Самый молодой GSM-оператор Беларуси усиленно строит сеть по всей стране, о чем регулярно информирует общественность. Общественность, правда, не устает критиковать качество покрытия и регулярно констатирует факт неуверенного приема или отсутствия сигнала вообще. Причем не в глухих лесах Полесья, а на трассах и железных дорогах, где людской трафик куда выше. В общем, life:), даже выстроив очень плотную сеть, рискует еще несколько лет бороться с мифом о скудном покрытии.
Потакая чувству обостренной справедливости, команда Onliner.by решила провести собственный эксперимент, целью которого была беспристрастная оценка качества работающей сети молодого оператора. На результаты нашего опыта не повлиял ни один из факторов. Во-первых, мы, конечно же, не предупредили о своих намерениях пресс-службу компании; во-вторых, запаслись изрядным количеством телефонов разных производителей с SIM-картами life:); в-третьих, доукомплектовали экипаж двумя уважаемыми нетмониторщиками — Stalker и Favourite. Эти товарищи одновременно выступили и гарантом качественного исследования сети, и гарантом нашей кристальной честности.
Выбор маршрута был недолгим. Так как никто не собирался облегчать подопытному жизнь, мы решили отправиться по трассе Минск — Витебск до столицы отечественного гламура и «Славянского базара», затем по европейскому коридору Петербург — Одесса до Орши, ну а оттуда уже до родного Минска.
Сложностей для планировщиков сетей здесь достаточно: сначала холмистая местность Логойского района, потом густые леса Витебской области (в том числе Березинский биосферный заповедник). Шоссе от Витебска до Орши ввиду невысокого на нем трафика представилось нам как не самое приоритетное для оператора, поэтому нельзя было исключить наличия некоторого количества «дыр». Наконец, главная дорога М1 вошла в наш план исключительно как элемент джентльменского набора.
Стоит подчеркнуть, что весь маршрут Onliner.by на сайте оператора залит красным цветом, т. е. здесь есть сигнал и возможность пользоваться услугами life:).
В общем, ранним воскресным утром, оставляя за окном зевающих дворников Минска, мы выехали в сторону Витебска. Расположившиеся на заднем сиденье нетмониторщики развернули ворохи распечаток мест расположения базовых станций и включили свои программы на аппаратах. Ввиду довольно быстрого передвижения по трассе, разговор увлеченных своим хобби людей казался со стороны какой-то мантрой-скороговоркой, изобилующей цифрами, названиями населенных пунктов и расстоянием до базовых станций.
Справедливости ради стоит отметить, что life:) с достоинством выдержал испытание «белорусской Швейцарией» (имеются в виду холмы в Логойском районе, которые каждый второй государственный журналист называет этим избитым словосочетанием). До Логойска несколько раз были слабые места, о чем заранее предупреждали нетмониторщики. Мощность сигнала не единожды снижалась до –105… –110 dBm (это нижний порог чувствительности приемников большинства сотовых телефонов, установленный стандартом GSM), однако аппараты дружно отмечали наличие сети.
Звонки в 909 и друг другу тоже не давали поводов для критики. Несмотря на данные характеристики покрытия, выпадения слов или обрыва соединения не происходило. В итоге за первый час езды нам пришлось раз пять выслушать вступительное слово АССА.
«Швейцария» быстро сменилась привычной Беларусью, зеленеющими лесами, лугами и красно-белыми вышками связи на них. В частности, выяснилось, что в большинстве случаев все три GSM-оператора предпочитают ставить вышки самостоятельно, лишь в некоторых случаях подселяясь друг к другу. Сложно сказать, в чем смысл тратить десятки тысяч долларов на конструкцию, но факт остается фактом: на трассах полно мест, где можно увидеть стоящие рядом три башни.
Кстати, этот момент отметил и Stalker, но со своей, нетмониторщицкой точки зрения. По мнению фаната планирования сотовых сетей, life:) в большей степени копирует схему расположения базовых станций velcom на трассе. Тут, конечно, дело не только в констатации факта правильных расчетов старейших операторов, но и в наличии коммуникаций. Башня связи, как известно, требует линии электропередач и кроме этого должна находиться на непахотных землях.
Разворачивая сеть несколько лет назад, velcom и МТС волей-неволей занимались поиском наиболее подходящих мест самостоятельно. Хорошими «естественными» площадками стали 50—100-метровые вышки телеретрансляторов, оставшиеся по маршрутам основных каналов связи (Москва — Брест, Гомель — Брест, Минск — Вильнюс, Минск — Полоцк и т. д.) со времен СССР. На них с удобством разместились не только все GSM-операторы, но даже и единственный CDMA-оператор. Сами ретрансляторы давно не используются по прямому назначению, их заменила оптика.
Впрочем, мы сейчас про life:). Первый раз оператор сдался через несколько километров после деревни Околово, где как раз в непосредственной близости друг от друга располагались вышки всех GSM-игроков белорусского рынка. Начинающиеся после населенного пункта густые лиственные леса и несколько крупных «ям» (понижений профиля трассы) сделали свое черное дело: life:) пропал с экранов почти всех мобильников, оставшись только на древнем Siemens M55. Однако и он отмечал уровень сигнала, близкий к критическому. Правда, ситуация довольно быстро изменилась, и после прохождения очередной «ямы» сигнал появился как ни в чем не бывало.
