История белорусского GSM, часть 3: парное катание

 
787
12 марта 2009 в 20:47
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

История все расставляет по своим местам. Задумывая цикл «исторических» статей, мы не стали ломать голову, какими временными рамками ограничить ту или иную часть: первая была посвящена становлению сети velcom, вторая — выходу на рынок основного конкурента, белорусско-российского оператора МТС. В третьей части рассказывается об их своеобразном «парном катании».

Это такая «фирменная фишка» отечественной отрасли сотовой связи, когда операторы предпочитают вести борьбу за абонента, подглядывая друг за другом. А иногда и вовсе до филигранности сверяя шаги.

Фора, которой больше нет

У оператора velcom всегда была фора. Причем частично она была «подарена» государством, выдавшим компании «МЦС» лицензию раньше, чем конкурентам, на целых три года. Это дало возможность пользоваться весьма сильным с маркетинговой точки зрения словом «первый».

Надо сказать, что velcom до сих пор не гнушается этого приятного на слух числительного, однако для тех, кто хоть чуть-чуть интересуется показателями развития мобильных операторов, оно мало что значит. Ныне этот оператор «первый» только по году старта в Беларуси и по нескольким непринципиальным позициям с точки зрения развития инфраструктуры.

А когда-то было совсем иначе. Ведь часть форы velcom зарабатывал собственным трудом и финансовыми вложениями. Например, первым запустил услугу «Передача данных» (презентация ее произошла еще в 2002 году). Технические специалисты оператора распространили сообщение, в котором среди прочего были следующие строчки: «Предполагается, что обмен данными будет происходить на скорости до 48 кб/сек».

В том же 2002-м произошло еще два важных для velcom события. Сначала у оператора украли базу абонентов, которую до сих пор можно найти в сети. Когда она только появилась на прилавках ждановичских торгашей, ходили слухи, что цену за нее «ломили» заоблачную (порядка 500 долларов). Удивительный факт, но если верить этим же слухам, на продукт находился покупатель.

Впрочем, база довольно быстро перекочевала в интернет, и ажиотаж снизился. Тем не менее оператор оказался в неловком положении и спустя какое-то время вынужден был дать официальные разъяснения по поводу инцидента:

«Хищение части базы данных клиентов компании Velcom и размещение в сети Интернет явились результатом преступных действий со стороны лица или группы лиц. Юристы компании также обращают внимание на то, что согласно законодательству Республики Беларусь о связи, информация о телефонном номере и его принадлежности не относится к конфиденциальной, то есть раскрытие такой информации не нарушает конституционных прав граждан. Во избежание подобных инцидентов в дальнейшем компания рассматривает техническую возможность не предоставлять агентам по приему платежей от физических лиц информацию об имени, фамилии и отчестве абонента Velcom».

В общем, это означало, что базу скопировал и распространил кто-то из работников банка или иного учреждения, принимающего плату за услуги. База еще несколько раз «уплывала» в интернет словно через решето, но всякий раз ничего не было слышно о том злостном преступнике, который так нагло подрывал имидж компании.

А с годами ситуация с появлением «свежих» версий базы и вовсе стала выглядеть как нечто само собой разумеющееся. Активность форумчан в соответствующей ветке Onliner.by снизилась, а velcom еще лишь однажды распространил «официальное заявление», после чего и вовсе перестал это делать.

Еще одно важное событие конца 2002-го — установка компанией нового биллинга, который в списке ожиданий абонентов оператора занимал, пожалуй, первое место. Спустя довольно длительное время после запуска нового программного обеспечения, слухи о «воровстве» денег спецами velcom тоже сошли на нет. Подробнее об этом вы можете почитать в статье «Мобильная связь в Беларуси: слово — народу».

Ноздря в ноздрю

Такое нарочно не придумаешь: МТС и velcom практически с самого первого дня выхода белорусско-российской компании на наш рынок начали работать ноздря в ноздрю. Это касается не только ввода услуг или реакции на указания регулятора. Долгое время это касалось и темпов роста абонентской базы.

В первые месяцы МТС довольно быстро сокращал разрыв с конкурентом. В большей степени этому способствовали привлекательные тарифы. В ноябре 2003-го совместными усилиями операторы добились 10% проникновения сотовой связи в Беларуси — был подключен миллионный абонент. Любопытно, что никто из «большой двойки» не «присвоил» этого неведомого героя себе, хотя velcom распространил весьма неоднозначное сообщение. Вот цитата из него:

«С увеличением абонентской базы компании VELCOM до 600 тысяч человек, количество пользователей сотовой связью в Беларуси превысило отметку в один миллион, — отметил исполняющий обязанности генерального директора СП ООО «Мобильная Цифровая Связь» Николай Юшкевич. — Как лидер национального рынка сотовой связи, мы выражаем удовлетворение тем фактом, что в основном благодаря нашей работе уровень проникновения мобильной связи в республике превысил 10%. Сегодня VELCOM является крупнейшей сотовой сетью в стране, и объективные показатели наглядно демонстрируют, что мы прочно удерживаем лидирующие позиции».

