Обзор Olympus SP-560UZ

 
4775
25 марта 2008 в 21:25
Источник: Влад Борисевич
Источник: Влад Борисевич

Olympus SP-560UZ поднимает планку суперзумов до внушительных 18х и обеспечивает фокусное расстояние в эффектные 486 мм глубокого теледиапазона. В соперничестве просьюмеров и зеркальных камер это и является весомым аргументом в пользу первых: чтобы достичь аналогичного фокусного расстояния на зеркальных системах, придется расстаться с приличной суммой денег.

Это, наверное, первый протестированный нами фотоаппарат, у которого фактически нет ярко выраженных недостатков. Видно, что инженеры компании поработали на славу: все недочеты, которые мы нашли в Olympus SP-510UZ, исправлены.

На колесе режимов приоритет выдержки и диафрагмы представлены отдельными позициями, что несравнимо удобнее совмещенного режима. Теперь в начинку камеры входит и оптический стабилизатор, без которого на таких значениях зума, сами знаете, никуда. Разумеется, не обошлось и без нововведений, но о них ниже.

Комплект поставки:

• фотокамера Olympus SP-560UZ;
• руководство пользователя и гарантия;
• 2 диска с ПО Olympus Master 2 и расширенным руководством пользователя;
• 2 ушка для крепления ремешка;
• ремешок для ношения на шее;
• шнурок для крепления крышки к корпусу;
• AV-кабель и USB-кабель;
• 4 батареи типа АА.

Технические характеристики:

• 1/2,3″ CCD-сенсор (5,9×4,4 мм), 8,5 Мп;
• 18x зум-объектив (27—486 мм в 35-миллиметровом эквиваленте), f/2,8—4,5;
• разрешение фотографий: 3264×2448, 3264×2176, 2560×1920, 2304×1728, 2048×1536, 1920×1080, 1600×1200, 1280×960, 640×480;
• видео со звуком: 640×480/320×240, 30 или 15 кадров в секунду;
• цифровая стабилизация изображения;
• механическая стабилизация изображения;
• автофокус TTL iESP с определением контрастности, 143 зоны автофокуса на выбор, определение лиц;
• дисплей, имеющий диагональ 2,5 дюйма и разрешение 230 000 пикселей;
• дистанции фокусировки: 1 см (супермакрорежим) — бесконечность;
• экспозамер: точечный, многозональный, центровзвешенный;
• коррекция экспозиции: от –2 до +2 EV, шаг 1/3 EV;
• светочувствительность ISO: 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400 (только в разрешении 2048×1536), AUTO;
• электронно-механический затвор;
• диапазон выдержек: 1/2000—640 c (BULB);
• встроенная вспышка: авто, принудительное включение/выключение, коррекция красных глаз, медленная синхронизация;
• радиус действия вспышки: до 4,5 м (широкий угол) / до 4,0 м (длинный конец зума);
• баланс белого: автоматический, 6 предустановок, ручная настройка, настройка баланса белого в диапазоне от –7 красный до +7 синий;
• режимы съемки: автоматический, программный, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручной, сюжетные программы, гид по съемке, видеосъемка, пользовательский (My1—My4);
• сюжетная съемка: «Пейзаж», «Пейзаж и портрет», «Ночная съемка», «Ночная съемка и портрет», «В помещении», «Свечи», «Автопортрет», «Портрет с доступным светом», «Закат», «Фейерверк», «Кухня», «За стеклом», «Документы», «Аукцион», «Сними и выбери 1», «Сними и выбери 2», «Пляж», «Снег», «Улыбка», «Широкий угол под водой 1», «Широкий угол под водой 2», «Макро под водой»;
• USB для подключения к ПК, совмещен с аудио- и видеовыходом (PAL/NTSC), DC IN;
• поддержка карт памяти: xD;
• форматы файлов: JPEG (Exif 2.2, 2 степени сжатия), AVI (Motion JPEG) со звуком (WAV 88 Kb/s, 11 кГц);
• языки меню: русский, английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, чешский, нидерландский, датский, польский, португальский, шведский, норвежский, финский, хорватский, словенский, венгерский, греческий, словацкий, турецкий, латвийский, эстонский, литовский, украинский, сербский;
• питание: 4 батареи типа AA;
• композитный корпус;
• габариты: 116×78,5×78 мм;
• масса: 365 г (без батарей и карты памяти).

В качестве конкурентов данного фотоаппарата можно назвать Sony DSC-H9, Panasonic Lumix DMC-FZ18, Sony DSC-H7, Olympus SP-550UZ.

Как и все ультразумы, Olympus SP-560UZ предназначен для продвинутых фотолюбителей, которым хочется поснимать и вблизи, и макро, и животных, а также позаниматься фотоохотой. Кроме автоматических настроек, в устройстве реализован полный доступ к ручным настройкам выдержки и диафрагмы.

