Корреспондент Onliner побывал в гостях у Jodov Studio, которая владеет уникальной и единственной в Беларуси кинокамерой RED ONE. На фотографиях эта штуковина выглядит устрашающе, но в жизни она еще внушительней. Собранная конструкция весит около 10 килограммов и по возможности поднимается на плечи при помощи ассистента. Будь у каждого видеооператора дневничок, в нем бы определенно была вклеена фотография этой камеры, обведенная сердечком.
Джеймс «Джим» Джаннард, харизматичный руководитель компании RED, инициировал в современной видеозаписи очень важный процесс. Будучи одним из 300 самых богатых американцев по версии журнала Forbes и владельцем компании-производителя спортивной оптики и аксессуаров Oakley, Джеймс около 30 лет проработал видеооператором. После покупки и изучения каждой новой цифровой камеры он оставался неистово опечаленным тем фактом, что все новинки были узкоспециализированными и очень дорогими, а устройство, которое бы ему действительно понравилось, так и не появилось.
Посему Джим захотел решить эту проблему самостоятельно. Он привлек лучших операторов, конструкторов и программистов и поставил перед ними задачу создать камеру, которая являлась бы универсальной и многоцелевой и обеспечивала качество картинки, сопоставимое с пленкой, но при всех преимуществах Digital Lifestyle. Джеймс верил, что возможности творческих лабораторий ограничиваются только финансовой составляющей, и поэтому он задался целью создать устройство, нивелирующее данный фактор.
По восторженным отзывам профессионалов ему это удалось. Большинство опытных видеооператоров считает картинку с RED ONE аналогичной пленке, причем особо выделяется ее киношная пластичность. Пленка, к слову, являлась (и в некоторых аспектах является до сих пор) последним нерушимым бастионом физики и химии на пути цифровых технологий.
RED ONE дебютировала в качестве многофункциональной и многоцелевой камеры. Кроме того, она замахнулась на кинематографический мейнстрим, дав возможность снимать фильмы и небольшим независимым студиям, которые не обладают внушительными объемами финансов, но сгорают от творческих идей.
Прототип модели был показан в 2007 году. На сегодняшний день фильмов, снятых на RED ONE, не много, но число таких лент постоянно растет. На 2009-2010 годы их запланировано достаточно. К слову, для съемки отдельных сцен в недавно вышедшем фильме Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» (Wanted) использовалось сразу несколько камер RED ONE.
• CMOS-сенсор Mysterium 24,4 x 13,7 мм, 11,4 Мп;
• рабочие разрешения: 4K 16:9 (4096 x 2304), 4K 2:1 (4096 x 2048), 3K 16:9 (3072 x 1728), 3K 2:1 (3072 x 1536), 2K 16:9 (2048 x 1152), 2K 2:1 (2048 x 1024), 1080p, 1080i, 720p;
• частота: 1—120 кадров в секунду, зависит от разрешения;
• формат записи: REDCODE, 12-битный RAW;
• 4K — до 30 кадров в секунду;
• 3K — до 60 кадров в секунду;
• 2K — до 120 кадров в секунду;
• запись аудио: 4 канала, 24 бита, 48 кГц;
• выдержка: 1/6—1/2000 c;
• конструкция: магниевый сплав, алюминий.
Камера построена на большом CMOS-сенсоре Mysterium, что является одной из главных особенностей устройства. В отличие от большинства камер сегмента профессиональной киносъемки, RED ONE ведет съемку в собственном RAW-формате. Запись цветовых (RGB) и яркостных сигналов (YUV) происходит в стандарте 4:4:4, также можно переключаться на 4:2:2. Цифры 4:4:4 означают, что для каждого пикселя кроме яркости сохраняется и его цвет, в то время как обычные цифровые камеры точно сохраняют только яркостные характеристики, а цветоразностные сигналы для соседних точек считаются одинаковыми, апроксимируются по различным алгоритмам.
В свете RED ONE большинство HD-камер выглядит блекло, так как запись у них ведется в общепринятом формате 3:1:1. То есть, грубо говоря, она отличается от других цифровых камер так же, как отличаются друг от друга возможности постобработки форматов RAW и JPEG. А для профессионалов это первостепенный фактор. Отснятый материал лишен многих артефактов и искажений, связанных с компрессией.
На данный момент RAW-материал кодера REDCODE можно просматривать только через QuickTime. Конвертирование в иные форматы и основная работа по редактированию, цветокоррекции и композингу сырого сигнала ведется в программе REDCINE. C недавнего времени о поддержке REDCODE в приложениях Premiere и After Effects объявила небезызвестная Adobe. Как нам рассказали в Jodov Studio, на текущий момент работать через эти программы некомфортно, имеют место постоянные подтормаживания.