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что «миллионник» был как бы зачтен в актив первого оператора. По правде сказать, МТС этому не сопротивлялся. Новостная лента сайта mts.by за ноябрь 2003-го скромно умалчивает о заслугах компании на поприще привлечения абонентов, а ближайшая новость (за 20 ноября) посвящена запуску базовой станции в Мачулищах.

Распределение абонентских баз в начале и конце 2003 года

Обратите внимание на слова и. о. генерального директора velcom про прочно удерживаемые лидирующие позиции. Так ли это было? На 18 ноября 2003 года в сети первого оператора, как уже сказано выше, обслуживалось 600 тысяч абонентов, а в сети МТС — 385 тысяч (к слову, в сети CDMA-2000 тогда было 9000 активных клиентов и 6000 «динозавров», все еще пользующихся аппаратами стандарта NMT; именно данный факт позволил говорить о достижении отметки в 1 млн. абонентов).

Но давайте взглянем на сокращение разрыва и темпы подключения у «большой двойки»: с 27 августа по 30 сентября у velcom 20 тысяч новых клиентов, у МТС с 1 по 26 сентября — 50 тысяч; к 1 ноября старейший оператор смог привлечь еще 20 тысяч, а «молодой» — еще 50 тысяч! К 7 ноября — еще 20 тысяч!

В общем, «прочности» господина Юшкевича хватило чуть меньше чем на год.

Обгон на повороте

Безусловно, 2004-й стал переломным годом по многим параметрам, причем как для velcom, так и для МТС. И если первому перелом этот был совсем некстати, то второму — очень даже на руку. Впрочем, в произошедшем была «вина» обоих. Белорусско-российский оператор за 2004 год догонял конкурента не только по количеству абонентов, но и по другим параметрам. Например, запустил долгожданный GPRS и начал работы по строительству сети в метро (первый оператор заработал в столичной подземке в мае 2001-го).

Еще одно любопытное событие, датируемое 2004-м годом и касающееся обоих представителей «большой двойки», произошло 16 апреля. Velcom в этот день справлял 5-летие со дня коммерческого запуска сети, а МТС… поздравил конкурента со знаменательным событием!

«Мы желаем компании МЦС успехов в дальнейшей деятельности, а ее абонентам — благополучия и процветания. Несмотря на конкуренцию, все сотовые компании призваны, прежде всего, объединять жителей нашей республики, расширять границы общения. Сейчас сотни тысяч абонентов МТС и Velcom в разных городах и поселках ежедневно общаются друг с другом по мобильной связи», — говорилось в сообщении, размещенном на официальном сайте компании. Надо сказать, этот нестандартный шаг был хорошо воспринят интернет-сообществом и, несомненно, принес дивиденды белорусско-российскому оператору.

Но самое главное событие — можно сказать, знаковое и символичное — произошло у двух операторов в октябре. Правда, с разницей в две недели. 12 октября о подключении миллионного абонента объявил МТС, зафиксировав тем самым позицию на рынке с долей в 48,6%. Похвастаться своим «миллионником» velcom смог только 15-ю днями позже, 27-го числа, сопроводив этот факт следующими словами: «Первый оператор сотовой связи стандарта GSM в Беларуси компания СП ООО «МЦС» объявляет о подключении к своей сети миллионного абонента». Как видим, слово «первый» никуда не исчезло.

Это был красивый эпизод в истории GSM-связи в Беларуси. Мало того, что конкурент, вышедший на рынок тремя годами позже, смог сделать за 2 года то, что предшественник делал в течение 5 лет, так и «обгон» произошел именно на отметке в миллион клиентов. И хотя о том, что МТС выбьется в лидеры, было понятно в результате беглого анализа темпов роста базы у «большой двойки» (российско-белорусский оператор все так же быстро наращивал количество клиентов и сокращал разрыв буквально ежемесячно), кое-какая интрига все же сохранялась.

Как будто сговорившись, с 1 сентября 2004 года операторы перестали распространять сведения о количестве абонентов в своих сетях, хотя обычно делали это при всяком удобном случае. Velcom, например, вывешивал счетчик клиентов на главной странице официального сайта, а МТС упоминал о новых данных по абонбазе в пресс-релизах и новостях.

Но с сентября в эфире установилась тишина. Позиции конкурентов были следующими: у первого оператора — 900 тысяч, у второго — 895 тысяч. Тишина была нарушена до достижения миллионной отметки лишь единожды: 8 октября МТС отчитался о 984 тысячах клиентов, а velcom — о 956 тысячах.

