Осторожно, роуминг!

 
2499
29 июля 2008 в 20:07
Источник: К. Шиян, А. Стельмах, В. Шуравко
Источник: К. Шиян, А. Стельмах, В. Шуравко

На прошлой неделе в редакцию Onliner стали поступать жалобы от абонентов мобильной связи: находясь в разных странах на отдыхе или в командировке, они не могли связаться с абонентами оператора в Беларуси или с соотечественниками, находящимися в роуминге. Этот тип мошенничества для нашей страны и других государств не нов, однако сейчас приобретает все более массовое явление.

Общий принцип подобных проблемных звонков известен: трубку поднимает незнакомый человек, обещает «позвать» требуемого абонента к телефону и таким образом удерживает на линии вызывающего. В подавляющем большинстве случаев с вызывающим «разговаривает» специально сделанная аудиозапись, на которой воспроизведен бытовой антураж: телевизор на заднем плане, детские голоса или собака. В особо изощренных случаях вызывающий абонент может слушать длинные гудки, не подозревая, что они записаны и соединение уже было установлено. Подобные истории — не новость для стран третьего мира азиатского региона, однако для белорусских абонентов в «цивилизованных» европейских гостевых сетях — неприятный сюрприз.

Незнакомец, который просит «подождать секундочку», помимо нанесения прямого убытка из-за высоких роуминговых тарифов может вызвать довольно серьезный психологический ущерб, особенно в ситуациях, когда, к примеру, муж звонит супруге. К тому же, как рассказали в беседе с Onliner некоторые свидетели, в определенных случаях дозвониться в Беларусь вообще не представляется возможным. Помогает только смена роумингового оператора.

Onliner располагает данными о таких случаях в сети белорусского оператора velcom. Происходят ли подобные происшествия в роуминге других операторов, нам неизвестно, но, по всей видимости, это не исключено. Onliner обратился за комментариями к МТС, однако на момент публикации статьи ответа получено не было.

Много ли пострадавших абонентов? Как заявил корреспонденту Onliner представитель ИП «Велком», случаи жалоб абонентов не так часты в течение года, однако в сезон отпусков количество обращений в 6—7 раз больше, чем бывает в среднем в год. Стоит отметить, что ряд инцидентов, информация о которых поступила в Onliner, был зафиксирован в феврале. Проблема существует круглый год, но в момент массового выезда граждан за рубеж обостряется многократно. Причем необходимо учитывать тот момент, что далеко не все абоненты могут распознать мошенничество или тратить время на походы к оператору и написание заявлений. В итоге оператор получает жалобы, касающиеся лишь малой части случаев.

Что делать абоненту, когда он попал в такую ситуацию? Не исключено, что пользователь будет вынужден доказывать свою правоту в довольно сложных эмоциональных условиях: одному из собеседников Onliner сотрудница call-центра безапелляционно заявила, что подобной проблемы быть не может в принципе. В любом случае, при подозрении на проблемы такого характера в роуминге, абонент может написать письменное заявление в центре оператора и получить на него ответ в установленные сроки (обычно в течение месяца). В этом случае, возможно, будут возвращены деньги.

Возникает не очень приятная ситуация, когда оператор, зная о проблеме, не предпринимает никаких превентивных мер по противодействию подобного рода мошенничеству. Во всяком случае, нам о них ничего не известно. В итоге от действий мошенников страдают абоненты, а деньги от таких звонков делят между собой оператор, роуминговый партнер и мошенник. В итоге в плюсе остаются все, кроме абонентов. Если бы от подобных действий страдал оператор или роуминговый партнер, то логично предположить, что поводов у них что-либо предпринять в этом направлении было бы больше.

Что происходит, когда вы, находясь, к примеру, в Германии, хотите позвонить в Беларусь? В этот момент оператор, в сети которого вы находитесь, передает сигнал посреднику — международной транзитной телекоммуникационной компании (это может быть как обычный оператор мобильной связи, так и VoIP-провайдер), который по всему зарубежью доставляет его до сетей «Белтелекома». Затем, в идеальном случае, государственный оператор «приземляет» иностранный трафик, передавая его на инфраструктуру МТС или velcom, которые затем и соединяют вас с вызываемым абонентом.

Впрочем, в погоне за снижением себестоимости звонков могут быть выбраны посредники, которые обещают значительно более низкие тарифы на трафик, чем у «Белтелекома». В Беларуси коммерческое использование IP-телефонии нелегально. Но на практике это выглядит так: на границе с Беларусью устанавливается так называемый sim-box, в котором уже находится SIM-карта одного из белорусских операторов. Сама эта «коробка» умеет преобразовывать сигнал, идущий из VoIP-сетей, в голос, который затем через SIM-карту белорусского провайдера передается как внутрисетевой. Таким образом, по VoIP-инфраструктуре сигнал доходит до этого «ящика», а затем, в приграничной зоне, где находящаяся в нем SIM-карта ловит сигнал приграничной соты, передается вызываемому абоненту в качестве внутрисетевого звонка.

Проблема возникает тогда, когда «ящик» не справляется с количеством поступающих на него обращений. В этом случае, чтобы «не терять деньги», VoIP-посредник начинает заниматься мошенничеством, переадресовывая звонок на автоответчик, специально сделанный таким образом, чтобы удерживать абонента на линии как можно дольше. Кроме того, иметь sim-box вообще не обязательно, если есть автоответчик.

