Говорят, лет 5-6 назад была популярной такая шутка — дарить на день рождения… пейджер! Это был такой период, когда массовое распространение мобильной связи спровоцировало повальный мор пейджеров, но те еще сопротивлялись. Компании держали штат операторов, пытались как-то отсрочить неизбежную гибель пейджинговой связи путем ввода новых тарифов и способов передачи сообщений, а также акционных скидок на оборудование. В итоге пейджинг даже перекочевал в мобильники, и, надо сказать, эта услуга какое-то время пользовалась спросом.
Но то, чему суждено было случиться, случилось. Писк пейджеров все реже и реже слышался на улицах, пока, наконец, какой-нибудь последний «Миллениум» не издал предсмертный звук, оповещающий о закончившейся батарейке, и не отправился в свой пейджинговый рай.
Серьезно относиться к пейджинговой связи в 2009 году, пожалуй, невозможно. Так, что-то вроде технофетиша, игрушка для романтиков прошлого и лишь в исключительных случаях — действительно полезная технология. Мы попытались разобраться, как сегодня поживают пейджинговые операторы и где еще можно попользоваться архаичной связью.
Это было очень круто — меряться пейджерами. У кого-то однострочный с плывущей строкой, у кого-то двухстрочник, у серьезных людей — 4-строчная «Моторола Эдвайзер». Отдельно стояли маньяки, покупавшие себе гигантских объемов 8-строчные «Филипсы» со встроенной записной книжкой и набором мелодий. Правда, во время появления пейджинговой связи в Беларуси это было по карману далеко не каждому.
Пейджеры дешевели постепенно, чтобы к началу нового тысячелетия стать доступными большей части населения, в том числе студентам. В середине же 90-х за простенький аппарат, даже не понимающий кириллицы, могли запросить и 1000 долларов.
Разумеется, тогдашняя тысяча в американской валюте была куда внушительнее сегодняшней. Впрочем, и сегодня представить, что кто-то может выложить столько денег за устройство с одной микросхемой и простейшим экраном, попросту невозможно. А тогда — вполне.
Справедливость восторжествовала только тогда, когда пейджинговые операторы почувствовали дыхание неизбежного конца своего существования. В итоге девайсы стали продаваться за реальные деньги, а абонентская плата вплотную приблизилась к себестоимости.
Большинство столичных операторов запрашивали около 5 долларов в пересчете на белорусские рубли за месяц обслуживания двух-, четырех- или восьмистрочника. Однострочный пейджер обходился примерно на доллар дешевле, ну а самая древняя штука — аппарат, способный принимать только цифровую информацию, — и вовсе в два раза дешевле.
Бум этого вида связи пришелся на начало 2000-х годов, когда только в Минске действовало около 10 операторов. Некоторые из них имели филиалы в областных и даже районных центрах и, страшно подумать, предоставляли услугу роуминга в соседних странах. В вечернее время в колл-центры некоторых компаний было не дозвониться, а самая популярная фраза, которую можно было услышать от человека в кабине телефона-автомата, звучала примерно так: «Для абонента 1234, повторите три раза через каждые 15 минут».
По счастливой случайности в интернете все еще действует парочка сайтов пейджинговых компаний, которые помимо услуги отправки сообщений до сих пор не убрали прайс-листы на оборудование. Кто бы сейчас вспомнил, что при заключении контракта на 3 месяца устройство под названием Continental-2 стало бы вашим за 68 тысяч рублей, а солидный SuperVisor — за 103 тысячи?
Конечно, это было бы чистым самоубийством — не пытаться осваивать новые направления деятельности и продолжать оказывать исключительно пейджинговые услуги в условиях, когда мобильник становился все более и более доступным. Тем не менее как минимум два столичных оператора все же решили закончить свой путь именно так. В итоге с рынка ушли «МДФ» и «Вестком».
Судьба «Солида» непонятна: почти все известные телефонные номера этой компании не отвечают, и лишь звонок на один из них дал неожиданный результат. Мужской голос на том конце провода ответил «Да» и тут же переключился на факс.
А вот остальные компании попытались приспособиться к новым реалиям рынка телекоммуникаций. Один из самых популярных в былые годы оператор «Радиопэйдж» ныне зарабатывает на хлеб путем предоставления услуг аутсорсингового колл-центра. Колл-центр, работающий удаленно, позволяет организовывать телефонные опросы, проводить рекламные акции фирмам, не имеющим технической возможности организовать «горячую линию», и так далее.
Решение «Радиопэйджа» пойти таким путем выглядит вполне логично: в активе у бывшего оператора был штат обученных работать с людьми сотрудников, технические мощности и желание хоть как-то остаться на плаву после скоропостижной кончины пейджинговой связи.
Совместная белорусско-македонская компания Vesso-Bel занялась предоставлением интернет-услуг. Большой популярности на ниве подключения к глобальной сети этот оператор не получил, хотя, будучи пейджинговой компанией, обслуживал немалое количество абонентов и был одним из первых, кто пришел на белорусский рынок (1995 год). В интернете все еще действует сайт Vesso-Bel, радующий последней новостью от 5 апреля 2006 года.
Как уже было отмечено выше, операторы пейджинговой связи предприняли некоторые попытки продлить агонию. Одним из способов удержать абонента был переход на так называемый мобильный пейджинг, подразумевающий отправку сообщений через оператора на сотовый телефон. «Большая двойка» белорусских сотовых компаний заключила соответствующее соглашение с пейджинговым оператором «Мобилком».
В 2008-м, правда, МТС официально закрыл данную услугу, мотивировав это ничтожным количеством пользователей. А вот velcom до сих пор продолжает ее оказывать, хотя, разумеется, приверженцев столь странного способа быть на связи не так много. В отделе по корпоративным коммуникациям нам, правда, отказались предоставить данные об объемах «мобильного пейджинга», сославшись на коммерческую тайну. Тем не менее, по нашим данным, в последний год существования услуги у оператора МТС пользователей, исправно вносящих абонентскую плату, было «всего несколько десятков».
Сегодня «Мобилком» продолжает рассылать пейджинговые сообщения, правда делает это не посредством радиопередатчика, а через SMS-гейт.
Но на этом история существования пейджинговой связи в Беларуси не окончена. Мы решили позвонить по всем доступным нам номерам всех бывших операторов, а также поговорить с компаниями, действующими и поныне, но оказывающими иные услуги.
В большинстве случаев в ответ мы слышали лишь длинные гудки, два звонка дали соединение с бывшим арендодателем оператора, а вот разговор со службой технической поддержки Vesso-Bel (тот самый, что переквалифицировался в интернет-провайдера) дал неожиданный результат. В частности, главный инженер компании рассказал нам, что… у них до сих пор можно подключиться и пользоваться пейджером! Причем это можно сделать придя со своим оборудованием.
В Vesso-Bel нам пояснили, что они до сих пор оказывают эту услугу, так как на нее есть спрос, хоть и незначительный. Пейджерами все еще пользуются силовые ведомства, медицинские работники и прочие службы. Однако абонентом может стать любой гражданский человек.
Пожалуй, я знаю, что подарить другу на ближайший день рождения…