Ну а дальше было дело техники. В самом начале 2005-го адептов МТС насчитывалось 1,2 млн. душ, а velcom — чуть более 1,1 млн.

Рост абонбаз за 2005 год отображен в нижеприведенной таблице:

Как видно, МТС значительно увеличил отрыв и продолжает удерживать лидерство до сих пор. Хотя в 2008-м наметилась несколько иная тенденция: velcom по чуть-чуть стал догонять своего основного конкурента, хотя, конечно, таких впечатляющих темпов роста, как это было у МТС в 2004-м, он не показывал и не покажет никогда.

В 2009 году, с приходом life:), вектор вновь поменял направление. По последним данным, рост абонбазы в пересчете на ежедневные подключения самый быстрый сейчас именно у турецко-белорусского оператора. Так или иначе, подробнее об этом мы расскажем в следующей части истории.

По прошествии нескольких лет можно долго размышлять, почему velcom решил сдать позиции. Несомненно, в стенах компании было проведено не одно совещание, на котором обсуждалось следующее: необходимо ли всеми силами удерживать позицию №1 или все-таки можно отдать ее на откуп конкуренту. Судя по всему, наращивать абонбазу любыми методами velcom посчитал нецелесообразным, и можно только гадать, почему.

Best of the best

2005 год тоже принес немало интересного. У «большой двойки» происходили различного рода события, вводились новые тарифные планы и услуги, строилась сеть, расширялся список роуминг-партнеров. В частности, 1 апреля velcom установил роуминговые отношения с украинским life:). Разумеется, никто тогда и не помышлял, что спустя 3 года эта торговая марка появится и в Беларуси…

2 мая первый оператор запустил в тестовую эксплуатацию услугу MMS, а спустя всего три дня приостановил регистрацию тестеров в связи с большим их наплывом. Возобновлена она была только 26 мая, а уже 11 июня услуга стала работать в коммерческом режиме. В ноябре на PTS компания velcom продемонстрировала технологию EDGE, которая под новый 2006 год была запущена в коммерческую эксплуатацию в трех из шести областей республики.

МТС жил несколько менее насыщенной жизнью, занимаясь в основном строительством сети, в том числе на станциях минского метро. Любопытное событие произошло только 7 сентября. Тогда было объявлено о назначении Владимира Карповича новым генеральным директором МТС. Напомним, что Владимир Сигизмундович находится у руля оператора до сих пор, и столь долгий срок пребывания одного и того же лица на посту генерального директора в истории МТС — рекордный. Остальные, как правило, сменялись быстрее.

Но главное событие 2005 года, разумеется, касалось не «большой двойки». В какой-то мере оно, конечно, затрагивало ее, однако говорить о серьезном влиянии оного на устоявшийся GSM-рынок тогда, в конце 2005-го, было бы по меньшей мере наивно.

На GSM-поле Беларуси вышел третий игрок — полностью государственное ЗАО «БеСТ», которое при финансовой поддержке китайских партнеров собиралось максимально быстро развернуть в стране новую сеть. Сказать, что отношение «мобильных» граждан Беларуси к появлению оператора со 100% госдолей в пакете было скептическим, это значит почти ничего не сказать. Компанию клевали все кому не лень и зачастую — по делу.

В частности, множество нареканий вызвал разработанный рекламным агентством логотип, который спустя всего год оператор был вынужден сменить на более продвинутый. Тогда на Onliner.by даже состоялась дискуссия по поводу выхода компании на рынок, в немалой степени затронувшая вопросы брендбука.

Дискуссия завершается знаковым вопросом читателя: «Этот логотип будет точно и надолго или это просто чья-то шутка?», на который тогдашний руководитель департамента маркетинга оператора Андрей Провоторов ответил так: «Если мое слово может служить гарантом, что это не шутка, тогда вот Вам мое слово».

Впрочем, с БеСТом никто не шутил. Будущий топ-менеджмент компании еще задолго до выхода оператора на рынок преподнес его в свете некоего «социально-значимого», предназначенного в первую очередь для малообеспеченных слоев населения и сельских жителей. Разумеется, позиция эта была довольно быстро изменена на другую, но, как говорится в известном анекдоте, «осадочек остался».

За 10 дней 2005 года и 365 дней 2006-го клиентами нового оператора стали 67 тысяч человек. В частности, во время предновогодних подключений в конце 2005-го и за весь январь 2006-го контракты с БеСТом заключили всего 2 тысячи абонентов.

В общем, в 2006—2007 годах «большая двойка» продолжала вяло конкурировать между собой, напрочь забыв о существовании третьего GSM-игрока. Тогда мало кто предполагал, что БеСТ растет на продажу и что соответствующая сделка станет одной из самых выгодных в стране за всю историю ее существования. Ход конем, так сказать.

Но это уже тема для следующей главы.