О конфликте между крупным ритейлером «Евросеть» и оператором МТС-Беларусь интернет-общественность наслышана уже изрядно. Известно, что «развод» инициировала компания «Мобильные ТелеСистемы», но со страниц газет и интернет-сайтов чаще слышится официальная позиция как раз таки сетевого ритейлера. По слухам, оператор попросту не хотел вступать в «удаленную» перепалку посредством журналистов.
Для того чтобы понять причины конфликта, стоит начать с описания ситуации, в которой оказалась «Евросеть». После прихода на белорусский рынок она отметилась массой обещаний, реализовать которые не имела возможности. Цели компании, которая уверенно чувствовала себя в России, изначально были завышены.
Руководство российского филиала в Беларуси переняло эпатажную тактику ведения бизнеса и маркетинга, но не предусмотрело одного — реалий белорусского рынка. В результате получилось много шума из ничего: интернет-сектор по-прежнему незыблем с точки зрения выгодности ценового предложения, а офлайновые магазины остаются в весьма тяжелом положении, извлекая относительно стабильную прибыль из единственного источника, почти неподконтрольного интернету. Речь идет о подключении к мобильным операторам.
После смены руководства белорусской «Евросети» и внедрения мер по сокращению издержек, количество салонов связи компании начало уменьшаться, а количество шумных PR-акций снижаться. Казалось бы, ситуация стабилизировалась.
Но тут на арену вышел life:), стратегия которого предусматривает активную работу с каналами продаж. Оператору необходимо в кратчайшие сроки подключать большое число абонентов, а это означает, что для своих дилеров компания создала прекрасные финансовые условия, которые были выгоднее, чем у «большой двойки». Вовсе неудивительно, что «Евросеть» (как и «Связной», собственно) с распростертыми объятиями приняла life:).
В результате самый крупный на сегодняшний день мобильный оператор Беларуси неуклонно терял долю в общем числе подключений через магазины «Евросети». В 72-х точках сетевого ритейлера она составила в феврале всего лишь 13,5% — самую меньшую часть из GSM-операторов. Так, по данным «Евросети», на velcom приходилось 35%, а на life:) и вовсе 51%. В целом по рынку, кстати, доля подключений life:) была еще выше (по информации, имеющейся в распоряжении Onliner.by).
Как ни странно, причины падения показателей, по мнению разных сторон, не совпадают. Официальная позиция оператора МТС по этому вопросу довольно суха и лаконична: «Ненадлежащее исполнение договорных условий со стороны ИООО „БелЕвросеть“».
Управляющая белорусским филиалом ритейлера Елена Чурсина видит ситуацию в ином свете. По ее мнению, не исключено, что все дело в общем положении оператора в части привлечения новых абонентов:
«Следует отметить, что доля МТС в общем количестве подключений тоже снижается, хотя и не такими темпами. Если смотреть на открытые данные операторов, то в 2007 году число пользователей сотовой связи в Беларуси было 7,129 млн. человек, в том числе у МТС было 3,8 млн. абонентов. В 2008 году абонентская база МТС увеличилась до 4,32 млн. абонентов, а в целом число абонентов в стране составило 8,35 млн. человек. Таким образом, за год доля МТС снизилась с 53,3% до 51,8%».
Впрочем, по информации из неофициальных источников, за сухим «ненадлежащим исполнением договорных условий», возможно, лежат иные причины. Так, российское издание «Ведомости» со ссылкой на источник в МТС-Беларусь сообщает, что «Евросеть» «не выкладывала контракты МТС на полки, не было предусмотренной договором рекламной поддержки». Кроме того, клиентам «Евросети» не нравилось, как их обслуживали. Этому есть подтверждения: в архиве оператора имеется несколько письменных жалоб абонентов.
Стоит заметить, что словам о конкретных проступках «Евросети» (кроме жалоб на обслуживание) нет официального подтверждения. Однако есть косвенные. Так, МТС не единожды штрафовал теперь уже бывшего партнера, ссылаясь на нарушения договоров. «Евросеть» этого не скрывает:
«Компания МТС очень часто и необоснованно применяла штрафные санкции к нашей компании. В абсолютном большинстве случаев информация не носила конкретный характер и вызывала сомнения. Например, в уведомлениях о применении штрафных санкций могли отсутствовать даты проверок салонов; ФИО проверяющего сотрудника МТС; ФИО сотрудника, допустившего нарушение, фотоматериалы, копии документов и т. д. На предложения со стороны «Евросети» провести встречи по сверке и урегулированию спорных случаев, МТС отказывала и применяла штрафные санкции».