Дизайн

Модель выполнена из черного пластика с «брызгами», что является еще одним признаком серьезной камеры (почти все профессиональные фотоаппараты выглядят так же). Из окрашенного темной матовой краской металла выполнена и передняя часть объектива. Производитель хорошо прорезинил изделие: стилизованные под кожаную фактуру резиновые вставки есть во всех возможных местах контакта рук фотографа с камерой, что обеспечивает дополнительную эргономичность. Шанс выронить устройство стремится к минимуму, причем фотоаппарат действительно приятно держать в руке.

Конструкцию обрамляет металлическая вставка, к которой крепится ремешок. Теоретически эта рама должна смягчить падение камеры или удары по корпусу модели. Сверху расположен барабан переключения режимов. Он легко проворачивается, однако перескочить нужный пункт довольно трудно. Кнопки управления сделаны из серебристого пластика, неплохо сочетающегося с общим дизайном камеры. Все они, кроме клавиши включения/выключения и настраиваемой кнопки стабилизации, находятся сзади.

Пятипозиционный джойстик обрамляет металлическое кольцо. Поначалу мы обрадовались, вспомнив решение в камере Canon Digital IXUS 75, но, как оказалось, зря, — это всего лишь элемент дизайна. А жаль, быстрого скроллинга камере Olympus как раз и не хватает.

Вокруг джойстика установлены еще 4 клавиши, управлять всей конструкцией удобно. Кнопки нажимаются туговато и имеют небольшой ход. Расположены они так, что одной рукой ими комфортно управлять лишь в том случае, если она маленькая. Всем, кто не подпадает под эту категорию, придется держать камеру двумя руками.

На тыльной стороне устройства находится 2,5-дюймовый дисплей. Он не маркий, однако немного бликует при ярком освещении. Видоискатель покрыт резиной, диоптрийную коррекцию можно настраивать колесиком слева. Внешнее стекло теперь не сферическое, а гладкое. Это хорошо, поскольку такую поверхность гораздо легче чистить от постоянно оседающей пыли. Вспышку поднять одной рукой теперь тоже нельзя: механическая кнопка расположена слева. Немного ниже размещены прикрытые большой резиновой заглушкой комбинированный USB-AV-выход и разъем для внешнего питания.

Что касается USB-кабеля, то обычный mini-USB-переходник не подойдет — у Olympus свой разъем. Камера определяется компьютером как съемный накопитель, поэтому на карту памяти можно записать еще что-нибудь. Фирменные карты xD «живут» под крышкой отсека справа.

При необходимости карту памяти можно быстро заменить без выключения камеры. Снизу традиционно расположен отсек на 4 батареи типа АА, который в целях безопасности блокируется триггером. Там же находится и пластмассовое гнездо под штатив.

На фронтальной части устройства видны LED подсветки автофокусировки и отверстие микрофона. Объектив обрамлен резиновым кольцом. Даже в максимально выдвинутом положении он не люфтит, чего нельзя сказать об объективе камеры Olympus SP-510UZ. Элемент выдвигается приблизительно на ширину самой камеры, зумирование происходит очень тихо и мягко. Изнутри защитная крышка покрыта ворсистой тканью — как по бокам, так и спереди. При выдвижении объектив сталкивает крышку, и она повисает на шнурке, прикрепленном к корпусу камеры. Такое решение позволяет сэкономить порой драгоценные секунды и больше нигде, кроме как в суперзумах от Olympus, не встречается.

Порадовало качество сборки и материалов: никаких скрипов, люфта и облезших поверхностей. Не появилось всего этого и в процессе эксплуатации камеры.

Меню

Подтверждать настройки нажатием кнопки Set не надо, что сокращает время на их выставление.

На начальном этапе в освоении меню должна помочь кнопка disp/help, выводящая подсказку по любому пункту меню и параметру настройки. Не лишним будет и режим съемки Guide, в котором камера подскажет, как добиваться определенных эффектов, и самостоятельно изменит настройки. В гиде можно просмотреть эффекты экспокоррекции и экспозамера, цвета и размытого движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Под иконками меню дублируются клавиши и их функции, отвечающие за навигацию. Если нажать кнопку disp, когда аппарат выключен, на дисплее отобразится текущее время и время будильника. К слову, последний не работает в бесшумном режиме, поэтому стоит позаботиться о включении громкого режима.

Одним словом, производитель решил не изобретать велосипед: меню камеры такое же, как и в остальных моделях Olympus. Работа с картой памяти индицируется миганием красного светодиода.

У Olympus SP-560UZ обширные возможности внутрикамерной обработки. Есть такие необычные функции, как фокус на лицо и редактирование мимики людей на фотографиях — от унылого и задумчивого выражения до улыбки. Кроме того, владелец камеры может создать открытку, календарь и воспользоваться другими шаблонами.