Где-то на границе Минского и Витебского регионов наше внимание не могла не привлечь странного вида пиктограмма на остановке пригородного автобуса. Перечеркнутый телефон с точки зрения художника должен предупреждать водителей об опасности пользования сотовым во время движения, но, по нашему единодушному мнению, он предостерегал о сложностях с мобильной связью.
Как оказалось, пиктограмма беззастенчиво врала. Сеть life:) продолжала упорно цепляться за аппараты, практически ни в одном месте не выходя за рамки чувствительности телефонов. Любопытно, что, несмотря на полную копию схемы расстановки башен связи, уровень сигнала этого оператора был несколько ниже уровня velcom и МТС, однако при этом разговор между абонентами не разбавлялся ни артефактами речи, ни выпадением слов, ни тем более обрывом связи. По логике, 1-2 деления на экране мобильника обычно свидетельствуют о возможных проблемах в коммуникации, но в данном случае мы констатировали устойчивую связь и абсолютно нормальное качество соединения.
С интернетом вышло сложнее. Конечно, не каждый день приходится проверять электронную почту на скорости 100 километров в час, но эксперимент есть эксперимент. Присоединенный к редакционному ноутбуку Samsung J400 занялся приемом и передачей TCP/IP-пакетов.
Революции не случилось. Интернет от life:) на трассе Минск — Витебск ничем не отличался от интернета в пределах столицы: вялый поток в 3-5 килобайт в секунду живо напомнил темные времена повального домашнего диалапа. Трудно сказать, почему интернет у life:) одинаково плох что в городе, что за городом (в данном случае аргументы про нагрузку на сеть попросту неуместны), но факт остается фактом: попасть на главную страницу Onliner.by оказалось непростой задачей. Она, конечно, была выполнена, но со значительной потерей времени.
Что еще удивительно, так это повальное присутствие EDGE от life:) в Витебской области. Если в Минске и столичном регионе прогрессивная 2G-технология передачи данных встречается лишь местами, то жителям северной области повезло больше: что ни базовая станция, то подарок. Правда, турецко-белорусский EDGE на Витебщине мало отличался от GPRS на Минщине. Но мы же надеемся на лучшее, верно?
Витебск промелькнул за окнами нашей машины за несколько секунд. Въезд со стороны Минска традиционно подвергся жесточайшему ремонту к «Славянскому базару» (город, надо сказать, живет именно в таком ритме — от фестиваля к фестивалю), но это нас занимало мало, так как следующий этап маршрута не предполагал остановки в областном центре. Быстро проехав через весь город, мы оказались на трассе Санкт-Петербург — Одесса, по которой нам предстояло проехать очередные 70 километров до Орши.
Стоит отметить, что и схема расположения базовых станций, и факт меньшей мощности сигнала life:) в сравнении с другими операторами (при неизменно нормальной работе аппаратов и речи без выпадения слов), и наличие нескольких мелких «дыр» в покрытии, появление которых спровоцировано рельефом местности и лесами, — все это в полной мере повторяло дорогу от Минска до Витебска. По большому счету, карта с официального сайта оператора отражала реальное положение дел с покрытием.
Здесь можно сделать лишь небольшую ремарку. Во многих «ямах», в которые проваливался life:), velcom продолжал работать. МТС тоже работал, но иногда все же «терялся». Видимо, техническим специалистам конкурентов за годы планирования и строительства сети удалось кое-где обойти сложности, связанные с рельефом.
Путь до Орши коротали в разговорах. Журналистское любопытство не позволяло просто так наблюдать за шепчущими свои цифровые молитвы нетмониторщиками. Что-то же должно заставлять этих людей в 6 утра воскресенья вставать и ехать с малознакомыми людьми кататься по дорогам страны?
— Это хобби, как и тысячи других хобби, — рассказал нам Stalker. — Попытка восстановить структуру радиосети сотовых операторов по известным показателям. Для чего это нужно? Для удовлетворения технического любопытства, эдакий вид самообразования людей, так или иначе имеющих отношение к связи.
Активных нетмониторщиков, оказывается, не так и много. Stalker и Favourite посетовали, что в Могилевской области с коллегами вообще беда. Сети мерить практически некому, и в списках базовых станций упомянутого региона наблюдается пробел.
Кстати, полноценную «дыру» в покрытии life:) нашли и мы. Отчаявшись уже было уличить оператора, мы были разбужены радостным возгласом Stalker’а, который заранее предупредил нас об удалении от «последней» базовой станции life:) и об отсутствии сигнала с соседней.
«Дыра» обнаружилась аккурат на границе Витебской и Минской областей на трассе М1, по которой наш экипаж мчался домой. Отсутствие связи длилось несколько минут, но произошло это не по причине сложного рельефа (в этом месте нет ни тучных белорусских лесов, ни холмов), а из-за пробела в цепочке базовых станций.
В дальнейшем путь до Минска по М1 не предвещал никаких проблем. Сеть life:) исправно работала, легко передавая звонки и SMS, а ровная дорога не дала повода сигналу затеряться где-то между складками рельефа.
Подводя итоги поездки, стоит отметить, что обследованные Onliner.by трассы действительно покрыты сетью life:), как и указано на официальной карте. Немаловажно и то, что в подавляющем большинстве случаев телефон не только ловит сеть, но и позволяет без проблем разговаривать.
Медленный интернет — это скорее общая проблема самой молодой GSM-сети страны и решится она, видимо, огульно. Как показала практика, повсеместное распространение EDGE в Витебской области никак не отражается на скорости соединения.
Фото: Максим Малиновский