По информации Onliner, ежемесячно velcom и МТС обнаруживают и отключают от своей сети по несколько десятков таких sim-box’ов. Определяется sim-box несложно: во-первых, такая SIM-карта не перемещается в пространстве, во-вторых, на нее не поступает входящих вызовов. Парадоксально, но эти отключения и провоцируют сужение канала для «дешевого» трафика и подключение мошеннических автоответчиков. Впрочем, чтобы sim-box заработал снова, держателю гейта достаточно сменить SIM-карту и IMEI-устройства. Поэтому, по большому счету, это борьба с «ветряными мельницами».

Есть ли решение у данной проблемы? Логика подсказывает, что она окончательно не решится до тех пор, пока тарифы «Белтелекома» на «приземление» трафика останутся на прежнем уровне или пока рынок связи не будет либерализирован и IP-телефония не станет легальной. Рациональность со стороны зарубежных роуминг-партнеров белорусских мобильных операторов понятна — все хотят экономить. Особенно это характерно для европейских компаний, которые после директивы еврокомиссара Вивьен Рединг были вынуждены резко снизить тарифы на роуминг.

А вот методы, которыми эта экономия достигается, оставляют желать лучшего. Понятно, что, к примеру, T-Mobile не нарушает законодательство своей страны, выбирая того или иного подрядчика по передаче трафика. Понятно, что velcom и МТС формально тоже ни при чем. С точки зрения бизнеса пострадавшим выглядит только лишь «Белтелеком», недополучающий прибыль за счет попыток направить трафик «в обход», и абонент, который теряет деньги на автоответчике. К слову, Onliner связался с представителем T-Mobile, который обещал подготовить развернутый комментарий по этой проблеме роуминга. К сожалению, на момент публикации статьи он еще не был готов.

В пресс-службе «Белтелекома» ситуацию с мошенничествами в роуминге прокомментировали так: «Проблема торговли людьми и контрафактом тоже не решена. Что заставляет людей доверять свои жизни сомнительным организациям, несмотря на многократные предупреждения со стороны государства и сильную информационную кампанию? А что толкает людей к мошенникам при работе в интернете? Проблема всегда возникает там, где есть некорректное использование ресурсов. Мы гарантируем своим абонентам качественную связь в тех случаях, когда они пользуются нашими сервисными картами или картами зарубежных операторов класса premium. Качество связи при использовании карт защищено контрактами с операторами других стран. Каждый абонент в данном случае выбирает сам: быть на связи в защищенной сети или пользоваться услугами оператора, у которого связь условно дешевле. Условно, потому что в итоге он платит больше за несостоявшиеся разговоры».

Но кто в данном случае защитит абонента? Понятно, что он не виноват в том, что выбирает того оператора за рубежом, у которого ниже тарифные предложения. Очевидно, что с письменным заявлением и паспортом в офис белорусского оператора придет далеко не каждый пострадавший в роуминге. Все те, кто решит «закрыть глаза», останутся попросту обманутыми. И этим людям вовсе нет нужды знать, кто, где и каким образом украл у них деньги. Пополняют счета они именно на белорусских SIM-картах. Поэтому они же вправе рассчитывать на то, что их деньги будут потрачены на общение с людьми, а не с автоответчиками.

Почему белорусские операторы начинают расследование по факту мошенничества только после того, как к ним пришел клиент с паспортом? Неужели нельзя наладить схему, при которой компьютерные системы сравнивали бы исходящие вызовы от абонентов в роуминге с входящими и определяли случаи мошенничества автоматически?

Сотрудник velcom дал ответ Onliner на эти вопросы: «В соответствии с Регулированием (Долгосрочные Базисные Документы) GSM-ассоциации и двусторонними договорами со всеми роуминг-партнерами, тарификация абонентов осуществляется на основе TAP-файлов оператора страны пребывания. На их основе производятся также взаиморасчеты операторов. Если домашний оператор производит корректировку начислений своему абоненту, то он также обращается к оператору страны пребывания для корректировки счетов для межоператорских расчетов. Подобные изменения вносятся на основе подтвержденных данных, например, полученных у транзитного оператора».

Соответственно, проверить правильность начислений оператор может только после получения заявления. Кроме того, представитель velcom добавил: «Абонент в роуминге может звонить абонентам страны пребывания, абонентам других стран, абонентам МТС, «Белтелекома» и velcom. С учетом этих двух пунктов бессмысленно введение сплошной автоматизированной перепроверки данных операторов-партнеров: процент ошибок ничтожно мал, по собственным данным можно перепроверить только одно направление звонков из многих возможных, а если учесть необходимость данных третьей стороны (транзитного оператора), то ситуация вновь возвращается к процедуре выборочной сверки».

Мы считаем, что автоматизированная система борьбы с подобного рода мошенничествами все же необходима, так как с технической точки зрения нет серьезных препятствий, чтобы вычислить мошенников, пресечь деятельность подобных «автоответчиков» и привлечь владельцев фродовых гейтов к ответственности. Подобные системы работают в банковской сфере, где при подозрительных транзакциях по кредитной карте сотрудник банка может позвонить клиенту и предупредить его о подозрительном списании денег, а также помочь составить заявление на chargeback.

Так что, судя по всему, единственный выход из такой ситуации — абоненту стоит оставаться бдительным, особенно при международных звонках в страны, где есть проблемы с IP-телефонией (например, в Беларусь). В случае подозрения на мошенничество необходимо немедленно разорвать соединение и пометить себе точную дату и время такого звонка. Чтобы все же поговорить с вызываемым абонентом, можно отправить ему SMS с просьбой перезвонить. В этом случае вероятность того, что звонок пройдет без проблем, очень высока.