По нашим данным, «Евросеть» скрупулезно оплачивала штрафы и не оспаривала в суде их законность. Еще одной причиной падения показателей компания называет искусственные ограничения, введенные МТС.
«Стоит отметить, что с момента ввода в Беларуси работы салонов «Евросеть» в формате «мультибренда» у СООО «МобильныеТелеСистемы» и ИООО «БелЕвросеть» возникли определенные сложности в совместной работе, — продолжает Елена Чурсина. — К примеру, несмотря на достигнутую договоренность о согласовании максимального количества торговых объектов, в настоящее время из 72-х салонов «Евросеть» компанией МТС согласованы только 37. В Беларуси в отношении салонов «Евросеть» до сих пор действует принцип согласования на основе ограничения по расстоянию до ближайших действующих и согласованных пунктов продаж других дилеров, несмотря на договоренности и рекомендации со стороны ОАО „МТС“».
Управляющая белорусским филиалом российского ритейлера указывает на действовавшее в России правило, до сих пор работающее в Беларуси: если до ближайшего официального монобрендового дилера МТС менее 100 метров, салону сетевика запрещено продавать контракты оператора. Протекционизм компании в отношении своих поверенных говорит о том, что в Беларуси монобрендовым салонам отдается большее предпочтение.
Также немаловажно отметить, что правило действительно для всех мультибрендовых салонов в Беларуси, в том числе для «Связного», главного конкурента «Евросети». Последний, насколько нам известно, во всеуслышание не критиковал данное правило.
Его критиковали в России. По данным тех же «Ведомостей», оно было отменено именно по настоянию крупных сетевых продавцов, лидером среди которых является «Евросеть». Однако, как нетрудно заметить, Беларусь — не Россия. И привлекать российский опыт взаимоотношений МТС и «Евросети» невозможно хотя бы потому, что в Беларуси главным владельцем крупнейшего оператора является государство.
12 марта в белорусскую сеть магазинов была отгружена последняя партия SIM-карт МТС, а 12 апреля состоится окончательное расторжение контракта. В то же время «Евросеть» демонстрирует желание продолжать сотрудничество.
Елена Чурсина отмечает: «Мы надеемся, что руководство в штаб-квартире МТС разберется в этой проблеме и в ближайшее время взаимоотношение компаний в Беларуси будет урегулировано, мы продолжим сотрудничество, и этот локальный конфликт не окажет влияния на показатели компании «Евросеть». «Евросеть» стремится к тому, чтобы оставаться мультибрендовым ритейлером, мы заинтересованы в удобстве наших клиентов, в том, чтобы, придя в наши салоны, они смогли сравнить предложения всех присутствующих на белорусском рынке операторов и сделать свой выбор».
У МТС другой взгляд на перспективу отношений. «Доля подключений ИООО «БелЕвросеть» в общем объеме продаж МТС была несущественной. Качество обслуживания абонентов МТС не пострадает и будет сохранено на высоком уровне, так как территориальное расположение офисов «БелЕвросеть» в большинстве случаев было приближено к собственным центрам обслуживания МТС или к салонам коммерческих представителей МТС, в которых и получат дальнейшее обслуживание клиенты компании», — сообщили нам в пресс-службе оператора.
По нашим данным, новость о расторжении контракта оператор примет с легким сердцем. У руководства МТС накопилось немало претензий по поводу сотрудничества с «Евросетью», и о его возобновлении речь не идет. Наш источник утверждает, что к ритейлеру есть чрезвычайно серьезные, не озвученные в прессе претензии, которые ставят крест на любых отношениях в будущем.
«МТС в последнее время предпринимает совершенно непонятные нам шаги, — берет слово Мария Павленко, PR-менеджер белорусского филиала «Евросети». — К примеру, компания распространила среди своих дилеров письмо, в котором указываются места, где МТС хочет открыть свои точки. Среди перечисленных мест — 13 действующих салонов нашей компании. Мы очень надеемся, что, несмотря на все конфликты и недопонимания, конфликт с МТС закончится».
Разумеется, «Евросеть» хочет, чтобы конфликт был окончен: крайним в нем останется именно сетевик. МТС и без дополнительных 13 точек на местах салонов ритейлера имеет широкую дилерскую сеть и не понесет существенных потерь в продажах контрактов.
Фото: Максим Малиновский