Возможности редактирования снимков существенно расширены поддержкой формата записи данных RAW (ORF). В этом формате сигнал с матрицы записывается без какой-либо предварительной обработки, что позволяет применять различные программные инструменты уже после съемки. Запись в RAW идеально подходит для тех случаев, когда нежелательно искажение изображения (вызываемое сжатием для формата JPEG) или когда есть только один шанс поймать ценный кадр. В редакторе можно будет выставить корректную экспозицию и правильный баланс белого, «вытянуть» детали из теней, выставить степень резкости конечного изображения в JPEG.

Время записи файла на карты памяти xD категории «M» составляет в среднем 9 секунд. Переходы в режиме просмотра между отдельными файлами занимают столько же времени. RAW-файлы можно минимально редактировать и при помощи самой камеры: резкость, насыщенность, контраст, качество извлекаемого JPEG. Для комфортной работы с RAW рекомендуем купить скоростную xD-карту категории «H».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выставлении баланса белого нельзя наглядно оценить результат, т. к. картинка почти полностью закрыта пунктами меню. Это ляп японских производителей.

К файлам можно добавлять звуковые комментарии, поворачивать их на 90°. Для ленивых или просто не желающих разбираться в настройках есть пункт «Автокоррекция».

В режиме просмотра можно увидеть гистограмму отснятого материала и параметры съемки. Используя кольцо зумирования, пользователь может как просмотреть детали кадра, так и «отъехать» на пиктограммы снимков вплоть до календаря, на котором отображается один из отснятых в день съемки кадров.

Чтобы упростить построение кадра, вместо привычного центрального прямоугольника фокусировки в меню можно настроить отображение сетки или диагонального перекрестия. А фон меню, к слову, можно замостить своей фотографией.

В Olympus SP-560UZ встроена функция распределения пикселей Pixel Mapping, которая используется для проверки и настройки светочувствительной CCD-матрицы и функции обработки изображений. Производитель предостерегает от частого использования этой возможности. Рекомендуемая периодичность — раз в год.

Камера определяет лица, но не очень уверенно: иногда сбивается на различные части тела и видит лица там, где их нет.

Чтобы не упустить интересный момент, есть возможность пресъемки со скоростью 15 кадров в секунду в урезанном до 1,2 Мп разрешении. В таком разрешении доступна и расширенная до 6400 светочувствительность.

В фотоаппарате 25 сюжетных программ, среди которых есть привычная для камер Sony функция: затвор спускается только тогда, когда лица в кадре улыбаются.

По сравнению с Olympus SP-510UZ время фокусировки уменьшилось, камера уверенно фокусируется даже при плохом освещении. Снимать видео и пользоваться зумированием можно только без звука, включенная звукозапись отменяет работу трансфокатора.

Автоматика вспышки работает отлично, получить пересвеченные кадры очень трудно. Иконка заряда батареи неинформативна: переход от полного заряда к полной разрядке очень быстрый.

Выдержка контролируется от BULB до 1/2000, что в два раза меньше нижней границы Olympus SP-510UZ. Кроме привычной автофокусировки есть возможность настройки на фокус вручную, а в серийных режимах съемки имеется и аналог AI Servo в зеркальных камерах — постоянная автофокусировка.

При съемке сложноосвещенных панорам в объективе появляются паразитные отражения. Бороться с ними довольно сложно, а бленды в комплекте нет.

Что касается фотографий, то на высоких ISO видны шумы. Это неудивительно, т. к. физический размер матрицы — 1/2,3″. Порадовали динамический диапазон, автобаланс белого и правильная экспозиция. Видно, что компания основательно поработала над недостатками предшественников.

ISO 50

 

ISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO AUTO

 

18x приближение

 

Разумеется, на длинном конце зума видны хроматические аберрации, но интенсивность их небольшая:

 

 

В помещении

 

В помещении со вспышкой

 

Благодаря фокусному расстоянию на длинном конце зума фотографы могут работать с глубиной резкости:

 

Вместо теста стабилизации приведем следующие фотографии, снятые без штатива на длинном конце зума:

 

Макросъемка:

 

Плюсы:

• качество сборки;
• быстрота в работе;
• естественная цветопередача;
• широкий угол в 27 мм;
• ручные настройки выдержки и диафрагмы;
• поддержка RAW;
• эргономичность;
• динамический диапазон;
• живая гистограмма;
• 4 настраиваемых режима My1—My4;
• механическая стабилизация;
• энергопотребление.

Минусы:

• отсутствие бленды;
• неинформативная индикация заряда;
• трудно управлять одной рукой.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что камера получилась очень удачной. Большинство недочетов, которые наблюдались в более ранних моделях, производитель устранил.

Честно говоря, в начале мы отнеслись к Olympus SP-560UZ скептически, но после ее эксплуатации сомнений в возможностях и качестве модели не осталось. Если вы выбираете гиперзум, то мы настоятельно рекомендуем присмотреться к этой камере.

Фото: Влад Борисевич

Возможные замечания, уточнения и предложения направляйте по адресу stelmakh@onliner.by