Несжатые данные конечно же влияют и на размер файла. Судите сами: на 8-гигабайтную CF-карту вмещается примерно 4,5 минуты в полном разрешении 4K. Для видеосъемки этого достаточно, так как дубли редко бывают дольше 3 минут. Другой вариант — подключение модуля RED-Raid, рейд-массива на основе двух дисков, позволяющего записывать сигнал на лету. Два часа видео в полном разрешении занимают примерно 320 ГБ.
В камере есть возможность программирования переходов между обычной и скоростной съемкой, так называемой «рапидой». Как мы уже писали выше, RED ONE снимает до 120 кадров в секунду, что дает возможность делать вставки с визуально замедленным ходом времени. Также можно программировать режим Time lapse. В нем камера делает от 5 кадров в секунду до 1 кадра в 10 минут, что дает противоположный эффект ускоренного времени (так обычно снимают распускающиеся цветы и смену дня и ночи).
На начальных прошивках камера имела много недоработок, но с каждым обновлением становилась все лучше и лучше, обрастая мыслимым и немыслимым функционалом. Видеооператорам ничего не оставалось, как чертыхаясь привыкать к новым версиям. Интересно, что на версии прошивки 1.17 устройству для «загрузки» необходимо около 90 секунд.
В отличие от камер других производителей, заменять оптику в RED ONE можно на лету, не выключая технику. К камере с переходниками можно подключать практически любую фирменную оптику: PL, m42, Canon EF, Canon MD, Pentax K, Nikon F и др. Конечно же реализована возможность использования объективов для видеосъемки и анаморфотной оптики.
Дизайн системы построен на модульном принципе, что позволяет заточить камеру под себя и купить только то, что нужно. Стоимость самого устройства — $17 500, а покупка дополнительных аксессуаров обошлась студии Владимира Йодова в дополнительные $13 000. Один только LCD-дисплей стоит $1700, а ведь еще нужны несколько аккумуляторов RED Brick, зарядное устройство, рельсы-направляющие Red-Rail и многое другое. Аккумулятора емкостью более чем 9000 мАч камере хватает всего на полтора часа работы.
Зарядное устройство, как и все остальное, выглядит устрашающе:
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный размер изображения
Оригинальный видеоролик в высоком качестве (10 МБ)
Оригинальный видеоролик в высоком качестве (95 МБ)
Как рассказал нам Владимир Йодов, затраты только на расходные материалы при создании среднестатистического рекламного ролика с использованием 16-миллиметровой пленки составляют около $3000. При использовании стандартной 35-миллиметровой пленки эту цифру можно смело умножать на два.
По этой причине для съемок часто привлекают профессионалов с соответствующими финансовыми запросами, потому как любые ошибки с 35-миллиметровой пленкой обойдутся заказчику в приличную сумму. Получается, что при работе в аналоговом формате входная цена для дизайн-студий и стоимость изготовления отдельно взятого ролика включает в себя стоимость недешевых материалов.
А что касается RED ONE, то здесь ситуация противоположна: широкие возможности постобработки, моментальный контроль результата, высокая мобильность… и фактически полная независимость от третьих лиц плюс никаких расходов кроме как на жесткие диски. Но самое важное — качество видеоряда получается не хуже пленки:
Возможностей RED ONE с запасом хватает даже для центральных российских каналов (один из недавно завершенных заказов студии — заставка, или так называемая «упаковка», и отбивки нового молодежного скетчкома по типу «Наша Russia» на канале СТС), а также на создание клипов, рекламы и презентаций предприятий. С таким инструментом можно браться за любой проект вплоть до съемки кинофильма. Последнее, кстати, является одним из направлений работы Jodov Studio. Кроме этого, сотрудники студии самостоятельно разработали и внедрили в производство адаптер, позволяющий использовать объективы зеркальных камер следующих байонетов: m42, Canon FD, Canon EF, Pentax K, Four Thirds, Nikon F.
Камеру студия Владимира Йодова заказала заранее. Как и все заказчики, Jodov Studio заплатила 10-процентный взнос и ждала момента получения устройства около года. Всего в мире выпущено около 5000 камер RED ONE. Номер обозреваемой нами модели — 2832. Спрос на камеру после грамотного пиара и демонстрации возможностей только растет.
Нам было интересно узнать мнение работников студии относительно видеосъемки Canon EOS 5D Mark II. По их словам, это качественный, компактный и удобный вариант для записи роликов в дороге. По крайней мере, ее будет не так жалко потерять или промочить при подводной съемке, отшучиваются парни.
На начальных этапах развития в RED ONE было много недоработок. Однако сомнений по поводу ее будущего нет: камера продолжает развиваться и определенно станет стандартом индустрии завтрашнего дня. Тем более что компания RED анонсировала огромное количество новых модулей, аксессуаров и камер, среди которых есть модель, базирующаяся на 261-мегапиксельном сенсоре и снимающая в умопомрачительном разрешении 29К. Как бы пафосно это не звучало, после RED ONE мир никогда не будет таким, как раньше.
Благодарим студию Владимира Йодова (www.jodov.com, +375 297 239 839)
за предоставленную на тесты кинокамеру RED ONE