вполне контролируемое частичное отключение станции. Это необходимо для предотвращения выхода из строя некоторых ее частей. После прохождения самого «жаркого» времени (скажем, около 1-2 часов ночи на 1 января) сотрудники АТС постепенно вводят в строй все участки.

По работе АТС можно судить и о ежедневной активности населения. Дежурная рассказывает нам, что, например, в понедельник звонков меньше, чем в остальные будние дни: народ «раскачивается» в начале рабочей недели. Во вторник — пиковая «деловая» дневная нагрузка. В пятницу — больше звонков вечером (люди планируют свои выходные и договариваются о встречах в субботу и воскресенье).

Каждый день АТС выдерживает пики: утренний, когда люди звонят перед уходом на работу, и послеобеденный — время решения рабочих вопросов. Ночью станция в основном участвует в обслуживании интернет-пользователей.

Мы прогуливаемся между стоек станции. Здесь установлены стремянки: оборудование высится до самого потолка, и дежурный в случае возникновения неполадки вынужден порой забираться на самый верх.

Еще один интересный узел — сигнальная вызывная машина. Именно здесь генерируются гудки свободной или занятой линии, абоненту посылается сигнал контроля вызова (длинные гудки, говорящие нам о том, что на другом конце провода абонент не снимает трубку) и многое другое. Можно сказать, что это «сердце» АТС. Если оно выйдет из строя, вся станция остановится, поэтому данное оборудование дублируется. При повреждении одной машины автоматически подключается вторая.

Наконец, место контроля работы — огромная стойка с безумным количеством счетчиков, регистрирующих отказы в работе узлов и соединения отдельных абонентов. Как и на любом предприятии нашей страны, здесь тоже есть «доведенный показатель» проблемных коммутаций.

Здесь же установлен еще один «привет из прошлого» — регистратор повреждений (телетайп), фиксирующий на бумаге проблемы в коммутации абонентов. Именно он первым показывает, что в работе АТС есть неполадки.

На следующем этаже находится линейно-коммутационное оборудование. Внешне — самое сложное и непонятное глазу простого человека. Это невероятно большое сплетение мельчайших проводков, каждый из которых соответствует определенному номеру (они даже подписаны на небольших табличках сверху). Те самые огромные кабели внизу, проходя в это помещение, расшиваются здесь и коммутируются друг с другом. Сложно представить, что кто-то когда-то это спроектировал и, главное, безошибочно установил.

Александр Довнар показывает нам электронную АТС, установленную в этом же здании. Та самая Alcatel на 12 тысяч номеров — это как иллюстрация эволюции телекоммуникационной отрасли мира. Если координатная станция занимала целый этаж, то этой хватает всего нескольких квадратных метров. Таких тут можно установить еще несколько.

Ведущий инженер рассказывает нам, что в случае пропадания электропитания обе станции смогут работать в автономном режиме 3 часа — для этого есть аккумуляторы. У некоторых АТС таковых нет, но на службе «Белтелекома» состоят несколько передвижных.

Без связи, в общем, не останемся.

Фото: Влад Борисевич